Обсуждались итоги работы Российского экспортного центра в 2018 году, а также основные направления деятельности центра на предстоящий период.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Андрей Александрович, когда я встречаюсь с представителями бизнеса – и малого, и среднего, и крупного, всегда встаёт вопрос о поддержке экспорта. Для этого был создан Российский экспортный центр. Ваши услуги в этой сфере стали реально востребованными, и значительная часть компаний прибегает к поддержке их усилий по поставкам на экспорт товаров и услуг из России.
Каковы результаты работы за прошлый год? И какие программы вы хотели бы реализовать в этом году?
А.Слепнёв: Прежде всего об итогах 2018 года. Считаю важным ещё раз обратить внимание на то, что мы, действительно, вышли на исторический рекорд по несырьевому неэнергетическому экспорту – 151 млрд долларов. Также большой объём (12-процентный рост) по услугам – дополнительно 64,5 млрд долларов.
Мы видим, что в соответствии с нацпроектом, даже с превышением, растёт экспорт как промышленной продукции, так и сельскохозяйственной.
Есть целый ряд заметных событий. У нас рекордный экспорт по машиностроению (больше 33 млрд долларов). Аграрный экспорт вырос до более чем 25,5 млрд долларов. В лесопромышленном комплексе цифры, которых у нас ещё в новейшей истории не было, и это, конечно, отрадный факт. По экспорту пшеницы мы вообще стали первыми в мире – 44 млн т. Вошли в десятку по шоколадной продукции. Второе место по железнодорожной технике. То есть мы видим, что очень хороший рост идёт благодаря макроэкономическим факторам и последовательной политике.
Если говорить по страновому разрезу, я бы отметил, что усилия по созданию Евразийского союза, нашего пространства дают практический эффект. У нас на первое место по приросту вышла Беларусь, обогнав даже Германию, Индию, Китай. 1,5 млрд долларов прироста – серьёзная цифра. И это, конечно, благодаря единому рынку.
Что касается работы РЭЦ. Мы поддержали финансовыми инструментами (почти 19 млрд рублей) российский несырьевой неэнергетический экспорт, это 12,5% от общего количества. Плюс, являясь агентом Правительства по ряду мер поддержки – ещё примерно на такую же величину. На практике это означает, что более 200 тыс. рабочих мест сегодня функционирует благодаря заказам, которые непосредственно обеспечил РЭЦ. Теперь с этих объёмов отчисляется 77 млрд рублей налогов, 32 млрд рублей – это поступления в социальные фонды. И в системном плане мы видим, что уровень средней зарплаты на этих рабочих местах где-то на 20% выше, чем в среднем по отрасли.
Д.Медведев: Это важные показатели. А вот в разрезе отраслей всё-таки… Понятно, что РЭЦ занимается поддержкой несырьевого экспорта, потому что сырьевой экспорт и сам за себя способен постоять, в этом смысле у нас позиции весьма неплохие в мире. Какие виды продукции, товаров и услуг вы поддерживаете?
А.Слепнёв: Структура нашего экспорта и, соответственно, нашей поддержки в достаточной степени устоявшаяся. Лидер по росту и по объёму – это металлы, химическая промышленность, машиностроение (которое, кстати говоря, нарастает), лесопромышленный комплекс.
Д.Медведев: Лесопромышленный комплекс – это продукция высоких переделов. Это не круглый лес, естественно.
А.Слепнёв: Безусловно. Круглый лес мы не поддерживаем. Это отрасли, которые сейчас активно растут. Новое направление, которое увеличивается, – это фармацевтика, лёгкая промышленность. И есть совсем новые – такие как мультфильмы, креативная индустрия. Интерес существенно нарастает, мы это видим. Мы этим тоже занимаемся. Если говорить о том, что сейчас происходит, в этом году у нас большая работа по запуску национального проекта – в практическом плане. Сейчас мы работаем непосредственно с компаниями над корпоративными планами, то есть это уже предметная работа. У нас сейчас в контуре около 1300 проектов.
Д.Медведев: Сколько всего компаний в вашем контуре?
А.Слепнёв: Наших клиентов – 10,5 тыс. Всего экспортёров у нас около 40 тыс. Мы считаем, что мало.
Д.Медведев: Мало.
А.Слепнёв: Как минимум надо удваивать.
Д.Медведев: То есть каждый четвёртый практически обращается к вам?
А.Слепнёв: Каждый четвёртый обращается к нам. Мы сейчас работаем с конкретными проектами. Как я сказал, 1300 проектов. Мы видим, что уже где-то на 70% KPI (250 млрд долларов) раскладывается в конкретную работу компаний. Действительно, у нас беспрецедентные объёмы поддержки. Больше 300 млрд – по промышленности, на корпоративные программы, ещё порядка 200 с лишним – на аграрную сферу. Сейчас запустили программу отбора корпоративных программ (до 15 мая предприятия готовятся), и мы видим, что программа нашла поддержку. В практическом плане уже оформляют такие программы около 800 компаний только по нашей линии. Мы знаем, что их будет точно больше. Так что это очень важный момент, и здесь, очевидно, будут запросы предприятий на дополнительные решения по отраслевой регуляторике, по мерам поддержки.
Д.Медведев: Давайте об этом и поговорим.
<…>