Одной из ключевых тем повестки стали вопросы функционирования автоматизированных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
В начале заседания Заместитель Председателя Правительства Максим Акимов оценил работу Министерства внутренних дел по формированию публичного георесурса с указанием расположения камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на российских дорогах. «От имени Правительства, которому поручено исполнять соответствующее поручение Президента России по итогам Госсовета, хочу отметить проделанную работу и надеюсь, её так же позитивно отметят и водители», – сказал вице-премьер.
Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Михаил Черников доложил, что сейчас на российских дорогах действует более 12 тыс. стационарных комплексов фиксации нарушений ПДД и более 4 тыс. передвижных. С начала года установлены дополнительные 600 стационарных комплексов (+5%). Количество камер увеличилось в 30 регионах. В 12 из них уже отмечено снижение числа аварий, а также сокращение тяжести и смертности в ДТП по причине несоблюдения скоростного режима и выезда на встречную полосу.
В первом полугодии 2019 года при помощи автоматизированных комплексов фиксации нарушений ПДД вынесено 52 млн постановлений, наложено штрафов на общую сумму более 35 млрд рублей. Из них исполнен 41 млн постановлений на сумму 16 млрд рублей (нарушители предпочитают платить оперативно, с 50-процентной скидкой). Применение средств фотовидеофиксации правонарушений позволило с начала года ликвидировать более 500 аварийно-опасных участков.
Вместе с тем, как отметил Михаил Черников, результаты прокурорских проверок говорят об имеющихся в ряде регионов недостатках при создании и эксплуатации систем автоматизированной фиксации. «Вполне обоснованными претензиями от участников дорожного движения являются также имеющие место нарушения, связанные с несоблюдением требований по организации дорожного движения в местах установки камер: неправильное применение дорожных знаков и разметки, специальное занижение скоростного режима на участках дорог, позволяющих осуществлять движение с большей скоростью», - перечислил начальник Госавтоинспекции, добавив, что в публичную карту, помимо стационарных, включены и передвижные комплексы. «И по ним уже сегодня можно применять всю ту же самую предупреждающую дорожно-знаковую информацию, что и по стационарным комплексам», - сказал он.
Участники проектного комитета обсудили итоги работы, инициированной в конце прошлого года Максимом Акимовым по анализу региональной практики создания и эксплуатации автоматизированных комплексов фиксации ПДД.
Так, согласно данным Минэкономразвития, около 46% всех региональных программ в этом сегменте – это концессионные соглашения, и именно они характеризуются более высоким эффектом в снижении аварийности на дорогах: если в среднем снижение аварийности при установке камер составляет примерно 13%, то в тех случаях, когда партнером региона выступает концессионер, наблюдается 19-процентное повышение безопасности дорожного движения. При этом если компания, создающая и эксплуатирующая комплексы фиксации нарушений ПДД, выбрана по итогам конкурса, в котором участвовало больше одного претендента, она показывает результативность выше, чем если компания была единственным участником конкурса или выбрана без конкурса (18% и 11% снижения аварийности соответственно).
В то же время, по общему мнению участников проектного комитета, экономическая модель таких отношений между субъектами и бизнесом нуждается в доработке. Максим Акимов предложил регионам отказаться от увязки объёма вознаграждения концессионера с объёмом собираемых им штрафов. Такой тезис, в частности, должен быть включен в методические рекомендации по улучшению условий дорожного движения и определению мест размещения автоматизированных комплексов фиксации нарушений ПДД. Разработку этих документов сейчас завершает Минтранс России совместно с Госавтоинспекцией, Федеральным дорожным агентством, госкомпанией «Автодор» и профильными институтами. Итоговые версии методических рекомендаций, как поручил Заместитель Председателя Правительства, должны быть утверждены и направлены в регионы до 1 сентября.
Проектный комитет также обсудил другие вопросы реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Во исполнение поручений Президента по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 26 июня 2019 года, Максим Акимов поручил Министерству транспорта представить предложения по оснащению трёх- и четырёхполосных участков автодорог системами разделения встречных направлений движения и при необходимости обеспечить внесение изменений в технические и нормативные правовые акты Российской Федерации. «Решение принято. Вся федеральная сеть в трёх- и четырёхполосном исполнении должна быть разделена по потокам», – напомнил Заместитель Председателя Правительства.
Министр транспорта Евгений Дитрих доложил о реализации федерального проекта «Дорожная сеть» в первом полугодии 2019 года. Контракты заключены по 6256 дорожным объектам – это 97,25% от общего количества объектов, запланированного к выполнению в текущем году. Площадь выполненных дорожных работ по всем субъектам – участникам нацпроекта, по данным на 31 июля, составила 42,4 млн кв. м, это 29,71% от общего объёма, или 6 тыс. км уже отремонтированных региональных и местных дорог.
Самый низкий процент завершённых торгов по-прежнему у Республики Крым – 50%, в Ненецком округе – 66,6%, у Приморского края – 70%, в Еврейской автономной области – 77,7%. Эти регионы вызывают у Минтранса наибольшие опасения по выполнению мероприятия национального проекта в 2019 году. Среди передовиков Белгородская область, которая уже полностью завершила реализацию мероприятий в рамках нацпроекта. Высокий процент выполнения работ в Хабаровском крае (73,34%). Максим Акимов поручил Минтрансу проработать вопрос поощрения передовых регионов дополнительным финансированием в рамках национального проекта в случае возникновения соответствующих резервов.
Евгений Дитрих дополнительно проинформировал проектный комитет, что в рамках решений Госсовета завершается работа по формированию программы ремонта малых мостов в регионах. Предварительно субъекты Федерации заявили к включению в такую программу 3720 мостовых сооружений. Общая потребность в финансировании ориентировочно оценивается в более чем 330 млрд рублей. Сейчас, как пояснил Министр транспорта, субъекты уточняют поданные ранее сведения. «На основании этих данных мы актуализируем и окончательно сформируем программу для включения её в паспорт федерального проекта «Дорожная сеть»», – добавил он.