В повестке: о выделении из резервного фонда Правительства средств на дополнительную закупку за рубежом ряда лекарств для детей с тяжёлыми заболеваниями; об отмене устаревших правительственных актов РСФСР и Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Я подписал поручение о том, чтобы выделить из резервного фонда Правительства до 22 млн рублей на дополнительную закупку за рубежом ряда лекарств, которые нужны для лечения детей с тяжёлыми хроническими заболеваниями. Речь идёт о восьми не зарегистрированных в нашей стране лекарственных формах специальных препаратов, таких как «Фризиум», или клобазам, и некоторых других. Такие меры мы принимали в прошлом году, чтобы помочь больным детям, которым другие психотропные лекарства не подходят, а эти психотропные средства у нас не выпускают. Закон запрещает приобретать препараты, не зарегистрированные в России. У Московского эндокринного завода, который занимается этими закупками, лицензия на ввоз психотропных препаратов есть, поэтому он продолжит приобретать и распределять эти препараты между пациентами. Напомню, что с 1 марта 2020 года вступают в силу поправки в закон об обращении лекарственных средств. На основании этих поправок врачи уже на регулярной основе смогут без проблем назначать и детям, и взрослым наркотические психотропные препараты, даже если они в нашей стране не зарегистрированы и не производятся. Таким образом, эта правовая неопределённость, проблема уйдёт в прошлое.
Ещё
одна тема, связанная с нормативным регулированием. Я подписал постановление
Правительства об отмене с 1 февраля
2020 года 1259 устаревших правительственных
актов РСФСР. И в ближайшее время
выйдет ещё один документ по почти 3650 актам СССР, также правительственного
уровня.
Участники совещания
-
PDF
123Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 13 января 2020 года
Как мы и договаривались, это сделано в начале года, чтобы не затягивать отмену неактуальных и часто абсурдных уже в современных условиях нормативных правил, снизить административную нагрузку на предпринимателей и других лиц, которые являются объектами проверок.
Пока в работе остаётся блок ведомственных актов советского периода. Их тоже много. И нужно, конечно, действовать здесь быстрее с учётом того, что времени на реформу контрольно-надзорной деятельности остаётся всего лишь год – она должна быть завершена до 1 января 2021 года. Мы об этом с вами говорили в конце прошлого года на совещании.
Понятно, что такие вещи нельзя делать механически, я об этом неоднократно говорил. Более того, мы не просто отменяем старые требования – мы параллельно создаём современное регулирование. Естественно, оно не должно совпадать с тем, что отменяется. Это должно быть именно современное регулирование. Особенно внимательно нужно относиться к тем нормам, которые содержат социальные льготы и гарантии. Их достаточно много, поэтому к ним нужно относиться бережно, чтобы ничего не потерять. Они, безусловно, должны сохраниться. В том числе это касается целого ряда таких резонансных тем, как районные коэффициенты, компенсации, и некоторых других. Об этом тоже нужно думать, выстраивая эту работу. Этим у нас занимается Аппарат Правительства. Константин Анатольевич (обращаясь к К.Чуйченко), что в ближайшее время будет сделано?
К.Чуйченко:
Уважаемый
Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
Сегодня реализация механизма «регуляторной гильотины» идёт полным ходом. Несмотря на колоссальный объём работы, мы последовательно движемся к намеченным целям, хотя эта работа не всегда идёт гладко. Приступая к работе по отмене советских актов, мы, честно говоря, не могли в полной мере оценить сложность и объём поставленной задачи. Поэтому надо признать, что срок, установленный первоначально Вами для подготовки постановления – 15 ноября прошлого года, – оказался для нас невыполнимым. Тем не менее две трети работы проделано. Минюстом России проанализировано почти 14 тыс. актов из 20 тыс. актов, содержащихся в тех сентябрьских перечнях. По итогам этой работы все акты, которые можно отменить без последствий, будут признаны утратившими силу или не действующими на территории Российской Федерации с 1 февраля 2020 года, как Вы и поручали в своём сентябрьском поручении.
Чтобы качественно подготовить проекты постановлений, коллегам из Минюста пришлось в ручном режиме проверять каждый акт в государственных архивах, в архиве Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Значимую помощь нам в этом оказали коллеги из Агентства стратегических инициатив, за что хотел бы их отдельно поблагодарить.
Оказалось, что часть актов из перечней уже были признаны утратившими силу, в то время как в открытых источниках эти акты упоминались в качестве действующих.
Кроме того, важно было проверить содержание каждого акта, чтобы исключить утрату положений, которые нельзя отменять. Хочу подчеркнуть, что советские нормативно-правовые акты, устанавливающие действующие социально-трудовые гарантии и льготы, сохраняются.
