В повестке: о ходе выполнения плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте, проекты федеральных законов, межбюджетные трансферты.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Максима Орешкина о ходе выполнения плана действий по ускорению темпов роста инвестиций
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Начнём с вопроса, который касается увеличения притока инвестиций. Это один из факторов, который необходим для ускорения экономического роста, развития новых и расширения действующих проектов не только в производстве или инфраструктуре, но и в социальной сфере. Напомню, у нас действует план по увеличению доли инвестиций до 25% валового внутреннего продукта, для того чтобы достичь национальных целей развития, которые связаны с экономическим ростом. Сегодня обсудим, как идёт выполнение этих решений.
Благодаря этому плану, а также ряду решений, которые приняты, мы совершенствуем деловой климат. Был запущен первый комплекс мероприятий по трансформации делового климата, развивается инфраструктура поддержки бизнеса, утверждена Стратегия пространственного развития страны, выделяется помощь малым и средним компаниям, которые занимаются проектами в приоритетных отраслях.
Повестка заседания
Работу с государственными компаниями мы тоже стараемся корректировать, в том числе утверждены методические рекомендации по применению ключевых показателей их эффективности, подготовлен проект типового стандарта и технического задания аудиторской проверки долгосрочных программ развития таких организаций. Но не подготовлен закон об инвестиционных программах – мы договаривались о том, что это сделаем, – о порядке их проработки, подготовки и принятия, это имеет большое значение для того, чтобы понимать, что в государственных компаниях происходит. Я просил бы к этому вопросу вернуться.
Идёт подготовка новых законопроектов, в частности
поправок в закон об электроэнергетике. Готовится законопроект
о государственном контроле и надзоре в Российской Федерации, который позволит сместить акценты
на профилактику нарушений в этой сфере.
Бóльшая часть плана была исполнена в срок. Хотя в целом прирост пока, надо признаться, небольшой, и его надо повышать. Тем не менее по итогам I полугодия достаточно серьёзный – двузначный – прирост инвестиций зафиксирован в таких сферах, как информация и связь, строительство, образование.
Но есть направления, которые требуют повышенного внимания. Мы обсуждали в понедельник дополнительные шаги по ускорению экономического роста. Очевидно, что в сфере инвестиций тоже требуются новые решения. Необходимо с учётом текущих реалий, результатов работы подготовить планы по привлечению инвестиций в различные отрасли экономики, а регионы должны запустить свои планы инвестиционного развития и принять меры по достижению целевых показателей прироста. Подробнее об этом расскажет Министр экономического развития.
Участники заседания
-
PDF
130Kb
Список участников заседания Правительства, 30 октября 2019 года
Ещё одна тема, тоже связанная с экономикой и инвестициями в конечном счёте, касается самозанятых. Пока они участвуют в закупках государственных компаний и корпораций на общих началах. Сегодня мы рассмотрим законопроект, который даёт им некоторые льготы. Речь идёт о распространении на них преференций, которые есть у малого и среднего бизнеса. Это обязательные квоты на закупки, сокращённый срок оплаты за товары и услуги, участие в различных программах партнёрства. Главная цель – стимулировать таких самозанятых людей к легализации доходов. Для этого, напомню, мы ввели специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход – в рамках эксперимента в четырёх территориях: Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. В ближайшее время предлагается распространить этот опыт на другие регионы, поскольку это самый простой в декларировании налог на доходы, который не должен меняться. Об этом мы отдельно поговорим.
Также распределим субсидии и трансферты. Выделим почти 400 млн рублей Томской области на новую школу, 450 млн направим дополнительно трём регионам Дальнего Востока – Бурятии, Магаданской области и Чукотке. Средства пойдут на развитие социальной инфраструктуры, в том числе на закупку медицинского оборудования, приобретение жилья для работников социальной сферы и благоустройство территории.
Сначала послушаем вопрос о ходе выполнения действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и пройдёмся по другим.
Пожалуйста, Максим Станиславович Орешкин.
М.Орешкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
В том плане, который был утверждён в прошлом году, с одной стороны, была целевая и отраслевая структура инвестиций, с другой – конкретный список необходимых действий как системного, так и отраслевого характера. План де-факто стал ключевым организационно-методическим документом по управлению достижением целей, поставленных на федеральном уровне. Сегодня я хотел бы подвести промежуточные итоги его исполнения и рассказать о ведущейся работе.
Динамика инвестиций. В этом году по плану мы должны были выйти на уровень 21,2% ВВП, но по факту сейчас мы ожидаем более высокого результата: по нашим оценкам, будет достигнут уровень 21,6%, это будет максимальным уровнем с 2007 года. Но в дальнейшем у нас цели амбициозные, нам нужно выходить на уровень 25% ВВП, поэтому здесь работы ещё предстоит очень много.
