О финансовом обеспечении национальных проектов (программ) и результатах их выполнения в экономической сфере.
Из стенограммы:
А.Силуанов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сначала хотел бы остановиться на задачах указа в экономической сфере, и в первую очередь реализации национальных целей развития.
Правительством утвержден единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, включающий достижение целей в сфере экономики – это вхождение России в пятерку ведущих экономик мира, это достижение темпов экономического роста выше мировых и создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.
Ключевой фактор ускорения экономического роста – это повышение инвестиционной активности. Уровень инвестиций сегодня составляет 20,6 процентов от валового внутреннего продукта, а для выхода на целевую динамику нам необходимо как минимум 25 процентов от ВВП. По этому направлению ведется следующая работа. Правительством принят план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их уровня до 25 процентов от ВВП. Он включает меры по дебюрократизации, снятию административных барьеров, проведению реформы контрольно-надзорной деятельности. В плане для каждого ведомства определены отраслевые ключевые показатели и мероприятия по их достижению.
Осуществляется взаимодействие с деловым сообществом по содействию реализации конкретных инвестиционных проектов. Подготовлены законопроекты о новых механизмах специнвестконтрактов, так называемые СПИК 2.0, о защите и поощрении капиталовложений, направленных на усиление правовой защиты инвесторов. Ведется работа с регионами в экономической сфере, в первую очередь по вовлечению инвестиций, распространению лучших практик, наработанных в субъектах, и, конечно, ожидаемую отдачу от реализации национальных проектов по достижению целей развития в экономике.
Какие это проекты? Это международная кооперация и экспорт. Запущена программа поддержки производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Эта программа открывает доступ к льготному финансированию экспортных проектов. Коммерческие ставки для банков – участников этой программы снижаются на 4,5 процента в год. Привлечено более 1,5 тысячи потенциальных участников программы, и планируется прирост объема несырьевого энергетического экспорта в текущем году до 9 миллиардов долларов. Это прирост по сравнению с уровнем прошлого года. А общий объем составит 160 миллиардов долларов.
В рамках нацпроекта принят закон, предусматривающий возмещение НДС при экспорте услуг, по аналогии с экспортом товаров. Это снизит нагрузку для компаний, экспортирующих услуги, в том числе транспортных компаний, IT-компаний, организаций, оказывающих другие виды услуг.
Начата либерализация визового режима со странами при посещении России иностранными гражданами. С 1 июля вводится упрощенный порядок въезда иностранных граждан в Калининградскую область. Подготовлен пакет законопроектов, смягчающих требования валютного контроля, и ответственность за их нарушение.
Второй национальный проект – это производительность труда и поддержка занятости. Участниками нацпроекта в текущем году станут более 300 предприятий. Реализуемые мероприятия позволят примерно двум третям предприятий, участвующих в проекте, повысить производительность труда на 10 процентов в год. Проекты направлены на повышение производительности труда и в социальной сфере. Речь идет о таких проектах, как «Бережливая поликлиника», «Комфортная школа». Важно, что повышение производительности труда должно привести не к сокращению занятости, а к изменению структуры в пользу роста высокооплачиваемых рабочих мест.
Кроме того, нацпроект позволит повышать вовлеченность работников в процесс деятельности компаний. И его реализация позволит достичь намеченных на текущий год показателей по росту производительности труда – это 1,4 процента в целом по экономике. Это первый год реализации этого проекта.
Третий проект, направленный на экономическое развитие, – это «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сегодня малый и средний бизнес – это 19 миллионов граждан, а вклад сектора в экономику 22 процента. Цель – дополнительно создать почти 6 миллионов рабочих мест в сфере МСП и повысить вклад этого сектора в полтора раза.
Какие итоги? Создан новый режим для самозанятых. Запущен эксперимент в четырех субъектах Российской Федерации по применению налога на профессиональный доход. Сегодня уже зарегистрировалось в этом режиме более 80 тысяч человек.
Заработала программа льготного кредитования МСП. Заключено более тысячи кредитных договоров на сумму почти 50 миллиардов рублей. До конца года планируется предоставить льготных кредитов в объеме до триллиона рублей. В прошлом году этот показатель составлял 80 миллиардов рублей.
Расширяется доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок. В перечень крупнейших заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов МСП, включены более 1,5 тысяч заказчиков. Объемы закупок у субъектов МСП установлены в качестве ключевых показателей эффективности для организаций с госучастием.
Для поддержки начинающих и действующих предпринимателей развивается информационный ресурс «Бизнес-навигатор МСП». Он позволяет выбрать вид бизнеса, подобрать помещение, рассчитать примерный бизнес-план, получить информацию о доступных мерах поддержки.
Теперь о финансовом обеспечении нацпроектов. Поставленные в майском указе задачи потребовали концентрации на их решение беспрецедентных финансовых ресурсов – 25,7 триллиона рублей за шесть лет. Более половина из которых – это средства федерального бюджета.
