В повестке: о ходе реализации национальных проектов «Образование» и «Наука».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Ольги Васильевой по завершении заседания
Брифинг Михаила Котюкова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня обсудим ход реализации двух национальных
проектов – по образованию и науке.
Сначала несколько слов о проекте «Образование». За
четыре месяца данные по национальному проекту внесены в систему «Электронный
бюджет», приняты нормативные акты по субсидиям. Заключено в полном объёме 1645
соглашений о выделении субсидий. То есть организационная работа по этому проекту
в целом завершена. Но есть темы, которые требуют особого внимания.
Во-первых, подключение всех российских
образовательных организаций к высокоскоростному интернету. Везде, включая и
дальние сёла. Эту работу нужно ускорять. Принципиальный момент, что для каждой
школы высокоскоростной доступ в Сеть, обеспечение цифровой безопасности будут
бесплатными. Финансирование работ, оплата трафика происходит за счёт средств
федерального бюджета.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 20 мая 2019 года
Второе – работа по проекту «Успех каждого ребёнка».
Напомню показатели: к 2024 году до 80% детей должны заниматься в системе
дополнительного образования, которая должна стать доступной для всех желающих.
К концу 2021 года нужно создать 900 тыс. новых мест дополнительного
образования, включая места для дополнительного образования на селе.
Для этого необходимо оказывать регионам адресную
поддержку. И нужно иметь точные сведения о том, сколько детей в возрасте от
пяти лет и до достижения совершеннолетия в таких местах нуждаются. Потому что
здесь статистика очень неточная пока.
Способности детей и молодёжи помогает развивать
система ранней профориентации и профессиональной подготовки. В ходе
реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» мы будем поддерживать
наиболее удачные разработки и перспективные проекты. Для этого также из бюджета
выделяется 630 млн рублей.
Что же касается
проекта в области науки, там также одно из важнейших направлений – поддержка
талантливой молодёжи. Мы относительно недавно встречались с коллегами и
обсуждали этот вопрос – с участием Академии наук и Министерства образования.
Нам нужно
омолодить российскую науку. В 2019 году доля исследователей до 39 лет
должна увеличиться до 44 с небольшим процентов, к 2024 году – больше
половины должно быть. Там есть ряд мер (мы их как раз обсуждали на последнем
совещании), которые должны позволить молодым учёным решать проблемы с жильём,
получать для своих институтов современное оборудование, участвовать в
международных конференциях. Поручение по этому поводу я подписал, давайте
обсудим, как в целом здесь идут дела.
В мае принято
решение Правительства о грантовой поддержке специализированных учебно-научных
центров при лучших университетах страны. Государство берёт здесь расходы на
себя. В 2019 году поддержку на 700 млн рублей получат
четыре университета. В дальнейшем круг учебных заведений, которые получают
гранты, должен быть расширен.
Нужно также
обеспечить условия для эффективной работы научных центров и лабораторий по всей
стране. Заинтересовать бизнес в финансировании исследований. Конечно, обновить
приборную базу научных организаций (как минимум на 50%) и создать
научно-образовательные центры в регионах. Давайте поговорим и по этой
проблематике.
Из стенограммы:
О.Васильева:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Закончилось заседание.
Были доклады – мой и Михаила Михайловича Котюкова – о квартале реализации
национального проекта «Образование». За минувшее время (январь – апрель текущего
года) нами заключены все соглашения с регионами и даже с муниципалитетами – это
свыше 900 соглашений. Это самое главное на сегодняшний день для нас. Сейчас
регионы начали вести закупочные мероприятия в рамках федеральных проектов
национального проекта «Образование».
Приняты все нормативные
документы для того, чтобы первый, очень важный этап был запущен. Почему я
говорю о важности этапа? Вы знаете, что качественные изменения должны пройти во
всех регионах страны, на всех уровнях образования. Пока готовилась нормативная
база, пока заключались финансовые документы, мы работали над содержанием. И на
сегодняшний день регионы имеют предложенные министерством (я хочу сделать
акцент, что это рамочные предложения) инфраструктурные листы. По каждому
проекту есть примерный, рамочный инфраструктурный лист: что может быть в рамках
того или иного проекта закуплено для обновления или создания
материально-технической базы.
И второе – смысловые
рекомендации. Если говорить о глоссарии национального проекта, очень много терминов
включается в работу в первый раз, поэтому мы потратили значительное количество
времени, чтобы объяснить.
Мы создали проектные
офисы в каждом регионе. Мы провели 11 сессий. Это только подготовительные
работы, которые должны были запустить проект.
Мы очень большое
внимание уделяли медиасопровождению. Большое спасибо, что вы помогаете нам в
этом. Мы использовали всё. И социальные сети – наша пресс-служба работает
достаточно хорошо и грамотно в этом направлении. Вы знаете, что в первый раз мы
использовали новый формат стенда на сочинском форуме. Совсем недавно прошла
прямая линия, которую вела я. Через интернет мы провели беседу со всеми
участниками образовательного процесса – родителями, педагогами, учениками (140 тысяч
человек участвовали), для того чтобы понять, что интересует граждан. И на
основании анализа мы приняли решение об открытии электронной приёмной. Она
открывается в этом месяце, через 10 дней. И каждый будет иметь возможность
получить ответ на вопрос, который его интересует.
