Обсуждались вопросы новых мер господдержки строительства маломерного, среднетоннажного и транспортного флота, а также внедрения и расширения применения электронных средств для государственного контроля и надзора при осуществлении рыболовства.
Открывая заседание, Алексей Гордеев отметил, что обновление рыбопромыслового флота является одной из важнейших отраслевых задач, поэтому важно совершенствовать отраслевое законодательство с целью создания благоприятных условий для участников рынка, предусматривая, при необходимости, в том числе и меры государственной поддержки строительства современных рыболовных судов.
По мнению Росрыболовства, основной мерой поддержки обновления рыбопромыслового флота в настоящее время является предоставление квот на инвестиционные цели: при строительстве судна на российских верфях компания-инвестор получает целевую квоту на добычу востребованных видов рыб. К середине 2023 года по итогам первых двух этапов кампании по предоставлению долей инвестиционных квот на российских верфях предполагается строительство 33 новых рыбопромысловых судов, преимущественно крупнотоннажных. В настоящее время проходят еще два этапа по распределению данного вида квот.
Заместитель Министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков заверил, что уже в текущем году будут распределены 100% инвестиционных квот на наиболее ликвидные биоресурсы: минтай, сельдь, треску и пикшу. Для повышения интереса инвесторов к пакетам квот на добычу донно-пищевых видов рыб для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна планируется увеличить размер такой квоты в расчёте на одно судно и расширить перечень объектов промысла за счёт видов, ранее не задействованных в инвестквотах. Также разработаны изменения в нормативную базу с целью совершенствования действия механизма инвестиционных квот.
Еще одной действенной мерой господдержки для обновления малого и среднего рыбопромыслового флота могут стать разрабатываемые Минпромторгом совместно с Минсельхозом и Росрыболовством во исполнение поручения Президента правила субсидирования строительства маломерных и среднетоннажных судов, задействованных на промысле неквотируемых видов водных биоресурсов, к которым неприменим механизм инвестиционных квот. Предлагается компенсировать рыбопромысловому предприятию до 30% от стоимости строительства судна. Этот инструмент в первую очередь необходим для рыбаков Азово-Черноморского, Волго-Каспийского и Западного бассейнов, где флот значительно изношен.
Всего в рамках данной меры господдержки предполагается строительство около 120 малых и средних судов различных типов, включая 20 судов для марикультурных предприятий. Объём бюджетного финансирования оценивается в 14,4 млрд рублей. Глава Росрыболовства отметил, что уже сегодня интерес к правилам предоставления субсидий 30% капитальных затрат проявили многие хозяйства.
Также будет рассмотрена возможность распространения действия указанной меры господдержки и на строительство необходимых в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах транспортных судов-рефрижераторов. Уже сейчас организации высказывают заинтересованность в строительстве не менее 13 транспортных судов.
По итогам обсуждения правительственная комиссия поддержала меры, предложенные Росрыболовством.
По итогам обсуждения вице-премьер поручил Минпромторгу, Минсельхозу и Росрыболовству доработать озвученные предложения с учётом обсуждения и внести в Правительство соответствующий проект нормативного правового акта, предусматривающего предоставление господдержки в виде субсидии на возмещение до 30% капитальных затрат за счёт средств федерального бюджета при строительстве на российских верфях средне- и малотоннажных судов рыбопромыслового флота, транспортных судов-рефрижераторов для обеспечения перевозок рыбной продукции. Кроме того, Алексей Гордеев поручил дополнительно проработать вопрос субсидирования лизинга строительства судов малых и средних судов, в том числе транспортных.
Вторым вопросом в ходе заседания рассматривалась целесообразность расширения применения электронных средств для госконтроля при осуществлении рыболовства.
В настоящее время законодательство о рыболовстве предусматривает установку на судах рыбопромыслового флота (с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 тонн) технических средств контроля, обеспечивающих передачу в отраслевые центры мониторинга данных об их местоположении. Минсельхозом России утверждён порядок оснащения судов ТСК, предусматривающий использование для этих целей станций спутниковой связи международной системы «Инмарсат» или отечественной системы «Гонец», а также аппаратуры автоматической идентификационной системы (АИС). Сейчас осуществляется работа, направленная на переход всех судов на использование оборудования системы «Гонец», однако в связи с техническими особенностями на текущий момент система не позволяет передавать большие объёмы информации, что ограничивает её использование для передачи аудио- и видеоинформации в режиме реального времени.
Помимо законодательства о рыболовстве, установка и использование ТСК на судах рыбопромыслового флота регулируется правилами пограничного режима, утверждёнными приказом ФСБ, которыми предусмотрено пребывание в водах с установленным пограничным режимом в тёмное время суток только при наличии на судах ТСК, обеспечивающих передачу информации в государственные системы мониторинга.
Установка такого оборудования для судовладельцев маломерных судов становится дополнительным административным барьером, что особенно актуально для рыбаков Волжско-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов. В связи с этим ФСБ совместно с Минсельхозом и Росрыболовством поручено проработать вопрос об использовании сетей сотовой связи на судах длиной до 12 метров ТСК, осуществляющих передачу данных о своем местоположении.
Кроме того, в целях оптимизации действующей системы сбора данных проводится работа по внедрению на судах рыбопромыслового флота программного комплекса «Электронный промысловый журнал». В программном комплексе разработан модуль для совместной работы с Пограничной службой ФСБ по учёту актов осмотра судов, возможность получения электронных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, их связь с отгружаемой рыбопродукцией с борта судна для получения электронных ветсертификатов. В дальнейшем предлагается на промысле ценных или особо ценных видов водных биоресурсов внедрить дополнительные ТСК, в том числе средства аудио- и видеофиксации промысловой деятельности, оборудование для определения веса уловов, средства хранения и удалённого доступа к данным контроля. В связи с чем вице-премьер поручил ФСБ и Минсельхозу разработать концепцию применения и использования таких средств на судах рыбопромыслового флота с 2023 года, а госкорпорации «Роскосмос» – проверить качество и надежность оборудования.