Если говорить про этот год, то, несмотря на проблемы с уровнем совокупного спроса в экономике, мы получим позитивную динамику. По нашим оценкам, порядка 2% – реальный рост инвестиций. Этому, конечно же, способствуют меры, которые реализует Правительство. Мы упрощаем административные процедуры – в рейтинге Doing Business мы в этот раз поднялись до 28-го места. Запущен механизм трансформации делового климата, реализована программа по упрощению доступа субъектов МСП к кредитным и лизинговым средствам, совершенствуется порядок налогообложения ГЧП и целый ряд других историй реализован.
Среди отраслей – Дмитрий Анатольевич во вступительном слове об этом сказал – утилизация отходов, информация и связь, строительство. Среди ведомств я бы отметил хорошую динамику Министерства промышленности и Министерства цифрового развития. Среди отстающих у нас пока Министерство строительства и Министерство природы. Это связано с динамикой инвестиций в ЖКХ и в геологоразведке, но по итогам года цифры, очевидно, могут измениться, оценка у нас за полугодие носит предварительный характер.
Понятно, что нужно стремиться к тому, чтобы все элементы плана выполнялись. У нас, к сожалению, периодически бывает невысокая исполнительская дисциплина, формализм при исполнении мероприятий плана ведомствами. Учитывая, что значительное число мероприятий сосредоточено в 2019 году, я призываю коллег внимательно отнестись к поручениям, которые Председатель Правительства дал в рамках этого плана.
Скажу несколько слов о дополнительно проводимой в этом году работе. У нас два ключевых трека: отраслевой и региональный. По отраслевому треку мы делаем акцент на изменение регулирования. У Антона Германовича Силуанова было проведено 10 встреч с отраслевыми министрами, этому предшествовала большая подготовительная работа. Сейчас идёт уже предметная работа по 44 дополнительным мероприятиям, которые донастраивают отраслевую регуляторику.
Кроме того, план действий мы также будем сейчас дополнять мониторингом достижения целей по отдельным мероприятиям. Мы их эффективность предлагаем оценивать, основываясь не на факте утверждения того или иного нормативного акта, а в зависимости от достижения показателей или результатов, на изменение которых направлен соответствующий акт.
Хочу также
отметить, что всё ещё остаются достаточно низкими
плановые показатели достижения КПЭ министерствами, которые министерства сами
готовят. В некоторых случаях мы видим отставание
более чем на 50%. В этой связи я прошу коллег обратить
внимание на необходимость утверждения индивидуальных планов инвестиций, направленных
на достижение 100% КПЭ, которые утверждены Председателем Правительства.
Второе направление – это работа с регионами. Здесь формируются и утверждаются сейчас планы инвестиционного развития субъектов. Каждый план состоит из трёх основных элементов: первое – план достижения КПЭ по видам экономической деятельности, то есть по отраслям, то, что регион видит внутри себя; второе – это перечень ключевых проектов, которые обеспечивают достижение общего КПЭ; и третье, тоже очень важная работа, – это изменения в нормативном регулировании на федеральном или региональном уровне, которые необходимы для достижения ключевых показателей. У нас сейчас уже 82 субъекта предоставили проекты таких планов, совокупный ожидаемый процент достижения находится в среднем на уровне 80–90%. Работаем с субъектами, для того чтобы эти цифры также достигли целевых значений.
Хотел бы отметить, что очень многие субъекты активно включились в работу по изменению нормативно-правовой базы. Всего было представлено в Минэкономразвития 745 предложений, 300 из них мы сейчас прорабатываем с отраслевыми министерствами, часть из них в дальнейшем будут отработаны в рамках механизма трансформации делового климата, а часть может войти в обновлённую версию плана. Среди региональных предложений можно выделить предложения, направленные на ускорение ввода в эксплуатацию месторождений общераспространённых полезных ископаемых, дополнение Градостроительного кодекса разделом, нормирующим процесс подготовки документации в части сроков, предложения по оптимизации механизма ГЧП и целый ряд новых идей.
По мере завершения этой работы мы представим для рассмотрения на Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции обновлённую версию плана, а затем уже, Дмитрий Анатольевич, представим обновлённый документ Вам.
Д.Медведев: Спасибо, Максим Станиславович.
Коллеги, какие будут соображения? Есть какие-то комментарии к тому, как идёт работа по теме ускорения роста инвестиций?
Здесь всё понятно. Надо просто всем сконцентрироваться, поскольку здесь справедливо было упомянуто и моё последнее поручение о том, что делать, и я просил бы действительно максимально внимательно руководителей федеральных органов исполнительной власти заняться реализацией этого поручения.
И здесь говорится о поручении высшим должностным лицам субъектов обеспечить утверждение и разработку планов инвестразвития субъектов. Это тоже очень важно – потому что наши планы, конечно, не должны висеть в воздухе, а вся работа происходит в субъектах Российской Федерации. Поэтому такие планы необходимы.
Просил бы тоже Максима Станиславовича это контролировать.
<…>