На заседании фракции, состоявшемся 22 октября, обсуждался проект федерального бюджета на 2020-2022 годы.
Из стенограммы выступления:
А.Силуанов: Уважаемые депутаты, очень своевременно поставлены вопросы. Четыре вопроса были проработаны в Правительстве Российской Федерации, мы предлагаем по ним следующие решения:
Первое, по ускорению доведения средств до регионов. Действительно такая проблема существует, у нас сегодня на 2020 год распределено 30 субсидий, это всего 26% от общего количества, и 20 иных межбюджетных трансфертов. Мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда процесс распределения и заключения соглашений по субсидиям происходит в начале следующего года, а по иным бюджетным трансфертам (это в основном дороги) этот процесс длится до летних месяцев. Поэтому Председатель Правительства дал поручение с учётом обсуждения, которое состоялось на предыдущем заседании фракции, о том, чтобы все соглашения с субъектами по иным межбюджетным трансфертам и по субсидиям были заключены до 31 декабря текущего финансового года. И соответственно до этого момента были приняты все правила, порядки предоставления, распределения как субсидий, так и иных межбюджетных трансфертов. Мы поддерживаем предложение о необходимости утвердить их законодательно и предлагаем до 1 декабря текущего года подготовить соответствующие поправки в бюджетное законодательство, чтобы закрепить это на постоянной основе.
Второе, развитие села. Мы говорим о том, что по сравнению с прошлым годом сумма удвоена. Помимо программы поддержки развития сельских территорий у нас предусмотрено в бюджете ещё 65 млрд рублей по другим программам. Программа сельских территорий – это направление, которое во многом совпадает с другими действующими программами или национальными проектами. То есть эти деньги также на те же самые цели. И мы полагаем целесообразным ещё дополнительно сделать аналитический бюджет к той программе по социальному развитию села, которая у нас принята. И также, как сейчас предложили, в ходе исполнения бюджета мы обязательно вернёмся и доработаем эту программу с точки зрения объёмов финансирования.
Хочу сказать, что дополнительно на село пойдут деньги и по первичной медицинской помощи. Мы сконцентрировали ресурсы. Сейчас эта программа отрабатывается в Министерстве здравоохранения, но, как правило, первичка – это как раз небольшие сельские территории, небольшие посёлки, и именно туда ещё дополнительно пойдут средства по здравоохранению. Нам важно это учитывать в решении задач поддержки сельских территорий.
Следующий вопрос – сокращение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Абсолютно поддерживаю предложение, чтобы при распределении субсидий в первую очередь направлять средства тем субъектам, которые нуждаются в государственной поддержке. Десять таких регионов мы определили, и считаю, что у нас есть ресурсы для их поддержки, нужно просто их справедливо сконцентрировать, с учётом приоритетов. Это наша первостепенная задача, и это надо записывать в порядках распределения трансфертов, которые будут приниматься во втором чтении в рамках обсуждения распределения трансфертов в регионе.
Второе. Для тех регионов, которым требуются поддержка мы предлагаем установить предельный уровень софинансирования – 99%. Наше предложение заключается в том, что все те моменты, которые субъект Российской Федерации должен финансировать из своих средств – в данном случае разработка проектно-сметной документации, вопросы по объектам благоустройства и так далее – их необходимо включить в объём трансфертов, которые будут перечисляться из федерального бюджета. То есть для десяти субъектов Российской Федерации, которые поддерживаются из федерального бюджета, будут льготные условия при софинансировании мероприятий. Хочу сказать, что если мы говорим о 99% софинансирования, то одна только эта мера позволит дополнительно создать ресурс у этих субъектов в размере миллиарда рублей в год. Какие источники необходимо использовать для финансирования этих программ? Во-первых, в рамках трёхсторонней комиссии приняли решение о дополнительных видах поддержки регионов в размере 6 млрд рублей по этим 10 субъектам Российской Федерации в текущем году. Также за счёт перераспределения 1% пункта налога на прибыль мы сможем увеличить объём в этом году по сравнению с бюджетом текущего года. Часть этих денег мы заложили в бюджет следующего года, при этом объёмы на использование дотаций могут переноситься с текущего года на следующий. Поэтому мы считаем, что это может быть ресурсом на следующий год и это может быть положено в основу дополнительного финансирования субъектов Российской Федерации из списка, которым требуется поддержка.
Следующий вопрос – стимулирование субъектов Российской Федерации осуществлять расходы инвестиционного характера. Поддерживаю предложение по ослаблению требований по размеру долгового бремени для субъектов Российской Федерации, чтобы направлять эти ресурсов на инфраструктуру, на развитие. Мы также считаем, что целый ряд субъектов Российской Федерации сегодня имеет абсолютно некритичный уровень долга, поэтому могут быть увеличены дефициты бюджета для финансирования инвестиционных инфраструктурных расходов. И мы здесь готовы двигаться с точки зрения ослабления тех жёстких правил по неувеличениям дефицита бюджета и долга для всех субъектов Российской Федерации. Мы считаем, что тем регионам, у которых долг ниже 50% от собственных доходов, можно его увеличивать, направляя эти деньги в инвестиции, в инфраструктуру. Несколько цифр: бюджетный эффект от работы с задолженностями по бюджетному кредиту может составить с 2020 по 2024 года по нашим оценкам 444 млрд рублей. То есть эти деньги могут дополнительно пойти на развитие инвестиций. Также если позволить субъектам, которые имеют невысокие долги, увеличить его, это будет тоже дополнительно порядка триллиона рублей для всех субъектов. Конечно, это не за один год, а за несколько лет. Но это тоже является инвестиционным ресурсом. Кроме того, мы соберём сейчас предложения от субъектов Российской Федерации по инвестированию средств фонда национального благосостояния. В прошлом году мы докладывали, что у нас такая возможность уже будет. В соответствии с методиками, которые будут утверждены на трёхсторонней комиссии, будем определять направление инвестирования средств, в том числе и по региональным проектам. Поэтому по всем этим направлениям мы готовы работать и поддерживаем предложения, которые здесь обсуждаются.