Обсуждались актуальные вопросы социально-экономического развития региона.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление губернатора Костромской области Сергея Ситникова о планах по газификации региона
Комментарий генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Сергея Густова
Комментарий председателя правления «Новатэка» Леонида Михельсона
Вопрос главы Администрации городского округа город Кострома Алексея Смирнова
Вопрос директора общеобразовательной школы №1 Костромы Натальи Пашкановой
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рад вас всех видеть. У нас сегодня насыщенный день: мы побывали сразу в двух регионах, в двух областях Центральной России – в Ярославской области и в Костромской. И хотя они не относятся к регионам-донорам, ситуация здесь, я бы сказал, в целом очень даже неплохая.
В Костромской области в прошлом году темпы роста промышленного производства были втрое выше, чем общероссийские показатели, – это 8,7%. У вас улучшается инвестиционный климат. По сравнению с предыдущим годом, то есть за 10 месяцев, инвестиции в основной капитал увеличились более чем на 15%. Видны неплохие тенденции в жилищном строительстве, розничной торговле, на рынке труда.
Участники встречи
-
PDF
153Kb
Список участников встречи с членами Совета по стратегическому развитию Костромской области, 13 марта 2020 год
Но, конечно, при этом здесь есть немало проблем, которые достаточно чувствительны для населения. Это прежде всего ситуация с уровнем жизни, с доступностью медицины (сегодня мы были в больнице), а также с вопросами качества образования, инфраструктуры для образования. Уровень зарплат работников образовательных учреждений и среднего медицинского персонала, к сожалению, здесь меньше, чем среднероссийские цифры. Не хватает врачей, хотя сегодня мы видели совершенно блестящих профессионалов, докторов-патриотов, которые работают в областной больнице.
Есть вопросы, связанные с тем, что мало мест в школах и дети учатся в две смены. Все эти проблемы, конечно, необходимо решать.
Также обсуждали сегодня много вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Большинство коммунальных сетей и очистных сооружений изношены и требуют модернизации. Достаточно медленно идёт газификация населённых пунктов. XXI век, центр России, а люди живут без газа в домах! Конечно, это просто непозволительно, такого просто быть не должно.
Регион с хорошим инвестиционным потенциалом по-прежнему пользуется канализацией советских времён. А люди вынуждены лечиться в больницах, построенных ещё при царе-батюшке, без элементарных удобств. Мы сегодня были в одной из таких больниц, где в 1760 году был кожевенный завод, даже поднялись специально наверх, посмотрели. Остались ещё баки и соответствующие сооружения, которые были при прежнем собственнике, где варили кожу. Это не просто грустно – это недопустимо. Отделение гинекологии, которое там находится, которое мы сегодня посетили, наводит на мысли о чём угодно, только не о счастливом материнстве. Решение таких проблем откладывать нельзя. И я уверен, что мы приложим совместно все усилия, Правительство точно будет делать всё, чтобы эту ситуацию кардинально изменить.
В своём послании Президент чётко расставил приоритеты нашей политики: улучшение демографической ситуации, поддержка семей с детьми, развитие первичного звена здравоохранения. И нужно сделать всё, чтобы планы людей на будущее, счастье их семей не разбивались о бытовые преграды.
Все наши национальные проекты и государственные программы должны дойти до людей. Только что мы провели совещание в Переславле-Залесском по вопросу развития малых городов. И темы, которые были затронуты, касались в том числе и Костромской области. Да и саму почти 300-тысячную Кострому трудно назвать мегаполисом. Вниманием высоких гостей она, скажем так, не избалована. Жизнь здесь далека от идеала, и нужно ещё многое сделать, чтобы эти изменения к лучшему люди почувствовали как можно быстрее.
Безусловно, многое сегодня делается. И мы приехали для того, чтобы поддержать Сергея Константиновича – губернатора, который очень много делает для того, чтобы изменить эту ситуацию. Вместе разобраться в проблемах и помочь их решить. Мне кажется, чем откровеннее будет наш разговор, тем больше от него будет пользы.
Давайте начнём. Слово – Сергею Константиновичу Ситникову, губернатору Костромской области.
С.Ситников:
Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Михаил Владимирович, я
признателен за добрую оценку родного моего региона и за очень доброе отношение
к костромичам. Наша область достаточно уникальна, у неё древняя история, это
правда. История сложная, связанная с множеством различных реорганизаций,
изменением территории. К сожалению, так получилось, что, когда шла самая
активная стадия индустриализации, развития промышленности, экономики, у области
не было своей идентичности, поэтому одна из, наверное, самых серьёзных проблем,
которая сегодня не позволяет надлежащим образом региону развиваться, – это
отсутствие необходимой инфраструктуры. Одной из таких проблем является газ. По
большому счёту у нас газифицирована только юго-западная часть региона. Бо́льшая
часть населённых пунктов остаётся без газа. Но исходя их топологии нашей
области, исходя из специфики наших населённых пунктов – малосельности, – мы
прекрасно понимаем, что создать сегодня сеть на территории 60 тыс. кв. км
просто невозможно.
