Первый вопрос повестки – о поправках Правительства к законопроекту «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации».
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Прежде чем мы перейдём к повестке заседания Правительства, я хотел бы сказать несколько слов о текущей ситуации в экономике. Последние несколько дней финансовые и глобальные нефтяные рынки находятся под влиянием негативных событий – это эпидемия коронавируса и решение стран Организации экспортёров нефти выйти из соглашения о сокращении добычи. В этой связи я хотел бы отметить следующее.
Первое. Не мы были инициаторами выхода из этого соглашения. Напротив, мы предложили продлить соглашение на действующих условиях как минимум до конца II квартала или на год. В том числе чтобы не осложнять ситуацию, которая сложилась с распространением коронавируса. Наша позиция была абсолютно выверенной и обоснованной, так как спрос на энергоносители уже уменьшался из-за замедления мировой экономики и сокращения международной торговли. Страны ОПЕК приняли решение не продлевать соглашение на текущих уровнях. А Саудовская Аравия, будучи лидером ОПЕК, объявила о беспрецедентном снижении цен на свою нефть и увеличении добычи до рекордных уровней, что привело к падению рынков.
Повестка заседания
Второе. Ситуация в российской экономике находится под контролем Президента и Правительства. У нас есть все инструменты, чтобы пройти её спокойно, без потрясений. У нас достаточно ресурсов, чтобы сохранять финансовую стабильность. Совместно с Банком России мы оперативно принимаем все необходимые меры по стабилизации ситуации. Банк России на 30 дней приостановил закупки валюты на рынке, а Министерство финансов объявило о её продаже, чтобы компенсировать потери бюджета. Эти меры уже дали определённый результат.
Участники заседания
-
PDF
134Kb
Список участников заседания Правительства, 12 марта 2020 года
Сейчас не только
российская экономика находится под влиянием негативных факторов. По оценке
международных организаций, только из-за вспышки коронавируса вся мировая
экономика может потерять полпроцента ВВП.
Это, если хотите, новая экономическая реальность. Мировые фондовые индексы и нефтяные цены снизились. Так дёшево нефть стоила четыре года назад.
Но тогда последствия были незначительными. Наша экономика показала свою гибкость и способность адаптироваться к непростой ситуации. Мы уже не первый год живём в условиях достаточно низкой инфляции. У нас сейчас большой запас прочности. Золотовалютные активы Банка России превысили 570 млрд долларов. Более чем в 10 трлн рублей оценивается объём ликвидных средств Фонда национального благосостояния. И даже при устойчиво низких ценах на нефть для компенсации бюджетных потерь этих средств нам хватит на много лет.
Это достаточные условия для того, чтобы исполнить в полном объёме все социальные обязательства. Как отметил Президент, у нас есть все возможности для проведения социально ориентированной государственной политики, которая основана на потребностях людей и нацелена на повышение качества и уровня жизни. В том числе для того, чтобы обеспечить индексацию пособий и выплат – того, что было запланировано.
Третье. Низкие цены на нефть и волатильность курса валют создают для нашей экономики не только риски, но и новые возможности. Они прежде всего связаны с программами импортозамещения. Это уже дало свои результаты. Сейчас мы прорабатываем дополнительные меры для углубления импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве. Расширяем возможности для экспорта несырьевой, высокотехнологичной продукции.
Четвёртое. Важно, чтобы все органы федеральной
исполнительной власти и Банк России координировали свои действия.
Надо свести все риски к минимуму и отразить серьёзные угрозы, чтобы защитить
людей от финансовой неопределённости в первую очередь. Это наша главная цель.
Пятое. В начале марта мы уже говорили о том, что при разработке федерального бюджета на 2021–2023 годы необходимо учитывать не только прежние риски, но и последствия вспышки коронавирусной инфекции, чтобы мы были готовы к различным вариантам развития. Мы одними из первых среди государств фактически закрыли границы с Китаем и странами, где активно распространяется коронавирус, введя для их граждан запрет на поездки в Россию. Мы создали оперативный штаб, предприняли ряд важных шагов, чтобы не допустить массового распространения инфекции в нашей стране. Главное для нас – защитить наших людей. Именно поэтому я прошу всех граждан России с пониманием отнестись к тем упреждающим в первую очередь мерам, которые принимаются на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе в Москве. Я призываю всех внимательно относиться к своему здоровью, а также к здоровью своих родных и близких, особенно людей старшего поколения, которые наиболее уязвимы для этой опасной болезни. Все подготовленные нами меры тщательно выверены и обоснованы. Тем более что вчера Всемирная организация здравоохранения официально объявила о начале пандемии коронавирусной инфекции.
