В повестке: о методике определения индекса качества городской среды, о реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилья.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Виталия Мутко о реализации региональных программ расселения аварийного жилья
Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания
Из
стенограммы:
Д.Медведев:
Прежде всего об одном из документов, которые я подписал. Это методика определения
индекса качества городской среды. Мы много этим занимаемся, на различных
форумах обсуждаем этот вопрос, и самое главное – перешли к практическому
осуществлению контроля за качеством городской среды. Людей, живущих в нашей
стране, эта тема очень волнует. Подобная методика должна позволить получать более
полные данные о том, в каких условиях граждане нашей страны живут, работают,
отдыхают.
В первую очередь это касается федерального проекта
«Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жильё
и городская среда». Он предусматривает, что к концу 2024 года индекс качества
городской среды должен вырасти приблизительно на 30%. За шесть лет необходимо в
два раза сократить число городов с неблагоприятной средой.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 25 марта 2019 года
Эта методика должна дать нам арсенал возможностей,
чтобы понять, насколько элементы этой городской среды отвечают критериям
безопасности, комфорта, экологическим требованиям. Сохраняет ли тот или иной
город своё историческое лицо. И самое главное – соответствует ли он современным
стандартам качества жизни. Одновременно будет
проверяться и эффективность работы органов власти.
Индекс качества будет рассчитываться ежегодно. И с
2020 года размер субсидий регионам из федерального бюджета на поддержку
различных государственных и муниципальных программ по городской среде будет
зависеть от того, достигнуты ли показатели этого индекса.
Второй вопрос тоже имеет прямое отношение к
обустройству жизни в городах. Я подписал два документа, которые определяют
порядок реализации региональных программ переселения людей из аварийного жилья
и порядок оказания федеральной поддержки на эти цели. За шесть лет нужно расселить
свыше 530 тысяч человек. Это 9,5 млн
кв. м жилья. Такая цель поставлена в федеральном проекте по обеспечению
сокращения непригодного жилищного фонда в рамках национального проекта «Жильё и
городская среда».
Проблема касается практически всех городов, кроме
Москвы. Всем остальным регионам на эти цели из федерального бюджета в рамках
национального проекта предусмотрено выделять более 35 млрд рублей ежегодно.
Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко),
Вы эту тему ведёте, как будет строиться эта работа, расскажите.
В.Мутко:
Документы, которые Вы подписали, определяют порядок реализации важнейшего
направления работы по расселению аварийного фонда. Организатором этой работы
будет выступать Министерство строительства, а оператором выбран Фонд содействия реформированию ЖКХ,
у которого за последние годы накоплен соответствующий опыт.
За последнее время мы со всеми регионами эти вопросы
отработали, практически созданы программы расселения в каждом субъекте
Российской Федерации. В документах, которые Вы назвали, очень чётко сформулированы
задачи, определена эффективность, для каждого субъекта определены и объёмы
расселения аварийного фонда, и объёмы средств, которые будут направляться из федерального
бюджета.
Мы сегодня провели селекторное совещание,
проговорили уже все детали. Вы, Дмитрий Анатольевич, назвали цифры. Это
огромная работа будет проводиться где-то в течение трёх лет. За этот трёхлетний
бюджет мы рассчитываем выйти на расселение 113 тысяч семей, будет направлен 431
млрд рублей. Мы думаем, что уже к 2022 году выйдем на главный показатель – это
опережающее развитие расселения из аварийного жилого фонда.
Со всеми субъектами согласованы «дорожные карты»,
объёмы. Программа эта не новая, очень востребованная. Поэтому мы рассчитываем,
что её реализация позволит нам улучшить показатели по предоставлению жилья и,
конечно, расселить аварийный фонд.
Д.Медведев:
Это действительно программа очень важная. Когда я с губернаторами встречался,
они просили (пока мы не приняли решение о том, что она дальше будет сохранена)
её продлить. Надеюсь, что мы сможем выйти на показатели, которые были названы.
Но нужно тщательным образом контролировать все целевые цифры, которые касаются
конкретных лет. Эта программа рассчитана на достаточно длительную перспективу,
поэтому нужно, чтобы мы ориентировались не на 2024 год, а всё-таки смотрели,
что происходит каждый год. В противном случае показателей на более длительный
период будет достичь гораздо труднее.
<…>
Из
стенограммы:
Вопрос:
Расскажите о документах, которые подписал Председатель Правительства.
В.Мутко:
Прежде всего утверждены индексы качества городской среды. Это 36 индексов –
матрица шесть на шесть. Они касаются не только благоустройства, но и ряда
других вопросов. Это экологичность, доступность социальной инфраструктуры,
наличие зелёных насаждений, коммунальная инфраструктура, качество дорог,
безопасность, всё, что касается управления городом. То есть всё то, что сегодня
влияет на качество жизни людей в городах. Мы рассчитываем, что с помощью этих
индексов мы в конце года сможем оценить каждый город, а их 1114, и посмотреть качество
городской среды в них не только с точки зрения благоустройства, но и вообще в
целом. Таким образом, каждый город получит свой индекс. В городах, у которых
индекс по 36 показателям будет меньше 50%, городская среда будет считаться
неблагоприятной. Задача – до 2024 года сконцентрировать ресурсы, чтобы в 50%
этих городов на 30% улучшить качество городской среды. Это большая, серьёзная
работа, около 500 городов должны сделать шаг вперёд.