Вместе с тем в тех планах газификации, которые были, которые остаются, есть такие города, которые развиваются, которые ждут прихода газа. Это и Антропово, Нея, Парфеньево, Мантурово, Шарья. С 2011 года ведётся строительство газопровода-отвода Галич – Нея – Мантурово – Шарья. Ожидания этого газопровода были очень серьёзными, но, к сожалению, начиная с 2013 года строительство газопровода было приостановлено, для того чтобы внести корректировки. В это же время произошли определённые изменения – у нас основным поставщиком газа стал «Новатэк», чуть позже к «Новатэку» ещё присоединилась «Роснефть». Таким образом, у нас сегодня две компании, которые поставляют газ на территорию региона. Должен сразу сказать, Михаил Владимирович, что у нас с этими компаниями отношения абсолютно нормальные, они сегодня помогают в значительной степени нам заниматься строительством квартальных, межпоселковых газопроводов, в социальных программах наших участвуют. Более того, ещё и выделяют средства на то, чтобы мы могли заниматься газификацией в населённых пунктах. То есть в плане отношений у нас всё выстроено, у нас всё здорово.
К сожалению, магистраль не строится, это приводит к различным последствиям, и социальным, и экономическим. По социальным. Буквально две недели назад мы сделали анализ: каким образом за несколько лет происходит отток населения из региона. То, что отток населения есть, это понятно, потому что рядом находится Москва, Московская область – мощнейшая агломерация с более высокими заработными платами, с бо́льшими возможностями.
Вместе с тем из негазифицированных районов население мигрирует на 38% больше, чем из газифицированных – это один из фактов. В период ожидания прихода газа в Мантурово и Шарью мы, к сожалению, потеряли несколько заявленных инвестиционных проектов, которые были связаны со строительством кирпичных заводов, деревообрабатывающих мощных производств. Это тоже не здорово влияет на проблематику экономического и социального развития.
Анализ, который мы сделали по теплоэнергетике, тоже показывает, что в условиях отсутствия газа, завозного топлива – а это уголь, мазут – мы несём огромные потери на тепловом дисбалансе.
Простой пример – город Шарья. С советских времён осталось огромное тепловое предприятие, которое обеспечивало большой завод, обеспечивало территорию всего города. Для содержания сегодня одной этой котельной приходится тратить 30% муниципального бюджета, для того чтобы эта генерация не закрылась. Это притом что Шарья сама на 70% дотируется из областного бюджета.
Я обращаюсь к Председателю Правительства, обращаюсь к коллегам из «Газпрома» с убедительной просьбой вернуться к газификации региона и в кратчайшие сроки решить проблему, связанную с подачей газа по ветке Галич – Нея – Мантурово – Шарья.
М.Мишустин: Спасибо. Надо разобраться комплексно, поэтому я прошу Александра Валентиновича (А.Новака) выступить.
А.Новак:
Тема газификации очень важна для региона. Необходимо принять срочные меры,
чтобы обеспечить достройку газопровода и в целом реализовать программу
газификации.
В настоящее время в соответствии с методикой, утверждённой Министерством энергетики, уровень газификации Костромской области составляет 55,4%. Потенциальный уровень газификации составляет 84,7%, он считается исходя из структуры регионального топливно-энергетического баланса. То есть необходимо к существующему уровню добавить ещё порядка 30%.
В регионе на сегодня эксплуатируется около 4 тыс. км газовых сетей. Природным газом газифицировано 292 населённых пункта, более 182 тыс. квартир и домовладений. Общее потребление составляет 4,4 млрд куб. м газа. При этом население потребляет всего 200 млн куб. м, оставшееся – это промышленность, в основном Костромская ГРЭС.
На территории Костромской области реализацией газа занимаются две независимые компании – компания «Роснефть», которая поставляет газ для Костромской ГРЭС, и компания «Новатэк», которая поставляет газ для населения. При этом соотношение составляет примерно: 80% – «Роснефть», 20% – «Новатэк».
Необходимо отметить, что в Костромской области утверждена региональная программа газификации на период до 2023 года, она включает в себя объём финансирования 9,96 млрд рублей. В основном это внебюджетные источники, практически нет средств федерального бюджета – всего 6 млн рублей, и 1 млн – областной и местные бюджеты.