Нами принято решение – начиная с 13 марта временно ограничить авиаперелёты в Италию, Германию, Францию, Испанию. При этом сохраняются рейсы, которые позволят российским гражданам вернуться в Россию. Также федеральным органам исполнительной власти следует отменить загранкомандировки, кроме самых неотложных, и рекомендовать сотрудникам без крайней необходимости не выезжать за рубеж в личных целях.
Федеральным и
региональным органам исполнительной власти рекомендовано сократить до минимума
количество проводимых деловых, спортивных, развлекательных и других массовых
мероприятий.
Ещё раз скажу: все принимаемые нами меры проводятся в целях профилактики и упреждения коронавируса. Именно это является их главным мотивом. Поэтому, несмотря на острую ситуацию за пределами России, угроза распространения инфекции в нашей стране сведена к минимуму.
Теперь перейдём к повестке.
Сегодня рассмотрим пакет поправок к законопроектам, которые позволят улучшить инвестиционный климат в нашей стране и ускорить запуск нового инвестиционного цикла, о котором говорил Президент в послании.
Мы упростим процедуру заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Для крупных проектов в рамках этого закона будет предусмотрена так называемая стабилизационная оговорка, то есть гарантии неизменности по целому ряду налогов, условиям землепользования и градостроительной деятельности. По налогам она будет действовать 6, 15 или 20 лет – в зависимости от суммы инвестиций, а по остальным условиям – до 3 лет.
Для особо крупных проектов – в объёме более 10 млрд рублей – также могут быть предоставлены гарантии по неналоговым платежам и вывозным таможенным пошлинам.
Все эти меры в первую очередь дадут возможность инвесторам снизить операционные риски. Сформировать более длительные бизнес-планы. А государству – укрепить интерес к российской юрисдикции. И быстрее реализовывать различные инициативы, в том числе в рамках достижения национальных целей развития.
Ещё один законопроект касается так называемых регуляторных песочниц. Президент дал поручение ускорить работу по его принятию.
Цифровые технологии, о которых мы часто говорим,
развиваются настолько стремительно, что не вписываются
в действующие правила, действующие законы и, по сути, оказываются иногда как бы вне закона. Это существенно
тормозит их внедрение.
Экспериментальные правовые режимы позволят новаторам обкатать новые технологии на практике, посмотреть, насколько они применимы в реальных условиях, сделать это, не рискуя нарушить закон. И по итогам таких экспериментов мы сформируем справедливую и эффективную регуляторику.
Мы выбрали восемь направлений, по которым можно будет протестировать цифровые новации в условиях этих «песочниц». Это медицина, транспорт, дистанционное образование, торговля, финансовый рынок, архитектура и строительство, промышленность, а также предоставление государственных услуг. Участвовать смогут как крупные компании, так и малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, органы власти, местного самоуправления. Условия «песочниц» максимально гибкие, но не освобождают от обязанности следить за безопасностью нового продукта.
Сроки и правила проведения каждого эксперимента будут определяться индивидуально, в соответствующей программе, которая будет утверждена Правительством. Если речь идёт о направлении финансовых рынков, то это будет Банк России.
Принятие законопроекта даст нашим исследователям бóльшую свободу для инновационного поиска и ускорит вывод новых технологий на рынок.
Президент поручил нам направить дополнительные средства на развитие инфраструктуры Крымского полуострова, и сегодня из резервного фонда Правительства выделим около 7,3 млрд рублей, основная часть из которых – 6,7 млрд рублей – будут использованы для обновления парка пригородных поездов и поездов дальнего следования. Остальные средства пойдут на капитальный ремонт многоквартирных домов. Всё это поможет сделать поездки и отдых в Крыму и Севастополе более комфортными, тем более что совсем скоро открывается туристический сезон.
Мы не забываем и о других субъектах Российской Федерации, в частности о Дальнем Востоке. Одним из механизмов его поддержки стали центры экономического роста, сформированные на территории ДФО. Они должны стать точками привлечения инвестиций. Однако условия для жизни там пока далеки от нормальных. Не везде есть нужная инфраструктура, больницы, поликлиники, школы. Поэтому вместе с региональными властями мы реализуем планы по социальному развитию таких центров, направляем на это серьёзные средства из федерального бюджета. На период с 2018 по 2021 год запланировано 94,3 млрд рублей.
Сегодня дополнительно выделим 1,4 млрд рублей, за счёт них нарастим финансирование планов социального развития конкретно центров Приморского края и Амурской области. Средства эти пойдут на решение вопросов, которые действительно волнуют жителей этих двух регионов: это реконструкция моста, приобретение оборудования для детской поликлиники, возведение новых электросетей для города Свободного.
Таким образом, мы увеличим размер так называемой единой субсидии Дальнему Востоку до 95,7 млрд рублей. Будем внимательно следить, чтобы эти средства помогли создать в ДФО нормальные условия для жизни и ведения бизнеса.