Вы знаете, что наш
проектный офис работает практически в круглосуточном режиме, потому что много
вопросов было вначале. Сейчас уже регионы понимают, в каком направлении
двигаться дальше.
У нас очень большие
задачи по обновлению, во-первых, всей инфраструктуры. Мы строим, продолжаем
строить и новые школы, и новые детские сады, ясли. В этом году в регионах мы
оснащаем и создаём 800 новых лабораторий-мастерских в колледжах, потому что,
тоже в рамках федерального проекта, идёт совершенствование материально-технического
оснащения системы среднего профессионального образования.
Совсем недавно, в
апреле, мы запустили платформу для сельских школ. И рассчитываем, что 7,5
тысячи сельских учителей смогут уже буквально на этой неделе начать работу –
онлайн-курсы по методике преподавания двух дисциплин – технологии и
информатики. Это важнейшие дисциплины, тем более в разрезе качественно новых
представлений о «цифре» вообще. Там же, на этой платформе, мы запустили и
предметы гуманитарного цикла (повторяю, что это связано прежде всего с
сельскими школами, школами, которые находятся в отдалённой местности).
Для нас самое важное –
педагоги. Только в этом году мы должны провести вместе с регионами
профессиональную подготовку и переподготовку 16 тысяч педагогов. Мы будем
использовать все возможности, которые у нас есть, – это и наши кванториумы, и
все виды организации допобразования, вузы. Мы работаем очень тесно с
Министерством науки и высшего образования. Это наши клубы, которые будут также
задействованы. Вы знаете, что мы создаём новые центры аттестации педагогов, и
только в этом году мы должны создать в 11 регионах 50 таких центров. Подходит к
концу работа над созданием национальной системы учительского роста. Появляются
новые должности: старший педагог, ведущий педагог, старший – он же наставник. И
это всё взаимосвязано – аттестация и новые должности, которые появляются в
школе уже по вертикали.
Что хотелось бы сказать
в заключение? Самое главное, чтобы было понятно, что мы делаем. И ещё хочу
сделать акцент вот на чём. Главное – не стены. Мы капитально ремонтируем вместе
с регионами школы, создаём новые места, но главное – это качественное
образование. Прошло общественное обсуждение новых федеральных стандартов. Мы
сейчас займёмся обработкой замечаний. Для нас важнее всего содержание.
Что касается цифровой образовательной
платформы, тут тоже произошло очень многое. Мы подписали ключевой документ – приказ
двух министерств: Министерства просвещения и Минкомсвязи. Там дана практически вся
архитектура этой новой платформы. Это не контентная платформа, это то, что
будет в школе. До 2021 года мы должны протянуть в каждую школу интернет (100 Мбит
– для городских школ, 50 Мбит – для сельских). И затем разводки от
магистральной линии внутри школ, которые будут делать уже непосредственно
регионы, я думаю, с помощью федералов. И это всё взаимосвязано. Мы это делаем
совместно с Минкомсвязью, и архитектура практически ясна.
Вопрос:
Когда будет запущен национальный рейтинг школ?
О.Васильева:
Каждый рейтинг – а у нас рейтингов достаточно много на сегодняшний день – во
многом субъективен. У нас есть рейтинг сельских школ, есть рейтинг 500 лучших
школ, 200 школ. Нужно определять, по каким качественным критериям мы всё это
будем делать. У нас 80% базовых школ и только 20% школ инновационных, и для
меня как человека, который работает в просвещении не первый год, очень важно,
чтобы было выполнено конституционное право каждого гражданина Российской
Федерации – на бесплатное качественное образование.
Когда я и мои коллеги
выступаем, мы прежде всего говорим о базовом содержании образования. По моему
глубокому убеждению, базовое образование должно быть абсолютно доступным как в
центральном городе, таком как Москва, так и в самой отдалённой школе. Поэтому,
когда мы говорим о РЭШ (Российской электронной школе), которая войдёт в ту
самую информационную платформу, когда мы говорим об онлайн-курсах, которые уже
разработаны (та же платформа для сельского учителя), мы говорим о том, что это
всё способы приблизить качественное образование к отдалённым районам. У нас 26
тыс. школ находится в сельской местности из 42 тыс. школ. То есть у нас бóльшая
часть школ – школы сельской местности. Мы должны обеспечить равное доступное
образование каждому ребёнку, который учится в российской школе. Это главная
задача министерства, на мой взгляд.
Вопрос:
По
поводу ЧП в казанской школе, где старшеклассник пришёл на занятия с ножом и пневматическим
пистолетом. Планируется ли усилить меры безопасности в связи с этим?