Хотел бы отметить, что источники внебюджетного финансирования – это в основном средства компании «Газпром», которая предусматривает в том числе ресурсы для строительства газопровода Галич – Мантурово – Шарья. Кроме того, источником финансирования мероприятий по газификации в регионе являются средства ПАО «Новатэк» в объёме 50 млн рублей ежегодно – в соответствии с подписанным соглашением между регионом и компанией, средства специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям – порядка 100 млн рублей ежегодно, средства компании «Роснефть» – 245 млн рублей, также в соответствии с подписанным соглашением.
В рамках реализации программы планируется прирост объёма потребления природного газа на 565 млн куб. м, увеличение протяжённости построенных газопроводов-отводов на 170 км, строительство пяти газораспределительных станций, обеспечение природным газом 329 населённых пунктов, увеличение протяжённости построенных межпоселковых газопроводов – на 47,3 км, обеспечение природным газом 19 тыс. квартир, домовладений, увеличение протяжённости внутрипоселковых уличных газопроводов – на 838 км. Также программой предусмотрен перевод на природный газ автотранспортной техники.
Что касается газопровода-отвода Галич – Мантурово – Шарья. Это газопровод протяжённостью более 180 км, мощностью 570 млн куб. м природного газа. Объём инвестиций в его строительство составляет 7,4 млрд рублей. Указанный объект пройдёт практически через всю область, будет способствовать газификации потребителей 14 районов Костромской области. Ожидаемый прирост потребления составит почти 70 млн куб. м газа. Это на первом этапе. Всего, как я уже сказал, 570 млн куб. м.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации о газификации Костромской области администрацией совместно с «Газпромом» также подготовлена «дорожная карта» по реализации указанного газопровода-отвода. «Дорожная карта» всеми участниками согласована. Предусматривает четыре этапа реализации в период до 2023 года.
Мы провели ряд совещаний в Министерстве энергетики при подготовке, Михаил Владимирович, Вашей поездки, – я лично проводил совещание несколько дней назад, – на которых присутствовали представители Костромской области, «Газпрома», «Новатэка» и других участников процесса. «Газпром» подтвердил готовность реализовать этот проект в сроки, предусмотренные «дорожной картой», – в период 2020, 2021 и 2022 года, поэтапно.
В 2020 году предусмотрен первый этап инвестиционной программы – до посёлка Парфеньево. Объёмы инвестиций предусмотрены в программе – 1,8 млрд рублей. Уже 2 млрд рублей освоено. Действительно, этот проект затянулся – он давно строится. Но в 2020 году, до конца года, по информации «Газпрома», газ точно должен дойти до Парфеньево. В 2021 году – Мантурово. Предусмотрены средства – 2,4 млрд рублей. И непосредственно уже до Шарьи – 2022 год. Ещё 800 млн рублей.
Мы в соответствии с подписанной «дорожной картой» будем контролировать, чтобы все инвестиции своевременно были освоены «Газпромом» и регион своевременно получил газ в населённые пункты в соответствии со строительством этого газопровода.
М.Мишустин: Густов Сергей Вадимович – генеральный директор ООО
«Газпром межрегионгаз».
С.Густов: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Сергей Константинович, уважаемые коллеги! Действительно, уровень газификации Костромской области ниже среднероссийского – 60% мы оценивали на 1 января 2020 года, при среднем по стране 70,1%. На территории Костромской области введены в эксплуатацию 11 ГРС. Построены газораспределительные сети протяжённостью 4081 км, и полностью газифицировано 295 населённых пунктов. В 2018 году ПАО «Газпром» и администрацией Костромской области была утверждена «дорожная карта» реализации газопровода-отвода Галич – Мантурово – Шарья, предусматривающая поэтапный ввод объекта в эксплуатацию до 2022 года. А именно: первый участок (подтверждаю слова министра), до ГРС Парфеньево – 2020 год; второй участок, ГРС Нея – 2021 год; ГРС Мантурово – 2021 год, окончание строительства вводом в эксплуатацию ГРС Шарья – июнь 2022 года.
В настоящее время положительное заключение Главгосэкспертизы получено по всем четырём этапам, проводятся строительно-монтажные работы. Для выполнения соглашения в инвестиционной программе ПАО на этот год предусмотрено 1 млрд 810 млн рублей с планируемым объёмом ввода основных фондов 1,7 при общей сметной стоимости проекта (подтверждаю слова министра) 7,4 млрд рублей. Завершение строительства газопровода позволит создать условия для продолжения газификации и достижения искомой цифры – 84,7 % газификации в регионах.
