В повестке: о ходе реализации национальных проектов «Экология» и «Жильё и городская среда».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня заседание президиума. Задачей является обсудить текущую ситуацию по двум проектам: «Экология» и «Жильё и городская среда». Посмотрим, с какими результатами подходим к концу года, какие выводы нужно сделать, как акценты расставить, кого похвалить, а кого и наказать.
Мы не случайно оба эти нацпроекта рассматриваем на одном заседании, поскольку комфортная городская среда – это и хорошая экологическая обстановка, и в этом заинтересованы все граждане нашей страны вне зависимости от того, где они проживают.
Участники заседания
-
PDF
158Kb
Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, 9 декабря 2019 года
Начну с экологии. Здесь ключевая задача – создать целую отрасль по переработке отходов производства и потребления. Со следующего года практически все регионы (за исключением городов федерального подчинения) должны перейти на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Большинство уже или перешли, или готовы к этому.
Однако в ряде субъектов мы видим ситуацию, отличную от того, что я сказал. Она плохая или даже, может быть, критическая, и там система не заработает с 1 января. Где это? Это Камчатка, Краснодарский край и Хабаровский край, Владимирская, Курганская, Саратовская, Ульяновская области, Еврейская автономная область.
Послушаем, как коллеги объясняют это.
В 17 субъектах есть риски того, что региональные операторы прекратят свою деятельность – в основном по финансовым причинам. В зоне их обслуживания – более 14 миллионов человек. И губернаторы должны принять исчерпывающие меры, чтобы не допустить такого развития событий, и представить в Правительство конкретные предложения.
Кроме того, мониторинг Российского экологического оператора выявил недостатки в территориальных схемах обращения с отходами. В ряде случаев отсутствует информация о планах строительства новой инфраструктуры обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Показатели их утилизации и обработки не соответствуют показателям национального проекта «Экология». А там, где соответствие есть на бумаге, в реальности оно не подтверждено действующими мощностями.
Если говорить о территориальных схемах, наиболее сложная ситуация (наименее проработаны территориальные схемы обращения) у Республики Тыва, Республики Дагестан, Саратовской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края.
Не могу также не сказать о федеральном проекте «Сохранение озера Байкал», который входит в проект «Экология». Он тоже находится в весьма непростом состоянии. Причина – реконструкция очистных сооружений. Она идёт очень медленно, недопустимо медленными темпами на территории Бурятии. Кроме того, до сих пор не разработана проектно-сметная документация, которая необходима для старта мероприятий по ликвидации ранее причинённого ущерба от Байкальского ЦБК. Хочу тоже услышать, что сделано, с чем связана текущая ситуация и как скоро будет решён этот вопрос.
Теперь по нацпроекту «Жильё и городская среда».
Основной инструмент там – ипотека. Мы поставили целевое значение ипотечных ставок. Видим, что благодаря сложившейся экономической ситуации, действиям Правительства и Центрального банка эта ставка снижается. Несмотря на то что, по данным Банка России, среднегодовая ставка за первые три квартала составила 10,18% годовых, текущие ипотечные ставки в ведущих банках уже находятся на уровне целевых показателей 2020 года (8,7%). Это, конечно, неплохо.
Ипотека
подстёгивает стройку. По данным Росстата, за 10 месяцев введено
55,6 млн кв. м жилья, тем не менее цифры, которые должны быть,
всё равно гораздо значительнее.
Понятно, что жилые комплексы нельзя строить в чистом поле. Хотя по-разному это воспринимается руководителями. Это полномочия регионов и муниципалитетов. Но мы реализуем программу предоставления субсидий регионам на создание инфраструктуры. И во многом благодаря этому строятся школы, больницы и детские сады.
Есть известный проект по переселению людей из аварийного жилья. Он очень крупный. Финансирование здесь тоже огромное – свыше полутриллиона рублей. Расселить нужно 9,5 млн кв. м.
К началу ноября показатели по переселению были перевыполнены в три раза. Но это произошло за счёт тех регионов, которые ответственно подошли к делу. Как всегда, ситуация пёстрая.
По состоянию на 1 декабря в 10 субъектах нашей страны реализация программ расселения даже не начиналась. Хотел бы также услышать, с чем это связано. Это Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария, Забайкальский и Ставропольский края, Тамбовская, Тверская и Еврейская автономная области. Какие-то из названных мной регионов действительно сложные, там есть проблемы разные – и финансовые, и другие, а в некоторых случаях ситуация там вполне стандартная по финансовым условиям, тем не менее там тоже проблемы есть.
Давайте всем этим сейчас позанимаемся. Я сейчас дам слово для выступления министрам. Они выскажут основной набор проблем, претензий, которые есть. После этого я дам высказаться по обоим этим проектам руководителям регионов – и тем, у кого есть проблемы, и тем, у кого проблем нет или их гораздо меньше.
Начнём с выступления Министра природных ресурсов.