В повестке: об организации Всероссийской переписи населения 2020 года, об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2020–2022 годы, об условиях программы «Дальневосточная ипотека».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Юрия Трутнева об условиях программы «Дальневосточная ипотека»
Из стенограммы:
Д.Медведев: Несколько важных тем в начале нашего совещания.
Начну с некоторых вопросов, относящихся к общей повестке дня.
Предстоит Всероссийская перепись населения. Я подписал решение о её проведении. Это постановление Правительства об организации Всероссийской переписи населения в 2020 году.
Большое, сложное событие в жизни страны. Для России с учётом её масштабов, географических особенностей – сложное вдвойне, если не втройне. На проведение переписи мы выделяем весьма значительные деньги – более 30 млрд рублей.
Участники совещания
-
PDF
118Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 9 декабря 2019 года
Перепись пройдёт с 1 по 31 октября 2020 года. В отдалённых, труднодоступных регионах мы период увеличили по понятным причинам. Там всё начнётся с 1 апреля и будет продолжаться до 20 декабря следующего года.
Ответственным является Росстат. Естественно, Росреестр должен представить необходимые картографические материалы, а безопасность обеспечивает МВД. Предварительные итоги подведут наши коллеги в апреле 2021 года, окончательные – уже в 2022 году.
Естественно, полученные
результаты должны позволить повысить эффективность государственной политики, управленческих решений – начиная от
экономики и заканчивая социальными программами, социальными решениями.
Ещё один важный вопрос касается здравоохранения. Я утвердил программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи на ближайшие три года. Именно в этой программе определяется, какую медицинскую помощь и при каких заболеваниях каждый человек, у которого есть полис обязательного медицинского страхования, может получить бесплатно. Установлены её виды, объёмы, механизмы и размеры финансирования.
Такая программа работает уже более 20 лет. Мы её регулярно пересматриваем, дополняем сообразно возможностям государства, то есть нашим финансовым возможностям.
Документ на ближайшие три года скорректирован с учётом работы над национальными проектами. В нём есть ряд новых положений.
Во-первых, мы увеличиваем средний подушевой норматив финансирования на каждого гражданина. Выделяем большие деньги на это.
В предыдущие годы мы развивали высокотехнологичную помощь. В том числе по онкозаболеваниям мы вводим дополнительно 18 методов высокотехнологичной помощи.
Есть ряд решений, которые я поддержал не так давно. В частности (было такое предложение медиков), было принято решение о выведении отдельных дорогостоящих мероприятий из подушевого норматива. Мы предусмотрели в программе соответствующие возможности. Теперь это будет осуществляться на общих началах и позволит лучше все эти мероприятия проводить.
Есть и целый ряд других идей. Они касаются бесплатной консультации в рамках родового сертификата. И некоторые другие моменты конкретизируются в этой программе.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите подробнее, какие дополнительные решения в эту программу включены.
Т.Голикова: Прежде чем обозначить основные изменения в дополнение к тому, что Вы уже сказали, я бы хотела остановиться на предварительных итогах по тем нововведениям, которые были в программе 2019 года. Они важны.
Напомню, что мы впервые в 2019 году предусматривали мероприятия по организации паллиативной медицинской помощи. Сейчас, по оперативным данным, такую помощь получило на 15 тысяч человек больше, чем в 2018 году.
Что касается объявленной Вами Всероссийской диспансеризации населения, а также увеличения объёмов финансирования в рамках нацпроекта на онкологическую помощь и онкоскрининг, то в этой части за 10 месяцев прошедшего года это дало возможность выявить более 2 млн заболеваний. И на сегодняшний день охвачено профосмотрами и диспансеризацией почти 50 миллионов наших граждан. Кроме того, увеличение средств на химиотерапию онкологических больных в 2019 году позволило полноценно пролечить свыше 400 тысяч граждан.
Теперь о наиболее крупных изменениях, которые касаются программы 2020 года и предстоящей трёхлетки.
Вначале я хочу остановиться на теме организации медицинской помощи в психоневрологических интернатах, о чём активно поднимают вопросы наши общественники, о чём Вы неоднократно говорили на наших встречах.