М.Мишустин: Спасибо. Пожалуйста, Леонид Викторович Михельсон, председатель правления «Новатэка».
Л.Михельсон: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Сергей Константинович (С.Ситников), участники совещания. После выступления Сергея Вадимовича (С.Густов) мне и добавить особо нечего про строительство газопровода. Но я хотел бы два слова сказать об участии в поставках газа в область и чуть шире коснуться вопросов газификации.
С декабря 2012 года мы приобрели сбытовую компанию у «Газпрома» и поставляем газ Костромской области. До 1 января 2016 года мы полностью снабжали область. После того как «Роснефть» начала поставлять газ на Костромскую ГРЭС, крупнейшую, объёмы наших поставок составляют где-то 20%. Из этого объёма, где-то 900 млн кубов, 20%, – это бюджетные организации, 20% – население. Вы знаете, что для населения цены ниже, чем обычные регулируемые.
В 2016 году «Новатэк-Кострома» мы включили в консолидированную группу налогоплательщиков «Новатэка», что нам позволило, по договорённости с губернатором, в два раза увеличить ежегодные налоговые отчисления в область. Они составили за эти годы порядка 2 млрд 400 млн рублей. Наши поставки наполняют бюджет. В том же году мы подписали соглашение с Костромской областью, которое предусматривает, что из этих дополнительных средств администрация будет направлять 50 млн рублей на газификацию. Мы думаем, что «Роснефть» точно так же выполняет эту работу, согласно своей доле, насколько мы информированы, то есть область имеет где-то 250 млн рублей для инвестиций в развитие газификации. Сказано, что в настоящий момент газифицировано всего семь районов из 24, и вот этот газопровод может позволить дальше газифицировать область. Область сформировала заявку на потребление в зоне этого газопровода на 660 млн кубов в год, мы подтвердили возможность обеспечения всего этого объёма из собственных ресурсов. Важная цифра, что в цене поставляемого газа в Костромской области порядка 2 тыс. рублей, это где-то 45% от стоимости газа, составляет оплата транспортировки, и мы прикидываем, что, когда выйдет на 660 млн кубов дополнительное потребление, будет дополнительная выручка для «Газпрома» в районе 1,2 млрд рублей за этот дополнительный объём. А вообще «Новатэк» обеспечивает потребителей в России, ежегодно транспортируя где-то порядка 60 млрд кубов, и оплачивает «Газпрому» порядка 90 млрд рублей за транспортную работу. При этом мы регулярно сталкиваемся с наличием узких мест в ГТС «Газпрома», это естественно по развитию потребления. Как пример, Челябинская область, в которую мы поставляем порядка 14 млрд кубов.
Выручка «Газпрома» от оказания услуг по транспортировке ориентировочно составляет 1,2 трлн рублей, из которых где-то 600 млрд рублей – это транспортная работа для обеспечения внутреннего рынка. Доля выручки «Новатэка» в этом общем объёме составляет 15%. В тарифе на транспортировку почти половина необходимой выручки для внутреннего рынка – а это порядка 250 млрд рублей – обосновывается как необходимые амортизационные отчисления, которые и являются источниками инвестиций в развитие ГТС.
Мы направляли в ФАС и Минэнерго наши предложения по внедрению механизма инвестиционного вычета из тарифа на услуги по транспортировке по ГТС, внедрение которого обеспечит непосредственное участие независимых поставщиков и в развитии ГТС. Доля, если посчитать эти 15%, в этом тарифе равна сумме порядка 35 млрд рублей. То есть такие отчисления, такой инвестиционный тариф позволит «Новатэку» заниматься строительством и этого газопровода, и в любом другом месте.
Аналогичная схема нами применяется во взаимоотношениях с «РЖД», в рамках которых мы проинвестировали в развитие железных дорог сумму, эквивалентную порядка миллиарда долларов, за счёт понижающего тарифа.
В прошлом году при поддержке Антона Германовича (Силуанова) было внесено дополнение в Налоговый кодекс по инвестиционному вычету из налога на прибыль, который был опробован в прошлом году. Эти деньги направляются на развитие инфраструктурных проектов, которые находятся в федеральной собственности.
Для введения правового механизма инвествычета из тарифа на услуги «Газпрома» по ГТС надо внести изменения в 69-й закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и предусмотреть обязанность государственного регулятора (сегодня это ФАС) на услуги естественных монополий по представлению Минэнерго утверждать размер инвествычета для обеспечения возврата независимым производителям газа инвестиций, которые мы в состоянии направлять на развитие нашей газотранспортной системы.
