Обсуждались вопросы развития автомобилестроительной отрасли в России.
Из
стенограммы:
Д.Медведев: Вадим Аркадьевич, расскажите, как у вас дела обстоят, как работает отрасль и ваше производство.
В.Швецов: Дмитрий Анатольевич, отрасль достаточно волатильная. Это прежде всего связано с тем, что у автопрома сейчас достаточно много вызовов. Что отрадно для отрасли, удалось снизить падение за счёт государственных программ. Прежде всего хорошо работают программы субсидирования лизинга и процентных ставок по кредиту. Благодаря этому ситуация достаточно стабильная. Мы очень надеемся, что эти программы будут продолжены и ситуация на автомобильном рынке будет складываться так, что мы получим даже небольшой плюс по сравнению с 2018 годом.
Ситуация в отрасли достаточно интересная. Например, с точки зрения развития производства мы видим 4% роста. Это благодаря тому, что работает программа поддержки экспорта. У нас на 40% возрос экспорт автомобилей и машкомплектов – это 25 млрд рублей.
Д.Медведев: Куда в основном экспортируете сейчас?
В.Швецов: Очень интересные рынки открылись для нас в Латинской Америке. Мы поставляли туда во времена Советского Союза – в Чили например, Бразилию. Мы вернулись на эти рынки и растём на них каждый год по 40%.
Д.Медведев: Я встречался не так давно с бывшим Президентом Чили, она сейчас верховный комиссар по правам человека. Посмотрел материалы – удивительно, но очень большой рост поставок автомобилей и комплектов именно на рынок Чили.
В.Швецов: Дело в том, что рынок Чили открытый, он не ограничен большими импортными пошлинами на вход, поэтому наши пикапы Ульяновского автомобильного завода пользуются там популярностью. Сейчас многие компании, которые разрабатывают карьеры, занимаются добычей полезных ископаемых, переходят на наши пикапы, что отрадно. С другой стороны, сейчас ситуация такая, что многие крупные автомобильные корпорации включают Россию в свою глобальную цепочку поставок. Наш пример очень интересный. В эти дни наша компания во Владивостоке «Мазда Соллерс» приступает к серийному производству двигателей для компании Mazda. И 100% этих двигателей будет приходить в Хиросиму для установки на автомобили Mazda. Для Mazda это первый пример, когда они вышли с острова, расположили двигательное производство в России – во Владивостоке.
Д.Медведев: И обратно потом забирают к себе эти двигатели и ставят…
В.Швецов: Дело в том, что гамма производимых двигателей во Владивостоке намного шире, чем производимых автомобилей здесь. Поэтому это кооперация не встречная, она скорее глобальная. Мы с нашим партнёром уже 5 млрд рублей в этот проект вложили и сейчас начинаем серийное производство двигателей на экспорт. Что ещё интересно: мы как компания «Мазда Соллерс» подали заявку на заключение соглашения по корпоративной программе повышения конкурентоспособности – это по постановлению №191 – и взяли на себя обязательства, что будем наращивать 10% экспортной выручки каждый год. И компания будет поставлять в Японию продукцию на сумму более 16 млрд рублей. И мы хотели бы, чтобы в рамках этой программы по стимулированию несырьевого экспорта была возможность рассмотреть другие инструменты. Нам было бы интересно, чтобы помимо субсидированной ставки был ещё субсидированный лизинг, потому что мы достаточно много покупаем оборудования в лизинг. Расширение финансовых инструментов этой программы было бы нам очень кстати.
Д.Медведев: Прежде всего по лизингу оборудования?
В.Швецов: По оборудованию и оснастке. Потому что основные две вещи – это оборудование и оснастка, которые приобретаются по лизингу. Для нас было бы экономически целесообразно не кредитование, а лизинг.
Д.Медведев: Понятно. Давайте мы рассмотрим эти предложения и некоторые другие и поговорим об этом.
<…>