По моему поручению во всех психоневрологических интернатах были проведены проверки. Итоги этих проверок мы планируем подвести в январе-феврале на совете по попечительству в социальной сфере. Но уже сейчас мы констатируем проблемы, которые связаны с организацией медицинской помощи гражданам, проживающим в психоневрологических интернатах. И здесь речь не только и не столько о психоневрологической помощи, сколько об обычной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. В данной связи предусмотрено четыре новеллы.
Первая. Поскольку психоневрологические интернаты – это сегодня юрисдикция органов социальной защиты населения, в программу госгарантий включены положения, регулирующие взаимодействие социальных и медицинских служб. Теперь появляется обязанность региональных минздравов обеспечить доступ медицинских работников близлежащих медицинских организаций в психоневрологические интернаты, для того чтобы проводить диспансеризацию и организовывать лечение выявленных заболеваний.
Второе. Программой предусмотрено курирование психоневрологических интернатов врачами психиатрических больниц, чтобы исключить в дальнейшем дефекты оказания медицинской помощи и вовремя организовать необходимую корректировку лечения.
Третье в этой части. Выделены обязательства регионов по проведению гражданам, находящимся в ПНИ, зубопротезирования и льготного лекарственного обеспечения.
Наконец, четвёртое в части ПНИ. По аналогии с паллиативной помощью программой предусмотрено создание единой системы оказания медицинской помощи больным с психическими заболеваниями на дому, под опекой и в стационарных учреждениях. Теперь для населённых пунктов, где нет нужных специалистов, предусмотрены выезды психиатрических бригад. Я напомню, что сейчас такие бригады есть только при скорой медицинской помощи. Теперь они должны быть при соответствующих психиатрических диспансерах.
Несколько слов в развитие того, о чём Вы сказали во вступительном слове. Новой программой предусмотрен приоритет первичной медико-санитарной помощи. Прирост внутри программы по этому направлению составляет практически 60 млрд рублей. Что предполагается? Увеличены объёмы и стоимость диспансеризации. Это позволит проводить все необходимые исследования и онкологические скрининги, не снижая – это важно – подушевые тарифы для поликлиник. Мы отдельно, как Вы уже сказали, добавляем средства на дорогостоящие виды лечения: компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование сердца и сосудов, эндоскопия, гистология и молекулярно-генетические исследования.
Медицинские организации в 2019 году не могут направлять всех нуждающихся на исследования, так как за пациентом, в соответствии с действующим законодательством, идут и деньги. Теперь, поскольку это будет оплачиваться отдельно, на эти цели предусмотрено 52 млрд рублей. Также в 2020 году снова увеличиваются в рамках нацпроекта на 71 млрд средства, которые направляются на онкологию. Для чего? Мы расширяем перечень дорогостоящих химиотерапевтических препаратов, чтобы пациент получал не три-четыре курса химиотерапии, а как минимум шесть. И с 2020 года в тариф добавляется лучевая терапия. В заключение хочу сказать, что начиная с 2020 года программа предусматривает сокращение сроков ожидания медицинской помощи. Если раньше для исследований это было 30 дней, то теперь 14, а если выявлено подозрение на онкологические заболевания, то 7 дней. И также сокращены сроки по другим заболеваниям.
Конечно, возникает вопрос контроля всех этих нововведений, и мы здесь предусмотрели положения, которые налагают на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования полномочия по контролю за этими изменениями. Надеемся, что подписанное Вами решение будет способствовать доступности и качеству оказания медицинской помощи нашим гражданам.
Д.Медведев: Спасибо, Татьяна Алексеевна. Очевидно, что это расширяет возможности и по диагностике, и по лечению. Это потребовало и дополнительных денег, которые были найдены. Нужно следить, чтобы всё это работало, чтобы люди этим пользовались, потому что это действительно очень важное расширение гарантий в рамках этого документа.
