В повестке: о развитии научно-производственной кооперации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Татьяны Голиковой о развитии научно-производственной кооперации
Из стенограммы:
Участники совещания
-
PDF
118Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 13 мая 2019 года
Д.Медведев: Начнём с итогов заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Все участвовали, был предметный разговор о том, что удалось сделать за год, как исполняется прошлогодний майский указ. Президентом были расставлены акценты. Безусловно, есть целый ряд вопросов, на которые надо обратить самое пристальное внимание, поставить их на контроль. Все присутствующие – как лица, персонально отвечающие за отдельные направления, отдельные национальные проекты, – знают, чем надо заниматься. Поэтому, как и было сказано, я тоже жду результатов от этой работы. Просил бы всех вице-премьеров, максимально глубоко погрузившись в материал, следить за тем, что происходит не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Проще говоря, ездить в командировки и на месте смотреть, что и как делается. Очень важно, чтобы у нас был правильным образом отлажен контакт с региональными властями. Все эти задачи решаются в регионах, муниципалитетах, тем не менее федеральная составляющая очень весомая. Просил бы эту связку обеспечить.
Один из вопросов касается
научно-производственной кооперации. Я утвердил меры государственной поддержки
научно-образовательных центров, которые мы создаём, центров мирового
уровня. Эти центры создаются в рамках национального проекта «Наука». К 2021
году будет сформировано не менее 15 центров, которые должны объединить ведущие
университеты, научные организации с компаниями, действующими в реальном секторе
экономики. Они должны готовить квалифицированных специалистов для решения
крупных научно-технологических задач в нашей экономике. Задача Правительства –
такие центры поддержать. Мы, соответственно, будем распределять гранты в форме
субсидий. Эта работа уже началась. Хотя в принципе там есть общий конкурсный
порядок, приняты решения о том, чтобы вне конкурса определить в этом году уже несколько
центров, для того чтобы быстрее начать работу.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите, что предполагается сделать, как будут реализовываться меры государственной поддержки этих центров?
Т.Голикова: Как я уже предварительно Вам докладывала, с учётом имеющегося в рамках послания Президента поручения и Вашего решения в пилотном режиме на 2019 год отобрано пять пилотных научно-образовательных центров – в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях. Инициаторами создания научно-образовательных центров выступают сами регионы. Программы пяти пилотных научно-образовательных центров будут рассмотрены нами на специально созданном в соответствии с постановлением, которое Вы подписали, координационном совете при Правительстве.
Что должны содержать программы, которые будут готовить соответствующие научно-образовательные центры? Весь спектр мероприятий – от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализации образовательных программ до получения новых конкурентоспособных технологий и коммерциализации соответствующих результатов. Также целевые индикаторы, перечень организаций – участников НОЦ, сроки и финансовое обеспечение и источники этого обеспечения по конкретным мероприятиям. Как Вы уже отметили, начиная с 2020 года оставшиеся 10 научно-образовательных центров будут отбираться по конкурсу. В первый год, то есть 2019 год, мы не планируем передачу грантов, мы предполагаем передачу грантов только по результатам исполнения программы за соответствующий финансовый год. То есть центры, которые в пилотном режиме отобраны на 2019 год, получат финансовую поддержку в 2020 году по итогам реализации программы.
Что важно? Эти научно-образовательные центры могут использовать на своё развитие и мероприятия, которые они спланировали в рамках программ, не только средства, которые мы даём в рамках нацпроекта, но и финансовые ресурсы, которые предусмотрены по другим направлениям. Что же касается непосредственно национального проекта, то это одно из мероприятий, которое как раз предполагает в меньшей степени выделение средств из федерального бюджета – 8,6 млрд рублей, в большей степени выделение средств внебюджетных – 35 млрд рублей. То есть в большей степени здесь расчёт на то, что реальный бизнес будет заинтересован в этом проекте и тоже будет вкладывать финансовые ресурсы.
Какой ещё особенностью отличаются эти научно-образовательные центры? Они образуются без создания юридического лица. Туда входят вузы, научные организации, предприятия, действующие в реальном секторе экономики. И важно, что это может быть инициировано не только одним регионом. Например, в Тюменской области в состав НОЦ входят также предприятия и организации, которые располагаются на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Направления деятельности НОЦ должны строго соответствовать приоритетам Стратегии научно-технологического развития, которая утверждена и действует в Российской Федерации. На 2019 год пять научно-образовательных центров, которые отобраны, охватывают сельское хозяйство, энергетику, машиностроение, химические и ядерные, включая медицинские, технологии, биологическую безопасность животных, растений и человека. И в этом смысле мы практически охватываем весь спектр приоритетов научно-технологического развития.
Какие цели мы намерены решать посредством создания и деятельности этих научно-образовательных центров?
Первое – это обеспечение возможности
трудоустройства по окончании вуза для выпускников и создание условий для
профессионального развития молодых учёных, возможность удержать молодых людей
на территории, где они родились, где они получили или получат образование.
Второе. Научные организации и вузы получат возможность коммерциализации результатов научных исследований, в том числе создания новых малых инновационных предприятий, а также возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов в науку.
Наконец, предприятия реального сектора экономики на основе результатов научных исследований получат новые конкурентоспособные технологии и, соответственно, подготовленные кадры.
В заключение хочу обратить внимание на то, что регионы тоже должны активно участвовать не только в инициации создания научно-образовательных центров, но и в создании дополнительных преференций для предприятий и организаций, которые входят в состав научно-образовательного центра, и, конечно, обеспечении жилищных условий для тех, кто будет там учиться и работать.
Д.Медведев: Мы про жильё говорили. Если мы эти центры создаём, то, естественно, они должны соответствовать тому, о чём Вы сказали, и требованиям указа, – это действительно должны быть центры абсолютно мирового уровня. Это не должна быть очередная игра во всякие корпоративные структуры, которые каким-то образом создаются, кто-то что-то на этом получает… Это должны быть центры мирового уровня. Поэтому я просил бы самым внимательным образом следить за тем, как эти процессы идут. Решения правильные, но главное, чтобы туда приехали настоящие учёные или же местные кадры использовались в полном объёме. А если местных кадров не хватает, то столичные кадры использовались, столичные специалисты приезжали. Только в таком случае это даст эффект, на который мы рассчитываем.
Т.Голикова: Да, Дмитрий Анатольевич. Я Вам предварительно докладывала, что этот координационный совет будет при Правительстве. У Правительства будет возможность оценивать результаты программ, которые они реализуют, и только по результатам этой оценки выделять финансовые ресурсы решением Правительства и, соответственно, выбирать новые центры – тоже решением Правительства. То есть статус мы поднимаем с уровня министерства, как изначально предполагалось, на уровень Правительства, чтобы это было более публичным и более осязаемым с точки зрения результатов и последующей оценки этой деятельности.
Д.Медведев: Так и надо сделать.
И вот ещё что. У нас, к сожалению, очередное происшествие в школе случилось. Без тяжких последствий, тем не менее нужно проанализировать ещё раз требования, которые существуют, по входу в школу, по обеспечению защиты, безопасности, за которую отвечает, с одной стороны, МВД, с другой стороны – Министерство просвещения, в ряде случаев частные охранные структуры этим занимаются. Надо посмотреть, насколько чётко они работают, потому что, если такого рода проходы без проблем осуществляются, значит, что-то не срабатывает. Это, конечно, может быть и разгильдяйство обычное, но, может быть, чего-то и не хватает. Просил бы вместе с коллегами, вместе с Министерством внутренних дел, Министерством просвещения всё это проанализировать и мне доложить.
<…>