О подготовке индивидуальных программ развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития
10 октября 2019
14:00
Дом Правительства, Москва
Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания
Вступительное слово Дмитрия
Медведева:
Мы в этом большом зале собрались таким составом, чтобы
обсудить важную тему для целого ряда субъектов Российской Федерации – подготовку
индивидуальных программ развития регионов, где социально-экономическое развитие региона пока является весьма и весьма проблемным, сложным, невысоким.
Участники совещания
-
Список участников совещания о подготовке индивидуальных программ развития субъектов Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, 10 октября 2019 года
Мы оказываем таким территориям не только бюджетную поддержку.
Хотя и бюджетную тоже – только что были приняты решения в отношении ряда регионов
на заседании
Правительства. Но мы стремимся создавать дополнительные стимулы к развитию
их потенциала.
И у нас есть примеры, когда регионы, которые не обладают
какой-то фантастической сырьевой базой или не имеют возможностей по наращиванию
такого рода
экономических проектов, тем не менее успешно развиваются, потому что нашли свою
специализацию, свои точки роста. И таких регионов, в общем, немало. Поэтому мы готовы
помогать территориям, которые пока только ведут над этим работу, думают о том,
что может быть важным фактором развития, который необходимо использовать для
того, чтобы создать новую экономику. И в плане
привлечения инвестиций, запуска новых проектов в экономике, социальной сфере,
решения самых разных задач.
Мы ввели специальный механизм (я, по сути, сам
предложил), а именно кураторство членов Правительства за такими регионами. Почему?
Вообще мы всем регионам должны помогать – и по линии всех министерств и
ведомств, но, когда есть отдельное внимание члена Правительства, это всегда
неплохо.
Определили 10 регионов, где наиболее сложная ситуация
– по инвестициям, доходам, уровню бедности, безработице. И за каждым из них
закреплён такой куратор: это или вице-премьер, или министр – то есть член
Правительства Российской Федерации.
Для региона такое кураторство – это единая точка
выхода на федеральный уровень. Если хотите, это, в хорошем смысле слова,
лоббист в интересах региона. И с его помощью налаживается прямой контакт
региональной команды со всеми федеральными ведомствами, а с другой стороны,
можно просто скоординировать непосредственно их работу на территории.
Сейчас задача – подвести черту под анализом причин
сложившейся ситуации, завершить работу над индивидуальными программами. Они должны помочь
определиться с инфраструктурой,
выбрать наиболее перспективные инвестпроекты в разных сферах. Наконец, просто
перейти к практической реализации этих планов. Это касается и роста экономики,
работы малого и среднего бизнеса, строительства доступного жилья и улучшения
экологии, решения социальных проблем.
До 1 сентября, мы договаривались, кураторы
представят индивидуальные программы в Правительство. И Минэкономразвития должно
было оказать методическую поддержку в подготовке этих программ.
Регионы все разные. Особенности каждой территории,
её наиболее перспективная экономическая специализация должны быть тщательно
проработаны, в том числе с учётом реализуемых в регионе национальных проектов,
государственных и федеральных целевых программ. Поэтому в каждую программу
нужно включить «сквозные» решения и целевые показатели.
В ходе подготовки программ кураторы выезжали в
регионы. Проводили там совещания с участием представителей федеральных ведомств
и компаний, которые реализуют свои инвестпроекты. Тем не менее нужно уже
двигаться вперёд. Нужно посмотреть, что сделано, а чего не сделано.
Методические рекомендации, кстати, так у нас и не утверждены. И это поручение необходимо исполнить.
Остается нерешённым вопрос о механизмах и источниках
финансирования в ряде случаев, потому что по каким-то регионам мы решение
принимали, по каким-то нет.
Кроме того, сформированные предложения должны быть
оценены с точки зрения того, насколько они необходимы и достаточны. Иными
словами, насколько они попадают в цель. Есть и другие идеи, замечания.
Давайте послушаем, что сделано и что ещё
предполагается сделать.
Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания
Из стенограммы:
Вопрос: Виталий Леонтьевич, каковы итоги совещания, какие
точки роста будут определены для проблемных регионов, как они будут развиваться
в дальнейшем? И планируете ли Вы как-то курировать работу членов Правительства,
которые теперь ответственны за это?