Я подписал также постановление об утверждении условий программы «Дальневосточная ипотека». Есть президентское поручение на эту тему. Меры направлены на поддержку тех, кто строит или покупает себе жильё на Дальнем Востоке. По понятным причинам там ситуация с жильём непростая, особенно имея в виду, что рыночная ставка зачастую оказывается для людей слишком высокой, не мотивирует брать такие кредиты, особенно сложно семьям с детьми. В рамках новой программы государство будет субсидировать процентную ставку по ипотечным жилищным кредитам до уровня 2% молодым семьям дальневосточников и родителям-одиночкам, которые не старше 35 лет.
Юрий Петрович (обращаясь к Ю.Трутневу), Вы этим занимались, расскажите, пожалуйста, как это будет реализовано.
Ю.Трутнев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, спасибо за принятое решение. Несколько слов о работе Правительства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. На сегодняшний день с государственной поддержкой на Дальнем Востоке реализуется 2094 инвестиционных проекта, 283 предприятия уже построено, общий объём осуществлённых частных инвестиций 788,5 млрд, создано 43 тыс. рабочих мест. На 1 рубль бюджетных вложений приходится 15,5 рубля частных инвестиций. Темпы роста промышленности за девять месяцев текущего года составили 6,9%.
В то же время проблем в жизни дальневосточников ещё более чем достаточно. Подписанное Вами постановление создаёт новые условия для получения жилья жителями Дальнего Востока. При расчёте программы мы брали за основу среднемесячный доход на семью из двух работающих супругов не менее 55,5 тыс. рублей, это 48% молодых семей Дальнего Востока. Ставка кредита, как Вы уже сказали, 2%, срок до 20 лет, объём до 6 млн рублей, первоначальный взнос не менее 20%. В городах программой предусматривается приобретение нового жилья. В сельских населённых пунктах, учитывая малый объём строительства, мы предусмотрели возможность приобретения жилья на вторичном рынке.
Кроме того, программа предусматривает возможность строительства дома на полученном от государства бесплатном гектаре. На сегодняшний день гектар на Дальнем Востоке получили более 75 тысяч граждан Российской Федерации. В рамках этого раздела программы любой гражданин России, который хочет жить и работать на Дальнем Востоке, может получить 1 гектар и, устроившись на работу, получить под залог строящегося дома необходимые средства для его строительства.
В соответствии с предварительными расчётами на пять лет действия программы объём выданных кредитов составит до 450 млрд рублей. Их число – порядка 150 тыс. Выдавать кредиты будут Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк «Открытие». При этом «ДОМ.РФ» и Азиатско-Тихоокеанский банк уже принимают заявки. 120 заявок подано. Выдача кредитов начнётся завтра во Владивостоке. Будем контролировать.
Д.Медведев: Нужно обратить внимание на то, что по принятым решениям такую льготу можно получить только один раз. И эта льгота должна быть направлена прежде всего тем, кто собирается в купленном жилье жить. Потому что люди по разным причинам покупают жильё, для кого-то это объект инвестиций, для кого-то – ещё какие-то возможные цели. Но мы здесь преследуем цель, именно чтобы жильё использовалось по назначению. То есть это жильё для постоянного проживания. На это нужно обратить внимание. А так, это, конечно, создаёт дополнительные возможности. Надеюсь, что эта программа будет популярной.
Наконец, последнее. Невозможно игнорировать решения Всемирного антидопингового агентства по нашим спортсменам.
Я сейчас не буду проводить подробный анализ. Не так давно, выступая с интервью, я сказал: в данном случае очевидно, что и на российской стороне, я имею в виду в нашем спортивном сообществе, существуют значительные проблемы с допингом. Это невозможно отрицать. Но с другой стороны, то, что все эти решения повторяются, и зачастую в отношении спортсменов, которые так или иначе уже были наказаны, не говоря уже о других моментах, – конечно, наводит на мысль, что это продолжение этой антироссийской истерии, которая приобрела уже хроническую форму. Думаю, что организации, которые отвечают за это, я имею в виду российские организации, в чью компетенцию входят все эти вопросы, – должны будут продумать вопросы о том, чтобы такого рода решение было обжаловано. Не знаю, что в итоге там получится, но, видимо, в таком ключе это сделать необходимо с учётом состоявшихся решений. Ольга Юрьевна, донесите эту позицию тогда тоже.