М.Мишустин: Я хотел бы, чтобы Антон Германович (Силуанов) сразу ответил.
А.Силуанов: Михаил Владимирович, действительно, мы с целью стимулировать субъекты Российской Федерации развивать инвестиционную активность и поддерживать инвесторов начиная с текущего года предусмотрели дополнительные меры стимулирования регионов, для того чтобы они использовали такой инструмент, как инвестиционный налоговый вычет. Предусмотрели дополнительные ресурсы в сумме 30 млрд рублей в бюджете на текущий год и предстоящую трёхлетку, с тем чтобы компенсировать до двух третей от объёмов снижения доходов в результате применения такого налогового вычета.
Определили сейчас с Министерством экономического развития проект порядка предоставления этих ресурсов и проект порядка предоставления налогового вычета.
Сразу хочу сказать, что не по всем таким инвестициям предусматривается у нас налоговый вычет. Речь идёт о том, что по организациям – субъектам естественной монополии, по добыче полезных ископаемых, по транспортировке мы пока не рекомендуем коллегам предоставлять налоговый вычет.
В первую очередь, конечно, мы говорим о том, что надо развивать малое и среднее предпринимательство, те отрасли, которые дадут наибольший эффект с точки зрения и занятости, и добавленной стоимости. Поэтому этот инструмент будет особо активно внедряться в текущем году.
Если можно, буквально ещё два слова скажу. Хотел похвалить субъект Российской Федерации за хорошую финансовую устойчивость, которая за последние два года увеличилась. Объём долговой нагрузки сократился с 143% к объёму налоговых и неналоговых доходов до уровня менее чем 90%.
М.Мишустин: За счёт чего?
А.Силуанов: За счёт того, что регион активно погашал долги и наращивал свой собственный налоговый потенциал. Регион очень активно наращивал инвестиции – динамика роста инвестиций превышает в целом динамику по Российской Федерации. На 10% в прошлом году выросли инвестиции, притом что по Российской Федерации было 1,7%. И, что очень важно, возрос внешнеторговый оборот – на 182% к уровню предыдущего года. Поэтому регион инвестиционно привлекательный, улучшаются показатели бюджета. Больше ресурсов выделяется на выполнение социальных обязательств, зарплатных, в том числе в бюджетной сфере. Мы видим, что показатели по заработной плате тоже опережают среднероссийский темп. Очень позитивное развитие в субъекте мы отмечаем.
М.Мишустин:
Спасибо. Я разбирался с ситуацией, специально смотрел, что получилось, и был
крайне удивлён. С 2002 по 2014 год Костромская область была участником
программы газификации регионов. После 2014 года, когда независимая компания «Новатэк»
стала реализовывать газ на территории Костромской области как независимый
поставщик, она из этой программы вышла. Но у нас было очень много разговоров и
договорённостей с «Газпромом», в частности было поручение Президента достроить этот
объект. Начали строить в 2010 году. Потом ещё раз – в 2014 году. Далее
губернатор и все неоднократно просили сделать это. Мы говорим о том, что есть
потенциал и всё остальное, но практически на 10% ниже процент газификации
Костромской области. Тот самый газопровод-отвод и ныне там. Я посмотрел – за
счёт администрации практически построено два межпоселковых газопровода. Всё,
что обещали, идёт в реконструкцию уличных сетей в трёх городах, два
соответствующих газопровода. ОАО «Газпроминвест», как договорились, в 2020 году
выделил 1,7 млрд рублей для реализации первого этапа, о чём договорились.
Администрация сейчас выполнила то, что обещала, объективно. «Газпроминвест»
сказал, что он не успевает. Верно?
С.Густов: С 2014 года работа не ведётся.
М.Мишустин: Я про другое. У нас есть план, мы решали вопрос. В этом плане 1,7 млрд выделено. У меня информация о том, что вы не подтверждаете окончание работ в соответствующем соглашении. Просто ответьте, Сергей Вадимович.
С.Густов: Своим выступлением от имени ПАО «Газпром», поскольку я здесь официальный представитель, подтверждаю выполнение первого участка, ГРС Парфеньево, в 2020 году.
М.Мишустин: Отлично. Это 1,7 млрд рублей. Верно?
С.Густов: 1,81, да. ГРС Нея – 2021 год, ГРС Мантурово – 2021 год. И газопроводы-отводы соответственно к ним. И ГРС Шарья – июнь 2022, ровно как подписано в соглашении между ПАО «Газпром» и администрацией Костромской области.
