Обсуждались перспективы развития компании, а также вопросы законодательного регулирования в сфере цифровой экономики.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Как производственные успехи? Что нового, в том числе в «Норильском никеле»?
В.Потанин: Нормально всё, Дмитрий Анатольевич, в «Норильском никеле», компания устойчиво работает. Сейчас вступаем в новый инвестиционный цикл – пяти-шестилетний, который должен будет привести к существенному увеличению объёмов производства, повышению эффективности.
За высокими социальными стандартами тоже следим. Они исторически всегда были высокими в «Норильском никеле». Сейчас мы добавляем к этому, например, меры по медицинскому обеспечению – как добровольное медицинское страхование за счёт компании, так и переоснащение фельдшерских пунктов на производстве, то есть стараемся сделать это для работников более доступным, более качественным. Другими проектами занимаемся. Одним словом, компания развивается устойчиво.
Д.Медведев: Хорошо. Какие планы на будущее? Есть какие-то идеи, проекты, новые или связанные с общими трендами развития страны?
В.Потанин: Да, как раз хотел с Вами поделиться: сейчас коллектив в значительной степени увлекают различного рода возможности, которые открывают цифровая экономика и цифровые технологии. Многие компании в мире сейчас работают над тем, чтобы при помощи современных IT-технологий, цифровых технологий решать вопросы технологического, логистического, управленческого характера, и в «Норильском никеле» таких инициатив десятки одновременно разрабатываются. В результате создаётся интеллектуальная собственность или просто ноу-хау. И конечно, плодами такого рода работы хотелось бы воспользоваться не только для производства, но и для того, чтобы эти возникающие права каким-то образом монетизировать, то есть получить возможность оправдать, вернуть расходы на создание таких технологий, а также получить доступ к разработкам других компаний.
Д.Медведев: Для этого нужны какие-то организационные или правовые решения?
В.Потанин: Безусловно. В цифровом виде введение в оборот такого рода решений, так же как и введение возможности торговли в цифровом виде товарами и услугами, требует законодательных решений, регулятивных решений. Во всём мире сейчас идёт поиск такого рода решений, и оптимальных, эффективных решений нет нигде. Конечно, хотелось бы в нашей стране совместными усилиями такого рода законодательную, регулятивную базу создать. Знаю, что такая работа ведётся в Правительстве и Центральном банке. Мы с помощью экспертов, которые работают на площадке РСПП, подготовили ряд предложений по совершенствованию такого рода законодательства и хотели бы Вас попросить, чтобы Вы их поддержали.
Д.Медведев: Я обязательно посмотрю, потому что мы действительно этим занимаемся в Правительстве, и Центральный банк этим занимается, и экспертные сообщества занимаются, и РСПП, как я понимаю, занимается этим, представители бизнеса. Но здесь нужно действовать очень аккуратно. Вы сами знаете, эти технологии только создаются и нам, с одной стороны, нельзя оставить эту «поляну» вообще без регулирования, а с другой стороны, её нельзя зарегулировать. Потому что мы начнём, допустим, выдавать какие-то юридические решения, а через полгода, через год (Вы знаете, как всё развивается) они могут прийти уже в прямое противоречие с тенденциями развития цифрового мира. Поэтому эти вещи (изменения в гражданском законодательстве и создание отдельных законодательных актов) нужно очень тщательно выверять, чтобы самим себе не связать руки. Я всё время об этом говорю коллегам по Правительству. Надеюсь, Ваши предложения тоже будут ориентированы именно в будущее.
<…>