XIII Международный форум и выставка «Транспорт России» проходят с 19 по 21 ноября в Москве в рамках Транспортной недели.
Из стенограммы:
М.Акимов: В первую очередь хотел бы присоединиться к тем оценкам, которые Сергей Борисович Иванов только что дал нашей совместной работе. У нас есть груз, у нас есть пассажир, который любит перемещаться. Авиа, железнодорожные и автомобильные перевозки растут даже несколько неожиданными для нас, приятными темпами. Экспорт транспортных услуг, по оценке, увеличится на 4,5%. Мы ожидаем, что контейнерный товарооборот – очень знаковый показатель для темы, которую мы обсуждаем, вырастет более чем на 13% по итогам года.
Давайте посмотрим на эту картину немножко с другой точки зрения. О чем идет речь?
Наверное, точно так же, как и в других секторах – торговля медиаконтентом, онлайн-шопинг или, например, цифровые сервисы социальных медиа – точно так же и здесь, в сфере, которую мы обсуждаем, стремительно теряет значение объём физических мощностей и стремительно набирает значение размер экосистем с точки зрения количества аккаунтов потребителей и количества цифровых транзакций – данные, которые вы можете накапливать, обрабатывать и из которых можете извлекать что-то полезное. И с этой точки зрения у нас только один вариант. Я уже об этом говорил и на полях Валдайского форума, и во Владивостоке: мы либо уверенно и медленно будем становиться частью других цифровых экосистем, либо реализуем, что, безусловно, правильно, собственную экосистему, тесно интегрированную с нашими партнерами, новую, но претендующую на то, чтобы быть логичной, продвинутой технологичной, самостоятельной экосистемой, осуществляя эту работу на площадке нашего евразийского объединения.
Если мы посмотрим на восток, то увидим стремительное формирование таких систем. LOGINK в Китае, очень умная система, которую запустило, подчеркну это особо, китайское правительство. Оно не стало делать отдельное IRP (Incident Response Platform) и говорить «вы все туда ходите, к этому подключайтесь, там логиньтесь и используйте эти сервисы». Это среда обмена данными, которая, наоборот, объединяет некоторые интеграционные данные, является платформой для огромного количества частных логистических систем, экспедиторов, операторов, перевозчиков и таким образом является таким «надсервисом».
Если мы посмотрим на запад, в сторону Евросоюза, то это европейские платформы, новые проекты Евросоюза, которые устроены на тех же принципах. У нас проведена большая работа прикладного плана по определению цифровых транспортных коридоров вместе с евразийской комиссией. Но в плане практической реализации этой работе необходимо ускориться.
О каких направлениях идет речь?
Сегодня грузоперевозчик везёт с собой около 2,5-3 кг сопроводительных документов. В год перевозится 3,5 млн тонн бумаги вместе с грузом; 2,5 млрд бумажных транзакций связаны с перемещением грузов на автомобильном международном транспорте, не считая авиации. У нас иногда, не во всех случаях, трансграничное перемещение занимает до 13 часов: 2 часа – на оформление бумажных документов вне маршрута следования и до 11 часов – ожидание обработки этих документов. Соответственно, это две задачи, которые мы точно не можем откладывать на 2021–22 годы, как ранее предлагалось.
Я считаю, что 2020 год – это точно год решения задачи, по крайней мере, для внутрироссийских перевозок и внутрироссийского сервиса – это электронные товарносопроводительные документы, электронная накладная, электронный путевой лист. У нас нет технологических да и, пожалуй, регуляторных препятствий для того, чтобы решить эти две задачи.
Кроме того, это единый сервис валидации заполнения документов и создание алгоритмов для заполнения шаблонов. У нас успешно работает сервис по госуслугам – мы перешагнем планку в 100 миллионов пользователей в следующем году. Ежедневно, я хочу напомнить цифры, 1 миллион 700 тысяч человек посещает сайт госуслуг, и это только начало. Но весь базовый потенциал работы, которая стоит за обработкой этих сообщений, это тоже сообщения между государственными органами, обмен данными между ними, который позволяет оказать госуслугу.
Вся архитектура бизнес-процессов создана, и она вполне может быть перенесена в эту область. И, конечно, мы не можем и не будем решать эти задачи вне нашего евразийского пространства, и здесь возникает следующий большой вопрос – создание трансграничного пространства доверия. Нам удалось очень сильно по этому вопросу продвинуться, первое решение принято – по созданию сервисов так называемой доверенной третьей стороны. Я считаю, что следующий год должен стать годом реализации уже соответствующих соглашений, закрепляющих юридически возможность создания таких сервисов. Это не только доверенная третья сторона, но и правила идентификации.
Мы наметили с евразийской комиссией 10 регуляторных ключевых барьеров, которые нам предстоит снять.
Завершу проблемную постановку вопросов ещё одной задачей – это выбор очень правильной архитектуры взаимодействия с бизнесом. Мало дать качественный сервис – надо выстроить эту работу так, чтобы никто не перестраивал свои имеющиеся экосистемы, никто не нёс дополнительных затрат либо они были минимальны для того чтобы к таким системам присоединяться, обеспечить «бесшовное» движение груза по цифровому пути, оперирование собственными данными, обмен данными со своими партнерами, с железнодорожным автомобильным перевозчиком, экспедитором, компанией, предоставляющей страховой, банковский сервис, сделать так, чтобы этот сервис был недискриминационный. И в этом плане благодаря Президенту и решениям Правительства Российской Федерации у нас есть ресурсы – мы приняли принципиальное решение, что базовым содержанием федерального проекта в составе комплексного плана по созданию мультимодальной логистической сети будет создание такой цифровой среды. То есть, грубо говоря, мы сделаем решение, которое будет абсолютно открыто для присоединения к нему ведомственных систем на стороне контрольных органов (Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, ГИБДД, Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы) с одной стороны, а с другой стороны – будет абсолютно открыто для присоединения на недискриминационной основе всех операторов перевозочного процесса.
Коллеги, у нас очень мало времени для того, чтобы сделать эту работу. Я уже обозначил задачи: необходимо очень быстро дать сервис, прежде всего российским перевозчикам, и вместе с евразийской комиссией двигаться к созданию правильной архитектуры (в некотором смысле в этой части нас опережают наши соседи) и этот проект очень быстро реализовать.