По завершении «Разговора с Дмитрием Медведевым» Председатель Правительства побеседовал с ведущим программы Сергеем Брилёвым.
С.Брилёв: Дмитрий Анатольевич, Вы про Украину на своей пресс-конференции начали
говорить, но не сказали ничего про газ. На днях фракция Порошенко в Верховной
Раде заявила: не нужны нам прямые поставки из России. И глядишь на эту ситуацию
и думаешь: им прямые поставки не нужны, они там реверсом всё получают…
Д.Медведев: Наш же газ причём.
С.Брилёв: При этом хотят деньги за транзит… Так, может, вообще не поставлять?
Д.Медведев: Это невозможно по другой причине. Всё-таки мы должны думать о европейских потребителях, да, собственно, и о наших украинских коллегах тоже. По поводу реверса. Мы понимаем, что это наш, российский газ. Но получает его Украина гораздо дороже, чем могла бы получать. Мы об этом говорили украинским коллегам в разных форматах. Эта цена может быть ниже. Но для этого нужно договориться. А как можно договориться? Как говаривал известный монтёр у Ильфа и Петрова, соглашение есть продукт при полном непротивлении сторон. Невозможно что-то навязать. Невозможно сказать, что у вас со следующего года транзитный тариф вырос в пять раз.
С.Брилёв: То, что в Киеве говорят.
Д.Медведев: Да, то, что там говорят. Ну не будет тогда ничего. Невозможно договориться по газу и в то же время сказать: знаете что, вы нам ещё заплатите деньги по всяким судебным решениям. Поэтому, хотят они этого или нет, очевидно, что в этом случае необходимо прийти к какому-то нулевому варианту. Нравится это выражение или нет, но это должно быть обоюдовыгодное решение для двух сторон.
С.Брилёв: А Россия не может сказать европейским потребителям – мы вам газ поставляем, но запрещаем реверсно его поставлять украинцам?
Д.Медведев: Это довольно сложно с точки зрения технологического контроля.
С.Брилёв: Ну да, и газ уже в их собственности.
Д.Медведев: Надо смотреть ещё европейское законодательство. Кстати, украинские коллеги сейчас активно внедряют у себя европейское законодательство. Им было сказано: пожалуйста, нас это абсолютно устраивает, только вы успейте его внедрить, потому что оно довольно строгое. Мы готовы работать по европейскому законодательству. Но нужно договориться по всем существенным пунктам этой сделки. И тогда можно возобновить сотрудничество, включая и наши поставки газа на украинскую территорию. И это, кстати, действительно будет выгодно для украинских граждан.
С.Брилёв: Я вернусь к оговорке фракции Порошенко. На самом деле за неполные 10 лет Россия имеет дело уже с четвёртым украинским Президентом.
Д.Медведев: Есть такое.
С.Брилёв: Зигзагообразная политика очень часто проводится. Сегодня Зеленский. Пройдёт три года – кто его знает, как там опять всё изменится. Имеет ли смысл заключать с украинцами такой же долгосрочный контракт?
Д.Медведев: Понимаете, вопрос ведь не в том, кто стоит у кормила власти, а вопрос в соблюдении международных обязательств. Мы исходим из того, что эти обязательства должны сохраняться для будущих руководителей государства.
С.Брилёв: Ну о чём речь, они как бы не изменятся.
Д.Медведев: Они очень часто нам говорят: вот эти три миллиарда, которые когда-то брал Янукович, не мы же брали – не нам и отдавать... Но это брал не Янукович. Это брало украинское государство, которое отвечает за этот долг. И это, кстати, признают все суды. Это же самое должно касаться и газа. Я надеюсь, что нынешняя генерация руководителей – и Президент, и Правительство это понимают.
С.Брилёв: Можете Вы себе представить на данный момент фантастическую картину: прилетаете Вы на встречу, допустим, премьер-министров стран СНГ, поднимаете шторку иллюминатора, приземлились, смотрите – а там уже украинский самолёт стоит.
Д.Медведев: Почему фантастическую? Никогда не говори «никогда». Тем более что Украина не вышла из СНГ. Мы не знаем, что будет в будущем. В любом случае участие в международных форматах – это полезная вещь. Лучше участвовать в таких встречах, чем уклоняться от них. Это позволяет решать накопившиеся вопросы. Ведь все проблемы в современном мире от недопонимания.
С.Брилёв: Готовьте шторку иллюминатора. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Спасибо Вам.