Кроме того, из перечней актов под отмену были также исключены акты, имеющие правоустанавливающий характер, регулирующие вопросы исторического и культурного наследия, определяющие перечни памятников истории и культуры, памятных дат и праздников, а также не содержащие норм права, но формально изданные в форме постановлений либо ведомственных приказов.
Важно отметить, что работа по советским актам проходила с участием широкого круга специалистов. К обсуждению были привлечены ведущие вузы, представители экспертных кругов и предпринимательского сообщества.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, как Вы уже сказали, постановление об отмене 1259 правительственных актов РСФСР подписано. Что касается постановления об отмене 3645 правительственных актов СССР, этот документ находится на финишной прямой. Сейчас он проходит последние согласования в Аппарате Правительства. До 24 января мы представим его Вам на подпись. Таким образом, отмена основного массива актов советского периода будет произведена с 1 февраля 2020 года, как Вы и предписывали в своём поручении от 11 сентября 2019 года.
Теперь несколько слов о третьем этапе этой работы – это постановление об отмене ведомственных актов СССР и РСФСР. Именно этот блок оказался самым трудоёмким.
Д.Медведев: Сколько всего этих актов?
К.Чуйченко: На отмену мы представляем 2412. Из них 439 (ведомственных) – РСФСР и 1973 – СССР.
Согласно требованиям того времени ведомственные акты советского периода подлежали опубликованию только в отраслевых сборниках и не подлежали регистрации или учёту, в связи с чем сегодня, по сути, отсутствует централизованная база данных по этим документам. Тем не менее работа идёт, и сейчас на общественное обсуждение вынесен проект, предусматривающий, как я сказал, отмену 2312 ведомственных актов РСФСР и СССР. В отношении оставшейся части ведомственных актов СССР и РСФСР работа будет завершена после проверки статуса действия каждого документа и получения копий их титульных листов из государственных архивов. К работе над оставшейся частью актов подключены все возможные ресурсы. Мы планируем представить Вам на подпись документ до 1 марта 2020 года. Таким образом, работа по советским актам будет завершена в феврале этого года.
Отдельно хочу отметить, что после внесения всех постановлений в Правительство Минюстом будет подготовлен и представлен перечень документов, не вошедших в проекты и требующих инкорпорации в будущее регулирование.
Работа над советскими актами – это один из стержневых вопросов в рамках реализации «регуляторной гильотины». Однако сегодня перед нами стоят не менее объёмные и, может быть, более важные задачи по совершенствованию российского законодательства. Развёрнута полномасштабная работа по формированию современного, понятного, отвечающего интересам наших граждан законодательства. Широчайшая дискуссия ведётся как по точечному изменению федерального законодательства, так и по отмене подзаконных актов. В постоянном режиме при Правительстве функционируют 41 рабочая группа, сформированные в целях реализации механизма «регуляторной гильотины». На текущий момент речь идёт об отмене около 7 тыс. российских актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых проверяется в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Также в ходе реформы будут пересмотрены акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых необходимо для получения разрешения на осуществление определённых видов деятельности. Всего насчитывается более 600 видов разрешительной деятельности. Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть: риск-ориентированный подход, соблюдение балансов интересов государства, защита охраняемых законом ценностей, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан и интересов предпринимательского сообщества будут взяты за основу при разработке и последующем применении актов, содержащих обязательные требования.
Д.Медведев:
Работа действительно сложная, масштабная, потому что её за практически 30 лет
уже с момента исчезновения Советского Союза так и не провели. И не потому, что
не понимали, что это нужно сделать, а просто потому, что она очень масштабная,
и потому, что взамен уходящим актам должно появиться новое регулирование, как
справедливо было сказано.
Но довести её до конца нужно, в том числе по всем ведомственным документам. Я, кстати сказать, думаю, что если покопаться, то можно и ещё найти ведомственные документы, которые пока не нашли.
Вы правильно сказали: в советские времена был Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств, но даже тогда говорилось, что в нём публикуются не все ведомственные акты. Часть ведомственных актов вообще не публиковалась, несмотря на то что они носили открытый характер (я не говорю про секретные акты). Поэтому нужно эту работу провести максимально тщательно, чтобы потом, через какое-то время – через полгода, через год или позже, не появился какой-нибудь документ, который будет действовать и окажется формально не отменённым.
Поэтому просил бы всех коллег, которые этим занимаются, сориентировать на такую работу. А завершить её нужно в установленные сроки.
<…>