М.Мишустин: Понятно. Я слышу Леонида Викторовича, который говорит о том, что, конечно, если это невыгодно частным… У вас есть акционеры, и нужно в этом смысле решить, каким образом достраивать и каким образом сбалансировать эту ситуацию, чтобы хотя бы привести регионы к примерной средней цифре газификации по всей стране. Мы должны, наверное, разобраться в этом, чтобы говорить со всеми уважаемыми нашими компаниями, может быть, даже инициируем по этому поводу большое совещание. И просьба к Антону Германовичу совместно с «Газпромом» и «Новатэком» подготовить предложения как по завершению строительства газопровода-отвода Галич – Мантурово – Шарья, так и вообще рассмотреть с их участием общую ситуацию в стране. Потому что сколько можно, я слышу губернатора и коллег, давайте уже завершать. Давайте поставим этот вопрос у Правительства на особый контроль и будем регулярно к этому возвращаться.
Есть предложение перейти к вопросам. Если кто-то хочет выступить – пожалуйста.
А.Коновалов (депутат Костромской областной думы, генеральный директор ООО «СВИСС КРОНО Леспром»): Уважаемые Михаил Владимирович, Сергей Константинович, уважаемые коллеги. Я сегодня представляю город Шарью. Шарья является северной столицей нашего края, мы находимся далеко от областного центра, 300 км, и сегодня на территории северо-востока Костромской области ощущается значительный дефицит спортивных сооружений. При этом идея здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом пользуются большой популярностью.
В Шарье есть школа олимпийского резерва, ребята занимаются лёгкой атлетикой, хоккеем. В соседних муниципальных образованиях есть хоккейные команды, детские команды, но спортсмены вынуждены заниматься на открытых площадках. Необходимо, конечно, строить современный спортивно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом, и он будет служить не только для Шарьи, но и для города Мантурова и соседних муниципальных образований. На сегодняшний день пройдена государственная экспертиза проекта, получено положительное заключение, смета проходит проверку достоверности.
Уважаемый Михаил Владимирович, просьба поддержать проект, он необходим для северо-востока, для жителей.
М.Мишустин: Цифры? 253 млн. Подтверждаем?
А.Силуанов: Деньги по Вашему поручению учтём в текущем году.
М.Мишустин: Договорились. Тогда включим строительство ФОКа в трёхлетку, в федеральный бюджет, такое поручение будет дано Минспорту и Минфину России.
А.Смирнов: Уважаемый Михаил Владимирович!
Я глава города Костромы. Благодарен Вам за визит в Кострому, мы все благодарны. Вы первый Премьер-министр, который лично приехал в регион. Это так, исторический факт.
Я горжусь нашей Костромой, которую жители и гости города любят за старинную архитектуру и ненарушенную индустриализацией природу. На сегодняшний день одним из ключевых условий сохранения нашего основного природного богатства – реки Волги – является решение вопроса о модернизации городской системы водоотведения. Существующая система представляет собой два отдельных комплекса очистных сооружений на обоих берегах реки. Используемое оборудование и технологии очистки морально устарели и приводят к попаданию в Волгу недоочищенных стоков.
Благодаря поддержке Минстроя и Минприроды в рамках федеральной программы «Оздоровление Волги» Костромской области на 2022–2024 годы предусмотрены средства на реконструкцию очистных сооружений в правобережной части города. Однако, понимая значимость данного вопроса, мы готовы приступить к реализации проекта уже в текущем году и завершить его на год раньше. Это станет возможным, если Вы поддержите нас и поручите выделить в этом году дополнительное финансирование в рамках программы либо за счёт резервного фонда на разработку проектной документации. Пересмотр сроков финансирования проекта позволит максимально быстро завершить первый этап модернизации системы водоотведения и приступить к реализации второго этапа, заключающегося в ликвидации очистных сооружений на левом берегу, на котором мы с вами сейчас находимся, что в свою очередь не только благоприятно скажется на качестве воды в Волге, но и расширит возможности развития города.
М.Мишустин: Спасибо, Алексей Васильевич. Сегодня мы говорили об этом и в Ярославской области. Волгу нам надо беречь и чистить. Чтобы модернизировать существующие очистные сооружения, которые были построены 50 лет назад, нам нужны серьёзные капитальные вложения. По плану, к 2024 году объём загрязнённых стоков с территории Костромской области должен сократиться втрое. Мы говорим о Коркинских очистных сооружениях. Введены в строй они были (мне дали справку) 45 лет назад. Очистка фактически идёт с двойным превышением по нитратам и значительным – по азоту. Это всё очень грустно.