В.Мутко: Есть поручение Председателя Правительства о том,
чтобы мы разработали дополнительные индивидуальные планы развития 10 регионов с
наиболее низким уровнем социально-экономического развития. По основным
направлениям – это прежде всего уровень доходов людей, размер бедности, вопросы
инвестиционного климата, развития экономики, вопросы безработицы. Также решение
ряда сложных вопросов, которые сдерживают развитие тех или иных регионов.
В целом это повестка Правительства. Мы должны сделать
всё, чтобы уровень развития регионов, доходы на душу населения выравнивались в
субъектах Российской Федерации. Вот такая стратегическая цель. Она погружена во
все национальные проекты и должна решаться. Но при этом Председателем Правительства было принято решение, чтобы мы
10 регионов смогли развивать более ускоренными темпами и оказывать им полнейшую
поддержку.
Здесь были назначены кураторы из членов Правительства
Российской Федерации – министры были закреплены за этими субъектами. Им было
дано время, чтобы они изучили все эти вопросы с выездом на место, встречаясь с
бизнесом, с командами….
Министерство экономики разработало методические рекомендации,
подходы к составлению индивидуальных программ развития. И сегодня мы послушали
первые итоги. Были сформированы некоторые общие принципы и предложения по
реализации и мерам поддержки, они касаются стимулирования, активизации
экономических процессов, создания новых дополнительных мест. Это первый блок
вопросов. Здесь очень много индивидуальных решений. Так, в восьми из десяти
субъектов сегодня уровень тарифов на электроэнергию значительно ниже, чем в
соседних регионах. Потому что, как правило, в больших регионах есть
перекрёстное финансирование, когда большой бизнес оплачивает тарифы за малый. В
этих регионах нет большого бизнеса, поэтому уровень тарифа низкий, и здесь
такие системные решения.
Второе решение. Во многих регионах есть такие «спящие»
лицензии по разработке полезных ископаемых. Должна быть проведена полная ревизия
этих лицензий или их актуализация.
Дальше. Есть ряд инвестиционных проектов
частно-государственного партнёрства в ряде субъектов, которые долгие годы не
реализовывались, – необходимо дать им толчок в этих регионах. Всё в целом в
области экономики.
Другие вопросы связаны с бедностью, с доходами. Но есть ряд вопросов, связанных с
методологическими подходами. В некоторых регионах рождаемость выше, поэтому и дохода
соответствующего меньше. И здесь мы должны тоже кое-какие акценты поставить.
Здесь ряд механизмов сегодня предлагается – вплоть до, может
быть, ипотечного кредитования под более низкий процент, чем в целом по России.
Это с точки зрения уровня жизни.
Дальше – социальная сфера, обеспеченность социальной сферы.
И блок вопросов, связанных, с окружающей средой, с
проблемными вопросами, в частности с водоподготовкой.
Это такой набор из четырёх-пяти главных блоков. И мы сегодня договорились,
что Министерство экономического развития аккумулирует все те предложения,
которые наработали наши федеральные министры и по которым сегодня в основном
были сделаны доклады, они методически доведут эти программы до кондиции. И сегодня все федеральные
ведомства получили задачу сделать приоритизацию своих национальных проектов,
которые реализуют в этих регионах. И плюс договорились, что будет выделено
пока, предварительно, в районе 100 млрд дополнительно на ближайшие пять лет по
финансированию наиболее острых проблем.
Цель одна – чтобы были определённые результаты. Установлены
некие индикаторы по повышению. И, может быть, мы ещё посмотрим – хотя это касается
всех субъектов Федерации – по бюджетной обеспеченности. Сегодня тоже это
звучало, потому что большая закредитованность. Часть регионов очень медленно
проводят реструктуризацию своей задолженности, много кредитов в коммерческих
банках. Можно было бы рассмотреть по этим регионам специально замещение этих кредитов
как минимум бюджетными. В год до 700 млн некоторые субъекты платят в
коммерческие банки. Поэтому, конечно, там можно было бы реинвестировать.
В целом мы рассматриваем по всем субъектам (и вчера в Думе мы на эту тему говорили), что до 500 млрд можно было бы
сегодня им в этой части оставить на их экономический потенциал.
Председатель в целом подходы одобрил. Договорились, что
каждая программа развития этих 10 субъектов будет оформлена распоряжением, методически,
организационно будет координироваться Министерством экономического развития.