Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов выступил с докладом о внесении изменений в закон о бюджете на 2019 год.
Из стенограммы:
А.Силуанов: Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который предусматривает внесение изменений в показатели федерального бюджета на текущий год. Хочу сказать, что эти изменения не меняют ту бюджетную политику, которую мы с вами принимали на этот год.
Законопроект подготовлен с учётом оценки исполнений бюджета и макроэкономической ситуации. Макроэкономический прогноз подготовлен с учётом той преемственности по отношению к прошлогоднему прогнозу и того сценария, который мы с вами одобряли в апреле текущего года.
Что повлияло на макроэкономику? Повлияла внешнеэкономическая ситуация. Темпы роста мировой экономики снижаются, Международный валютный фонд пятый раз в течение года снизил темпы роста мировой экономики, и сегодня они оцениваются в 3%.
Второе. Незначительно уточнён прогноз по цене на нефть. Изначально мы планировали цены на нефть в 63,4 доллара за баррель, уточнили до 62 долларов за баррель.
Немного уточнился курс рубля по отношению к доллару. В принципе, изменения макроэкономики не существенны, поскольку наши прогнозные значения, которые мы планировали на текущий год, практически совпадают с текущими оценками, исходя из которых мы подготовили изменения в бюджет.
Что касается внутренней экономики. Мы также не меняем наши оценки по темпу роста – 1,3% как были, так и сохраняются. Хочу сказать, что последние месяцы темпы роста валового внутреннего продукта ускорились, и в третьем квартале темп роста ВВП составил 1,9%, а за период с начала года – 1,2%. Поэтому нет оснований для того, чтобы сейчас менять темпы роста, которые мы заложили в бюджет.
Индекс потребительских цен, инфляция. В этой части мы уточняем наши оценки. Если изначально мы планировали инфляцию в размере 4,3%, то сейчас мы видим, что у нас есть все основания её существенно снизить. Оценка 3,8% до конца года, но есть даже прогнозные возможности уменьшить и снизить этот показатель в дальнейшем. Это важно, для того чтобы доходы граждан в реальном выражении росли, снижались процентные ставки и были более дешёвые заёмные ресурсы. В этом вопросе значительное место занимает и бюджетная политика.
Что предполагается по доходам? Мы предлагаем скорректировать доходы. К сожалению, они уменьшаются на 204,7 млрд рублей, ниже оценки, которую мы спрогнозировали раньше. За счет чего? В первую очередь, за счет того, что снижаются доходы, получаемые от нефти и газа в результате некоторого снижения цен на углеводороды, корректировки структуры добычи нефти, а также последствий тех налоговых изменений, которые мы приняли, в том числе по выплате демпфирующей компоненты, для того чтобы обеспечить стабильность цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Ненефтегазовые доходы, которые не связаны с поступлениями от нефтегазового сектора, наоборот, растут, и это важно для нас. Именно эти доходы мы с вами договаривались направлять на увеличение расходов. По нашим оценкам, объем ненефтегазовых доходов увеличится на 193,8 млрд рублей. За счет чего? Доходы вырастут почти на 67 млрд рублей, в первую очередь за счёт налога на прибыль, доходов от размещения остатков средств на счетах федерального бюджета. Также будут увеличены и доходы от увеличения собираемости, в том числе, НДС.
Общий баланс бюджета уточняется. У нас был предусмотрен профицит бюджета, он уменьшается на 400 млрд рублей и составит 1,4% от валового внутреннего продукта.
Теперь расходы. Расходы в рамках тех принципов, по которым мы строим бюджетную политику, мы предлагаем увеличить на 195,8 млрд рублей, и общий объём составит 18,5 трлн рублей. Кроме того, у нас есть возможность перераспределить экономию, которая возникла в текущем году. Сейчас уже можно достоверно сказать, что средства по обслуживанию долга в сумме 41 млрд рублей будут не востребованы. А также мы прогнозируем рост доходов Пенсионного фонда, и, соответственно, мы можем сэкономить на трансферте Пенсионного фонда на сумму 30,8 млрд рублей.
Что получается в результате? Общий объём для перераспределения ресурсов, составляет 319 млрд рублей. Это из почти 20-триллионного бюджета. То есть небольшой объём ресурсов мы предлагаем скорректировать и определиться по важным приоритетам и по тем решениям, которые мы с вами вместе принимали, когда формировали бюджет на 2020–2022 годы.
На что предлагается направить эти ресурсы? Первое, на поддержку граждан, в первую очередь на завершение строительства многоквартирных домов. Предлагаем направить в корпорацию «ДОМ.РФ» 21,5 млрд рублей. Есть большая проблема – «недострой», обманутые дольщики. Деньги будут направлены именно на решение этих проблем.
Второе – это увеличение межбюджетных трансфертов в бюджет Пенсионного фонда, 79 млрд рублей. Мы с вами договорились о том, что эти деньги мы сняли с этого же направления, когда формировали бюджет 2020–2022 годов. Мы высвободили деньги в следующей трехлетке в 2020 году и сейчас, по сути дела, компенсируем дополнительными доходами, источниками текущего года это решение.
Третье направление. Это тоже, по сути, решение, которое мы принимали, когда формировали бюджет 2020–2022 годов. Мы сняли деньги с докапитализации «Внешэкономбанка» в 2020 и 2021 годах в размере 160 млрд рублей и направляем эти ассигнования в текущем году. Эти деньги пойдут на выплату обязательств «Внешэкономбанка» перед внешними кредиторами с тем, чтобы банк смог расплатиться по своим обязательствам без ущерба для возможности кредитования его экономики и наших предприятий.
Предлагается увеличить докапитализацию «Промсвязьбанка». Он опорный банк для оборонного сектора, обслуживает в том числе и санкционные предприятия. Ему нужен капитал. Мы предлагаем 3,8 млрд рублей направить на докапитализацию этого учреждения.
Несколько тоже важных моментов. Это поддержка обороны по обеспечению обязательств Министерства обороны в части обязательств по жилищно-коммунальным услугам. Сложилась кредиторская задолженность в размере 20 млрд рублей, предлагаем закрыть её из бюджета. Предлагается увеличить ассигнования на сохранение денежного довольства военнослужащих Минобороны России на уровне 2018 года за счёт того, что было обеспечено комплектование военнослужащих Министерства. Есть ряд других предложений по закрытию кредиторской задолженности силовых ведомств, например обеспечение вещевым довольствием. Во всяком случае, это всё текущие нужды, которые возникли у министерств силового блока.
Иные направления. Это предложение по увеличению дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации, которые обусловлены ростом налогов на прибыль. И мы договаривались о том, что 1% налога на прибыль централизуется, направляется на поддержку субъектов Российской Федерации. И целый ряд других менее значимых позиций.
Кроме того, в поправках закона о бюджете предусматривается перераспределение ассигнований между и внутри главных распределителей бюджетных средств в размере 220,4 млрд рублей. Здесь основными причинами является перераспределение ассигнований на поддержку промышленности, развитие агропромышленного комплекса, взнос в уставной капитал «Россельхозбанка», «Росагролизинга», уточнение численности категорий отдельных социальных выплат и так далее.
Уважаемые депутаты, законопроект внесен в соответствии с нормами Бюджетного кодекса. Мы просим поддержать эти поправки. Ещё раз повторюсь, они не меняют ту стратегию, которую мы с вами закладывали на текущую трехлетку.