У нас предварительно сформулированы поручения. Мы их рассмотрели и постараемся помочь вам уже в этом году и на трёхлетку. Прежде всего нужно выделить средства на разработку проектной документации для реконструкции как раз Коркинских очистных сооружений. Это будет сделано из резервного фонда Правительства. Сейчас мы сразу же примем эти решения. И потом контракты подключат, нужно будет рассматривать на трёхлетку. Я считаю, что это нужно поддерживать и вообще чистить Волгу.
С.Калашник (председатель комитета по экономической, промышленной политике и предпринимательству Костромской областной Думы): Уважаемый Михаил Владимирович, Сергей Константинович! Хотел бы несколько предложений сформулировать по развитию экономики. Несмотря на то что прозвучали впечатляющие показатели последнего года, есть ещё над чем работать.
Первое предложение такое. Сейчас существует ряд работающих постановлений Правительства, которые направлены на стимулирование развития промпредприятий через предоставление мер господдержки. На примере автомобильной промышленности это 191-е, 496-е, 3-е постановление Правительства. Их объединяет то, что в заключённых между Минпромторгом и предприятиями договорах в каждом есть оговорка, что субсидия предоставляется только при наличии соответствующего бюджетного финансирования. Поэтому получаемые предприятиями субсидии носят вероятный характер и учитываются предприятиями как прочие доходы.
Для того чтобы повысить, и сильно, эффективность этих и подобных инструментов, предлагаю рассмотреть вопрос гарантированного выделения денег под каждый заключаемый Минпромторгом договор. То есть для того, чтобы предприятие понимало, что на весь срок реализации проекта или заключаемого экспортного контракта оно может рассчитывать либо на сниженную ставку, либо на транспортную субсидию при экспорте. Это как раз поможет предприятию склонить маятник решения в тот самый момент, когда он колеблется между «да» и «нет».
А банки по той же причине будут активнее софинансировать инвестиции и поддерживать экспортёров оборотным капиталом.
Второе предложение непосредственно для Костромской области. Я считаю, что есть смысл подумать о таком эксперименте. У нас есть налоговый режим, который применяется для компаний – резидентов территорий опережающего развития. Я считаю, что в течение ближайших пяти лет можно было бы дать возможность костромским предприятиям применять подобный налоговый режим, но с обязательством инвестировать все средства, полученные в виде льготы, в увеличение экспорта либо в рост производительности труда.
М.Мишустин: Что это вам даст, если вы увеличите экспорт? Получите льготу, увеличите экспорт, а вам что это даст?
Территория опережающего развития имеет соответствующие льготы: 7% ставка на страховые взносы и многое другое. Это льготы. Соответственно, если Вы говорите: «А мы направим эти льготы (которые мы Вам предоставим) на развитие экспортного потенциала!», что это даст Костромской области?
С.Калашник: Территория опережающего развития в Костромской области – только Галич. Она создана, понятно, для того чтобы снизить зависимость моногорода от градообразующего предприятия.
М.Мишустин: Я понимаю, о чём Вы говорите. Но если даже и говорить об этом, то надо уж точно не экспорт стимулировать, а внутри что-то создавать, налоговую базу и прочее.
С.Калашник: Я просто считаю, что такой общегосударственный эффект в каждом экспортном рубле составляет 30–40 копеек. Это и занятость, и налог с этой занятости, и деньги, которые остаются в регионе, и рост покупательской способности и так далее.
Можно оценивать по-разному, но тем не менее мне кажется, что только экспорт может существенно налоговые и неналоговые доходы увеличить. Они у нас в прошлом году здорово выросли – выше, чем среднероссийские темпы, но они пока недостаточны, чтобы покрывать потребности бюджета.
У меня есть третье предложение. Оно касается ситуации, в которой мы последнюю неделю находимся. Промышленники переживают, потому что мы уже в ней были. Мне кажется, что, для того чтобы банки не приостанавливали кредитование, чтобы не берегли ликвидность – хотя с ней сейчас всё нормально, – необходимо, чтобы Центральный банк и, может быть, Правительство сформировали и огласили, главное, чёткий перечень инструментов, которые могут быть применены для поддержки ликвидности в случае, если с ней будут проблемы. Потому что банки могут подождать, а у промышленности, которая работает нон-стоп, возможности выдержать соответствующую паузу нет. Я знаю, что инструменты такие есть, Центробанк заявляет, что они есть, но нужен конкретный список под конкретные условия, чтобы банки не боялись и не придерживали ликвидность.
М.Мишустин: Первое, о чём Вы сказали, первый Ваш вопрос – речь идёт о 191-м постановлении Правительства, которое дало новый механизм для квалификационного отбора. Там примерно 800 компаний участвовали, где-то 350 соглашений было подписано. Общий объём запрошенного финансирования был 1,5 трлн рублей. Но процедура отбора оказалась достаточно сложной. На практике всё это мы видим. Минпромторг уже подготовил соответствующие предложения, чтобы изменить процедуру. Дам поручение Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе, чтобы мы ускорили работу над этими изменениями. Это будет в протоколе.