Переходим к нашей повестке. По первому вопросу слово предоставляется Министру финансов Антону Германовичу Силуанову.
А.Силуанов: Уважаемый
Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Михаил Владимирович, разрешите, я сразу
три вопроса доложу, поскольку они связаны
между собой.
Мы рассматриваем поправки к законопроекту в сфере защиты и поощрения капиталовложений. Законопроект принят в первом чтении. Основные положения, Михаил Владимирович, Вы уже озвучили во вступительном слове. Речь идёт о создании прогнозируемых условий для бизнеса и реализации инвестиционных проектов с учётом применения так называемой «стабилизационной оговорки».
Это первое основное положение этого законопроекта.
Второе – это механизм возмещения затрат инвесторов на транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную, цифровую инфраструктуру в объёме уплаченных налогов. Законопроект предлагает такую возможность для инвесторов – привлечь дополнительные ресурсы для своих реализуемых проектов.
В целях реализации Послания проектом предусматривается стабилизация условий, я конкретизирую эти условия: стабилизация по налогу на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, сроки уплаты и порядок возмещения налога на добавленную стоимость и новые налоги и сборы. При этом такая стабилизация осуществляется до 20 лет.
Кроме того, в стабилизационную оговорку включены условия землепользования и градостроительной деятельности на срок до трёх лет.
Законопроект крайне важен, так как отвечает ожиданиям инвесторов, и мы взаимодействовали с деловыми сообществами при подготовке и основного текста, и поправок к законопроекту.
По результатам рассмотрения Государственной Думой в первом чтении была проведена существенная доработка законопроекта. В частности, по предложениям делового сообщества и депутатов, он стал более компактным, лаконичным.
Изначально мы планировали этот законопроект в виде такого инвестиционного кодекса, но потом было принято решение зафиксировать основные положения, которые необходимо принять как можно скорее, потому что, как показала работа над законопроектом, подготовка именно инвестиционного кодекса занимает дополнительное время. Мы решили сделать его более кратким, но отражающим запросы бизнес-сообщества.
Мы исключили из него положения об унификации условий предоставления «стабилизационных оговорок» в рамках концессионных соглашений и соглашений в рамках ГЧП. Это было одно из настоятельных предложений бизнеса по уточнению текста законопроекта. Мы договорились о том, что продолжим проработку этих вопросов, в том числе упорядочивание регулирования концессионных и ГЧП-соглашений, и примем законодательство, но оно будет подготовлено несколько позже.
Кроме того, по предложениям РСПП и «Деловой России», предлагается снизить требования к объёму капиталовложений для заключения соглашений с инвесторами от полутора миллиардов до пяти (то, что было принято в первом чтении) – до 500 млн рублей. Это нижняя планка объёма инвестиций в качестве собственных средств для стимулирования реализации проектов в сфере «Цифровой экономики», «Экологии» и «Сельского хозяйства», то есть это доработка по сравнению с законопроектом в первом чтении.
Вторая, тоже важная деталь, которую мы предлагаем ко второму чтению принять, – это обеспечение возможности заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений в отношении проектов, начатых до вступления в силу законопроекта. Мы предлагаем включить такие проекты, которые были начаты с мая 2018 года, то есть с даты вступления в силу Указа Президента о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации.
Кроме того, предлагается создание единой информационной системы ГИС «Капиталовложение» для заключения СЗПК в электронном виде, формирования удобного для использования инвесторами инвестиционного навигатора. Здесь мы отработали с Налоговой службой, и Налоговая служба соответствующий сервис готова разработать в ближайшее время.
Установлена также возможность участия муниципальных образований в заключении соглашений, в случае, если в стабилизационную оговорку включается стабилизация по земельному налогу, и отдельных актов в сфере землепользования градостроительной деятельности, которая относится к компетенции органов местного самоуправления.
Поправки согласованы с заинтересованными ведомствами. Накануне поступило заключение от Минюста, содержащее юридико-технические замечания. Мы готовы их оперативно отработать.
Для реализации пакета законопроектов требуется принятие трёх актов Правительства Российской Федерации.
Это постановление Правительства, устанавливающее порядок заключения, изменения и учёта мониторинга расторжения соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Мы планируем этот акт принять до 1 июля текущего года.
Это постановление, устанавливающее порядок функционирования Государственной информационной системы «Капиталовложение». Тоже мы примем в текущем году.
И постановление, устанавливающее порядок определения объёма возмещения затрат инвесторам на создание инфраструктуры в объёме уплаченных налогов.
Все эти акты находятся в стадии подготовки. Мы внесём в Правительство с тем, чтобы обеспечить их реализацию одновременно с рассматриваемым проектом закона.
Просим поддержать поправки ко второму чтению, они важны для инвестиционного сообщества.
<…>