Создана и развивается абсолютно новая система мониторинга реализации нацпроектов, в том числе и хода их финансового обеспечения. Правительством принято порядка 70 постановлений с правилами предоставления средств, заключено более 3 тысяч соглашений с регионами и юридическими лицами.
О ходе финансирования. Первый этап – это доведения лимитов бюджетных обязательств. На текущий год доведено таких лимитов, то есть прав на использование бюджетных средств, в объеме 1,6 триллиона рублей или 94 процента от объема ассигнований. Это выше чем в среднем по федеральному бюджету.
Необходимо отметить, что есть отставание в части планового периода, то есть 2020-го и 2021 годов. Здесь мы планируем, что все необходимые решения по доведению лимитов на предстоящие два года будут приняты до внесения проекта бюджета на следующую трехлетку в Государственную Думу.
Второй этап финансирования – это заключение контрактов и соглашений. По состоянию на 7 мая, бюджетные ассигнования на 2019 год приняты в объеме 1,4 триллиона рублей, то есть 84 процента от доведенных лимитов. Это выше чем по федеральному бюджету. По федеральному бюджету – в среднем 65 процентов.
Остаются непринятыми 263 миллиарда рублей бюджетных обязательств. В значительной мере это связано с отставанием в заключении госконтрактов, в том числе по причине длительности соответствующих закупочных процедур. Буквально на днях мы приняли изменения в законодательство о госзакупках, призванные решить эти вопросы.
Другая причина – это отсутствие заключенных соглашений с юрлицами и учреждениями. Здесь есть и объективные, и субъективные, конечно, факторы. Объективные причины – соглашения заключаются по результатам проведения отбора получателей либо на основании поступивших заявок от организаций. Такая работа сейчас ведется соответствующими ведомствами. Правительством поставлена задача максимально обеспечить контрактование на все три года, а при необходимости и на шесть лет.
Касса. Темпы ускорились за последний месяц. Кассовое исполнение составило более 400 миллиардов рублей, это примерно 24 процента от утвержденного на текущий год плана. Это несколько меньше, чем в целом по федеральному бюджету, но темпы здесь наращиваются, и в ближайший месяц мы существенно увеличим кассовое исполнение.
Взаимодействие с регионами. Более трети расходов на нацпроекты – это межбюджетные трансферты субъектам. Их общий объем составляет 590 миллиардов рублей. Заключены соглашения практически на всю сумму, 98 процентов, остальные будут подписаны до 20 мая. Кассовое исполнение мероприятий нацпроектов за счет средств межбюджетных трансфертов с начала года составило 43 миллиарда рублей, это чуть больше 7 процентов от утвержденного объема. А с учетом произведенных регионами расходов – 90 миллиардов рублей или 8,3 процента от утвержденных расходов. Невысокий уровень. Он обусловлен тем, что после заключения соглашений с Российской Федерацией в регионах проводится конкурсная процедура, а также доводятся бюджетные ассигнования до муниципалитетов, потому что значительная часть нацпроектов реализуется именно на этом уровне.
Тем не менее анализ взаимодействия с регионами по реализации нацпроектов выявил ряд системных проблем, для решения которых Правительством Российской Федерации будут подготовлены следующие уточнения бюджетного законодательства.
Первое. Мы предусматриваем обязательность заключения соглашений с регионами на весь период, на который утверждено распределение трансфертов, то есть на три года, а иногда и на все шесть лет, а не на один год, как это было раньше.
Второе. Необходимо утверждение правил распределения межбюджетных трансфертов до начала финансового года. Это тоже призвано стимулировать более быстрое использование средств и, соответственно, доведение ресурсов до конечных получателей. Сегодня эти правила и срок не ограничены.
Третье. Необходимо установление предельного срока заключения соглашений с субъектами Российской Федерации, соглашений с муниципальными образованиями о предоставлении трансферта. Сегодня нет таких сроков. Мы предлагаем ограничить этот процесс до 1 марта года, в котором реализуются соответствующие нацпроекты.
И последние. Это установление предельных сроков проведения конкурсных процедур по отбору регионов или учреждений. Такой срок предлагается установить до 1 апреля, чтобы после этого уже началось доведение ресурсов до соответствующих получателей.
В завершение хотел бы подчеркнуть, что в рамках работы с нацпроектами проведена серьезнейшая модернизация всей системы государственного управления. Впервые обеспечена непосредственная увязка бюджетных ассигнований с результатами проектов. Результаты федеральных проектов распределены по регионам и зафиксированы в соглашениях, внедрена и развивается полноценная система мониторинга по всем уровням управления проектами, которая постепенно будет распространяться на весь комплекс программного управления.
Текущий год – это первый год настройки и реализации национальных проектов. Динамика экономического роста за I квартал складывается несколько выше прогнозных ожиданий, и начало реализации национальных проектов является дополнительным источником роста, и это позволит обеспечить нам запланированные показатели указа в экономической сфере в текущем году.
Спасибо за внимание.