Самое главное в этом проекте – участие людей.
Голосование, выбор основных направлений развития города – создание общественных
пространств или реконструкция центральных частей города, создание новых пространств,
развитие городского транспорта, доступность социальной инфраструктуры. В
прошлом году мы запустили этот проект, благоустроено около 30 тыс. общественных
пространств, 90 миллионов граждан участвовали в этом процессе, увидели
результаты. Такую же работу мы хотим ещё раз запустить буквально с сегодняшнего
дня. Эта работа
проводится сейчас с губернаторами, мэрами городов.
Надо иметь в виду, что в город, куда приходят все
национальные проекты, происходит их как бы сбивка. Городу и субъекту Федерации
очень важно будет расставлять приоритеты, чтобы комплексно обустраивать наши
города.
В рамках этого проекта сохраняется проект по малым
городам и историческим поселениям. Мы будем продолжать проводить конкурс. Выделяется
5 млрд рублей на эту работу ежегодно. До 1 апреля все субъекты Федерации должны
предложить минимум три проекта по комплексному благоустройству и развитию
малого города или исторического поселения. До 1 мая мы должны эту работу
завершить и подвести итоги, вручить соответствующие сертификаты и направить
деньги. А уже со следующего года мы хотим эту программу запустить сразу на три
года вперёд, чтобы можно было деньги направлять уже в начале года, в
феврале-марте, и в сезон, когда можно заниматься благоустройством, эти деньги
работали бы в субъекте Федерации.
Что касается расселения аварийного фонда, мы подробно
у Председателя Правительства этот вопрос сейчас рассмотрели. Подписано два
документа. Первый документ – это правила распределения денег. Ещё раз скажу,
что это не новая тема. Мы провели полностью сверку состояния аварийного фонда.
Зафиксировали на 1 января 2017 года – это где-то 9,5 млн кв. м, более 500 тысяч
семей проживают в аварийном, непригодном для постоянного проживания жилье.
Задача – до 2024 года этот огромный объём работы выполнить, расселить всех этих
людей из аварийного фонда.
Мы эту работу начинаем постепенно. В этом году
направлены деньги, которые позволят нам расселить, может быть, небольшое
количество – где-то более 100 тысяч семей, но уже к 2020 году мы должны выйти
на расселение до 1 млн кв. м. А к 2024 году – создать уже постоянно действующий механизм, который позволит
осуществлять ликвидацию аварийного фонда опережающими темпами. По нашим
расчётам, где-то в районе 2 млн кв. м в год мы должны будем
расселять. Учитывая, что 30–40% жилого фонда страны построено до 1970-х годов, этих
темпов должно хватить для того, чтобы не доводить до аварийности жилья, не
создавать угрозы безопасности наших граждан.
На это направлены серьёзные ресурсы – более 400 млрд
рублей. Ежегодно эта сумма будет только увеличиваться. Рассчитываем, что вместе
с субъектами работа уже в этом году будет запущена. Оператором будет
по-прежнему Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – мы
продлили действие закона и соответственно полномочия фонда. До 1 июля все
деньги на расселение должны быть в субъектах Федерации.
Вопрос:
Виталий Леонтьевич, Вы сказали, что за три года удастся выйти на расселение 113
тысяч. Это в год?
В.Мутко:
Это только в этом году. Кривая будет расти. Для того чтобы расселить аварийный
фонд, нужно построить новое жильё, куда люди и будут переселяться. Это раз.
Второе: мы будем создавать новые механизмы. За этот
год мы должны будем очень серьёзно рассмотреть ещё раз законодательство о
признании жилья аварийным, этот термин широкое толкование имеет внутри
различных категорий – «аварийный», «где нельзя проживать»… Нужно чёткое
законодательство. Если дом аварийный, его надо немедленно расселять.
Мы внесём ряд ограничений по использованию земельных
участков после расселения жилого дома. Порой мы за бюджетные деньги расселяем,
а муниципалитет этот кусок земли в центре города отдаёт для коммерческого
использования. Нам нужно здесь соблюсти баланс.
Ещё раз скажу, что эта программа будет набирать
обороты. К 2020 году мы должны выйти на 1 млн кв. м, а к 2024
году – на 2 млн кв. м. То есть начиная с этого года, со 113
тысяч, будем выходить постепенно, увеличивая и финансирование этой программы.
Это всё нужно запустить сейчас. Естественно, субъектам и муниципалитетам не
запрещается покупать жильё на рынке. Но учитывая, что есть ещё задача и
строительства жилья, и создания комфортной среды, мы считаем, что здесь
придётся и строить жильё.