В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за I квартал 2019 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Начнём с итогов исполнения федерального бюджета, федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, как мы это делаем традиционно по итогам I квартала. Мы входим в следующий бюджетный цикл. Надо проанализировать, как складывается ситуация в бюджетной сфере, учитывая это при разработке бюджета на следующие три года. Подробнее доложит Первый заместитель Председателя Правительства Антон Германович Силуанов и Министр экономического развития Максим Станиславович Орешкин, а я назову основные цифры.
Повестка заседания
Что касается бюджета. I квартал в целом мы прошли достаточно неплохо, несмотря на некоторое замедление темпов, – по некоторым параметрам, например по объёму доходов, даже лучше, чем ожидалось. Профицит федерального бюджета превысил 665 млрд рублей. Выросла доля доходов, которые не связаны с экспортом нефти и газа, сейчас они составляют порядка 57% всей доходной части, что само по себе очень важно. Ситуация с кассовым исполнением бюджета приблизительно такая же, как была в предыдущие годы, по итогам I квартала – около 21%. В 2018 году было то же самое.
Тем не менее хочу отдельно подчеркнуть, что по целому
ряду направлений бюджетные деньги используются недопустимо медленно. Это касается, к сожалению, финансирования
национальных проектов. О мерах, которые необходимы для исправления ситуации, мы
недавно, 8 мая, говорили на заседании Совета при
Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Я также дал поручения Минфину и ответственным исполнителям. Завтра, то
есть 14 июня, я жду доклады по этой теме – что сделано и чего не сделано.
Потом уже будем выводы окончательные делать.
Участники заседания
-
PDF
132Kb
Список участников заседания Правительства, 13 июня 2019 года
Теперь несколько слов о том, как расходовались средства в рамках ФЦП и ФАИП. В настоящее время реализуется 19 ФЦП. На эти цели в этом году планируется направить из федерального бюджета почти 480 млрд рублей. Это инвестиции в инфраструктуру, строительство и реконструкция социальных объектов, поддержка научных исследований, инноваций.
В целом ситуация с кассовым исполнением в этом случае несколько хуже, чем в прошлом году. I квартал – это всего 6%, в прошлом году было 9%. Кроме того, мы отстаём от показателей прошлого года и по уровню софинансирования из региональных и местных бюджетов и привлечения внебюджетных средств, а также по заключённым контрактам. Всё это нехорошая тенденция.
По Федеральной адресной инвестиционной программе. Объём её финансирования с учётом гособоронзаказа – более 860 млрд рублей. Здесь строится и реконструируется практически 1,3 тыс. разных объектов. Это необходимые гражданам нашей страны и, конечно, экономике дороги, мосты, линии связи и электропередачи, школы и больницы.
Обычно – в том числе по объективным причинам – значительная часть контрактов закрывается в конце года. Но всё-таки я рассчитываю, что главные распорядители примут меры для того, чтобы финансирование шло более равномерно.
Теперь вопрос об изменениях в Налоговый кодекс. Они направлены на расширение авиапарка гражданских воздушных судов с российской регистрацией. Мы об этом достаточно давно уже говорили, и наконец подготовлен законопроект. Сегодня в российских авиакомпаниях эксплуатируется существенная доля иностранных самолётов, и зарегистрированы они за рубежом. Эту ситуацию мы намерены исправить. Законопроект предполагает освободить от обложения налогом на добавленную стоимость ввоз гражданских самолётов при условии их регистрации в российском реестре.
Мы расширяем поддержку отечественного авиастроения. От обложения НДС будет освобождаться ввоз авиадвигателей, запасных частей и комплектующих, опытных образцов, которые необходимы для испытания гражданских самолётов. Это позволит снизить издержки авиастроителей.
Льготу в виде нулевой ставки НДС предлагается применять и при продаже лайнеров и передаче их в лизинг. Но во всех случаях речь идёт о воздушных судах, которые зарегистрированы в российском реестре. Для тех, кто намерен перерегистрировать такие суда, которые зарегистрированы в других странах, предусмотрен переходный период до 1 января 2023 года. В течение этого периода НДС при ввозе самолётов из иностранных реестров и, соответственно, их передаче в российский реестр взиматься не будет.
Мы рассмотрим законопроект, который направлен на либерализацию валютного контроля. Это у нас один из национальных проектов – «Международная кооперация и экспорт». Сфера валютного контроля пока достаточно сильно зарегулирована. Это касается и репатриации экспортной выручки. Сейчас экспортёры обязаны зачислять на счета в российских банках всю выручку, причём в жёстко определённые сроки, что зачастую создаёт для бизнеса дополнительные проблемы, требует затрат, осложняет работу с зарубежными партнёрами. Поэтому в отношении выручки в рублях это требование будет отменено: для несырьевого экспорта – уже с 1 января 2020 года и в полном объёме, для сырьевых товаров – поэтапно. К 2024 году все экспортные операции и по таким товарам будут освобождены от обязательной репатриации рублевой выручки. Это не только снизит административные издержки экспортёров, но и создаст условия для более активного использования рубля в международных расчётах.
Упростится режим операций по счетам физических лиц-резидентов, которые открыты в банках на территории стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ФАТФ, в том случае, если это государство участвует в международном обмене финансовой информацией.
Ещё два законопроекта подготовлены в рамках исполнения решения Конституционного Суда. Речь идёт о гарантиях по выплатам для работников, которых увольняют при ликвидации юридического лица, и порядке расчётов с ними, так, чтобы это всё делалось в срок и люди всё получали. Такого рода изменения будут у нас сегодня в повестке дня.
Документ
-
PDF
124Kb
Распоряжение от 13 июня 2019 года №1268-р
Кроме того, рассмотрим вопрос об оказании финансовой помощи Забайкальскому краю на компенсацию ущерба сельхозтоваропроизводителям, который они понесли из-за пожаров. Напомню, огонь уничтожил не только дома и сельхозобъекты, но и поголовье животных. Мы эту тему обсуждали по-разному. Главная задача сегодня – помочь людям восстановить хозяйства после этого пожара. На эти цели из резервного фонда Правительства бюджету края будет направлено более 820 млн рублей, в частности для того чтобы восстановить поголовье животных.