О.Васильева:
Я
думаю, что главная мера – это воспитание человека. С момента, когда он родился,
до момента, когда он уйдёт из этой жизни, человек должен воспитываться. Сначала
это родители, школа, семья, а потом – заниматься самовоспитанием, когда он
взрослеет. Меры мы можем любые принимать, и мы это делаем. Мы сейчас приняли
новый большой проект об усилении мер безопасности в наших школах. Но этот
конкретный случай, о котором Вы говорите, не очень типичный. Средства массовой
информации нам рассказали уже пять или шесть версий, почему мальчик это сделал.
Так как сейчас идёт мероприятие, мы не будем говорить, почему это было сделано.
На самом деле это дичь с точки зрения здравого смысла и разума.
Я уверена, что, если мы
все вместе будем работать над тем, что называется воспитанием, которое, к
сожалению, несколько лет полностью игнорировалось – оно ушло, прежде всего из
общественного сознания, из общественного поля… Мы перестали об этом говорить. Я
хочу напомнить, что вторая цель национального проекта «Образование» – это
воспитание человека, причём на основе традиций, которые имеет наша страна.
Поэтому здесь первична работа с человеком. Ежедневная, кропотливая. При этом
нисколько не отменяя те серьёзные условия безопасности, которые должны быть в
каждой школе. Возвращаясь к цифровой образовательной среде: те самые разводки
от магистральной линии, которые будут внутри школ, тоже будут направлены на
обеспечение безопасности.
Из
стенограммы:
М.Котюков:
Национальным проектом «Наука» было предусмотрено достижение ряда принципиально
важных положений. Необходимо обеспечить вхождение России в пятёрку наиболее
развитых стран в мире по проведению исследований и разработок, создать в России
условия для работы перспективных исследователей, молодых учёных, для развития
кадрового потенциала. В соответствии с этим разработаны три федеральных
проекта: проект, предполагающий развитие материальной базы исследований, проект,
предполагающий серьёзное развитие кадрового потенциала российской науки, и
проект, который должен обеспечить
кооперацию и взаимодействие всех организаций, работающих в этом поле.
По итогам прошедшего времени могу сказать, что, с
одной стороны, пройден непростой этап определения сущностной составляющей таких
конструкций, как научно-образовательный центр мирового уровня, научный центр
мирового уровня. Мы провели большую дискуссию в научно-образовательном
сообществе, и модель на сегодня сформирована, Правительством утверждены правила
и порядок отбора таких организаций и создания таких центров.
С другой стороны, можно сказать, что на сегодняшний
день уже подготовлена программа. Первый этап программы – обновление приборной
базы наших ведущих научных организаций. Уже сейчас вместе с научными
институтами прорабатывается перечень оборудования, которое будет закупаться,
изучается возможность импортозамещения и производства в России таких приборов.
Кроме того, уже сейчас мы имеем результаты первого этапа создания новых научных
лабораторий, которые вовлекают в себя молодых перспективных исследователей и
возглавляются преимущественно такими исследователями. Более 200 лабораторий уже
создано. Всего наш план – не менее 900, поэтому эти проекты точно будут продолжаться
и дальше.
Не могу не сказать ещё об одном очень важном решении.
Проблема имела достаточно давний характер, я имею в виду функционирование
специализированных учебно-научных центров в наших ведущих университетах – в Новосибирске,
Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. Правительством приняты правила
поддержки развития таких центров, и мы рассчитываем, что уже с нового учебного
года центры получат поддержку, которая не только будет касаться развития
образовательной составляющей, это обязательно, но и снимет проблему финансирования
проживания обучающихся в этих заведениях. Оно будет оплачиваться без
привлечения средств родителей, то есть для этого предусмотрены средства из
федерального бюджета в рамках этой специальной программы поддержки.
Развитие приборной базы является достаточно значимым
на сегодняшний день вопросом. В научном сообществе определена конфигурация
уникальных научных установок, которые должны появиться в России. Речь идёт об
установках в Дубне, Гатчине, Новосибирске, на острове Русский, в Протвино. Мы
завершаем технические консультации по строительству двух новых
научно-исследовательских судов и вместе с коллегами из Министерства
промышленности и торговли определяем порядок строительства этих судов и порядок
модернизации кораблей, на которых сегодня работают российские специалисты.
Поэтому впереди у нас очень интенсивная большая работа, но первые шаги сделаны,
мы идём в соответствии с планами, которые были сформированы национальным
проектом, с регламентами, которые были определены, и в тесном взаимодействии с
научно-образовательным сообществом.
Вопрос:
Вице-премьер Татьяна Голикова ранее заявляла, что
готовится проект закона об обязательной защите диссертации. На какой стадии
этот проект, когда он будет принят?
М.Котюков:
Спасибо, вопрос точно по теме. Мы сегодня тоже об этом говорили. В плане
развития кадрового потенциала российской науки, безусловно, стержневое внимание
приковано к модернизации программ подготовки в аспирантуре. Уже сегодня
подготовлен проект федерального закона. Этот проект проходит сейчас, я
рассчитываю, итоговый этап обсуждения с федеральными ведомствами, и мы планируем
в ближайшее время внести его уже в Правительство для одобрения и последующего
направления в Государственную Думу. Думаю, что будем ставить задачу уже в этом
году провести необходимые изменения законодательства и начать претворять их в
жизнь.