Второе. Сегодня мы говорим о льготах опять – инвестиционные льготы и так далее. Система налогообложения Российской Федерации имеет различные льготные режимы, которые можно применять, включая режим для самозанятых, патент, другие инструменты. Конечно, надо помогать там, где есть возможность. Но, с другой стороны, вы же свой бюджет не соберёте, который Сергей Константинович так бережно сейчас собрал, снизив те самые бюджетные зависимости. Это очень важно. Очень важно наращивать свой потенциал, свою налоговую базу.
По поводу инструментов. Хочу сказать, что они есть. Более того, мы с Банком России совместно выработали сейчас определённый алгоритм действий в непростое время. Фактически мы на сегодняшний день координируем в буквальном смысле слова в реальном времени все свои действия, и в том числе мы говорили о возможных вариантах помощи, в частности ликвидности, которые будут реализованы.
Давайте сейчас посмотрим, как эта ситуация будет развиваться. Абсолютно вас слышим и думаем, что будет на это реакция.
Н.Пашканова (директор общеобразовательной школы №1 Костромы): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Сергей Константинович, коллеги и участники совещания! Пашканова Наталья Александровна, директор средней общеобразовательной школы №1 города Костромы.
Я сегодня представляю учительское сообщество нашего региона, и в первую очередь мне хотелось бы сказать о том, что сегодня учителя, педагоги школ города Костромы, школ Костромской области видят то большое, просто огромное внимание, которое уделяют и Президент Российской Федерации, и Правительство развитию отрасли общего образования. Мы прекрасно видим и положительно оцениваем такие замечательные события, как активное строительство детских садов, школ, как принятые решения по поводу организации бесплатного питания для учащихся начальных классов, как решение о доплате классным руководителям. Эти шаги очень важные, и поверьте, что не только учителя, но и все участники образовательных отношений их оценивают очень высоко.
Но, как уже сегодня прозвучало, существует проблема, и она характерна для Костромской области, для школ – это наличие второй смены.
В городе Костроме, в областном центре, мы уже начали решать эту проблему, и впервые за 25 лет в январе этого года открылся новый корпус гимназии №33 на тысячу учащихся.
К концу текущего года планируется открытие новой школы, тоже на тысячу учащихся. Но, наверное, было бы справедливо и правильно, чтобы в таких современных условиях, а самое главное – в одну смену учились дети и в других муниципальных образованиях нашего региона.
Например, сегодня неоднократно звучала Шарья – развивающийся муниципалитет, фактически центр лесопромышленного комплекса. У нас есть развивающийся посёлок Красное-на-Волге, который является ювелирной столицей, и не только нашего региона, но, наверное, и нашей страны. Нужно сказать, что в этих муниципалитетах количество детей сейчас постоянно растёт и порядка 20% уже обучаются во вторую смену. Количество обучающихся во вторую смену может ещё больше увеличиваться, чего нельзя допустить.
Поэтому, уважаемый Михаил Владимирович, мы бы хотели обратиться с просьбой об оказании содействия в выделении дополнительных денежных средств на строительство двух новых школ – в Шарье и в Красном-на-Волге – на тысячу учащихся, чтобы решить задачу, поставленную Президентом, по ликвидации второй смены конкретно в данных муниципальных образованиях.
М.Мишустин: Спасибо, Наталья Александровна.
То, что в России становится больше школьников, – это очень хорошо. У нас есть средства, которые мы планируем предоставить в рамках субсидий федерального бюджета на то, чтобы более 400 тыс. дополнительных мест в школах сделать. Это примерно 106,5 млрд рублей на всё из федерального бюджета. Но до 13 апреля регионы должны представить свои расчёты и информацию о состоянии системы образования, для того чтобы мы эти параметры учли, и в том числе параметры демографических прогнозов в соответствии с национальными целями.
Соответственно, на этой основе будут рассчитаны размеры субсидий.
Я по приезде дам соответствующее поручение Минпросвещения, чтобы учесть ваши потребности. Надеюсь, что это будет сделано.
Пожалуйста, с расчётами нужно быть аккуратными и всё представить вовремя.
Ещё раз огромное всем спасибо. Дело не в визите руководства, как Вы сказали, или кого-то ещё, а дело в том, чтобы мы скоординированно решили задачи, которые стоят перед регионом. И поверьте, мы поставим всё на строгий контроль и то, что обещали, выполним.