В повестке: о создании механизма целевого обучения, об эффективности использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Татьяны Голиковой о формировании механизма целевого обучения
Из стенограммы:
Д.Медведев: Обсудим текущие вопросы. Начну с документа, который я подписал. Он касается перечня специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузах в пределах определённой квоты. Это достаточно важная тема, которую мы регулярно обсуждаем во время встреч с работодателями и, естественно, с вузами.
Этот документ – часть пакета подзаконных актов, которые надо утвердить, чтобы полностью заработал новый механизм целевого обучения. Разговоры об этом давно ведутся. У нас есть закон, он начал действовать с 1 января 2019 года. Все периодически вспоминают распределение ещё советского периода, когда люди направлялись по окончании высших учебных заведений на работу в те или иные места. С его принятием мы не только обеспечиваем конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, но и будем готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности в тот регион, где на них есть спрос. А если выпускник не устроится на работу, то он сам или компания, которая с ним подпишет договор, должны будут компенсировать бюджетные средства.
Участники совещания
-
PDF
118Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 11 февраля 2019 года
Поскольку современный механизм целевого обучения для нас является новым, то и перечень специальностей был подготовлен впервые. Он может меняться в зависимости от того, насколько мы будем рассматривать ту или иную специальность в качестве важной для экономики или социальной сферы в нашей стране. В том числе после того, как мы утвердим квоты на бюджетные места в вузах по этому списку специальностей и этот механизм полностью заработает, чтобы можно было понять, что из представленного работает лучше, а что – хуже. Но в любом случае список очень внушительный, я его приводить не буду, он затрагивает все ключевые специальности, которые есть в стране.
Мы создаём условия для целевого обучения на всех ступенях высшего образования – и для бакалавров, и для магистров, и в аспирантуре. Хотя аспирантура – это не столько обучение, сколько научная деятельность, целевая аспирантура была всегда и свою роль играла.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), как идёт подготовка по этому направлению?
Т.Голикова:
Продолжу
о документе, который Вы подписали. Он принят во исполнение внесённых в августе
2018 года изменений в закон об образовании, которые и установили новый механизм
целевого обучения. Ранее у высших учебных заведений было право самостоятельно
заключать с регионами договоры о целевом приёме. То есть фактически эта работа
была отдана на усмотрение высших учебных заведений. Теперь принципиальным
отличием является то, что вуз обязан в пределах контрольных цифр приёма
удовлетворять потребности региона в тех специальностях, которые необходимы, как
по отраслям, так и по экономике региона в целом. Законом предоставлено право
заключать договоры о целевом обучении за счёт соответствующих бюджетов – в
зависимости от того, в чьей компетенции находится высшее учебное заведение.
При этом я должна отметить, что если раньше квоты целевого приёма устанавливались учредителями вузов, то теперь, с 1 января 2019 года, Правительство будет их устанавливать в пределах тех контрольных цифр, которые мы же и установим. Важно, что такими же полномочиями наделены субъекты Федерации и даже муниципальные образования, в ведении которых есть высшие учебные заведения.
Кроме того, Правительству предоставлено право устанавливать квоты по конкретным специальностям и направлениям подготовки с указанием конкретных субъектов, на территориях которых может быть впоследствии трудоустроен гражданин.
Вы уже сказали, что перечень достаточно обширен, включает 500 специальностей. Это действительно большой спектр. Сейчас Министерство науки и высшего образования ведёт работу с коллегами из других министерств. Должна сказать, что пока заявки с указанием конкретных субъектов Федерации поступили только от 11. Здесь я бы хотела обратить внимание коллег на то, что есть Ваше поручение по поводу того, чтобы в рамках реализации национальных проектов все коллеги, все отраслевые министерства представили предложения по наполнению контрольных цифр приёма на целевое обучение, для того чтобы восполнить там, где это необходимо, потребность в кадрах по направлениям реализации национальных проектов.
Сегодня в 31 субъекте есть региональные и муниципальные вузы, и документ, который Вы подписали, позволяет регионам уже сейчас утвердить свои планы приёма и для своих вузов устанавливать все те моменты, о которых Вы уже упомянули.
Кроме того, Правительство сейчас готовит ещё один документ. Он уже находится у нас, мы его дорабатываем и в самое ближайшее время представим Вам на подпись. Речь идёт о новом положении о целевом обучении, которое включает правила и сроки установления квот целевого обучения за счёт средств федерального бюджета, а также типовую форму договора о целевом обучении. И как только мы его примем, у нас будет ещё один документ, который касается уже непосредственно контрольных цифр. В феврале все эти документы будут выпущены.
Д.Медведев: Будем надеяться, что этот механизм заработает в полную силу. Когда речь идёт о выделении государственных денег и бюджетных местах, государство вправе рассчитывать, что специалисты по окончании высшего учебного заведения займут правильное место в экономике или социальной сфере, не останутся без работы и поедут в тот регион, который нуждается в этих специалистах.
И ещё один документ я подписал. Точнее, даже два постановления Правительства. Мы повышаем эффективность использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В этом году в первую очередь финансовую поддержку из фонда должны получить проекты, которые находятся в высокой степени готовности. В основном речь идёт о модернизации предприятий водо- и теплоснабжения.
Значительно увеличивается доля софинансирования из федеральных средств – с 10 до 60%. И мы расширили круг получателей средств на города, где проживает до 500 тысяч жителей, потому что такая просьба высказывалась, в том числе губернаторами. Но это те регионы, которые представили полный пакет документов.
Только что я ещё один документ подписал – изменения в Правила предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ по ряду позиций. Здесь также исключаются некоторые избыточные требования, и в этой сфере также возникают дополнительные возможности.
Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), как планируется организовать работу по этому направлению?
В.Мутко: Я хотел бы отметить, что регионы очень ждут этого постановления. Коммунальные системы тепло- и водоснабжения сегодня изношены и требуют серьёзной поддержки. Учитывая это, мы возобновляем эту программу в фонде. В 2015–2017 годах фонд эту работу вёл, было реализовано 32 проекта, 4,5 млрд было выделено. С учётом обращения – Вы такое решение поддержали – мы запускаем новую программу, 13,2 млрд рублей будет направлено исключительно на модернизацию внутриквартальных котельных, теплосетей, водосетей. Речь пойдёт о модернизации в населённых пунктах численностью не более 500 тысяч человек. Потому что когда свыше, экономические возможности позволяют привлечь инвесторов, концессионеров. В данном случае без повышения тарифов крайне сложно обойтись.
Программа очень востребована. Сегодня мы видим уже около восьми заявок. Финансирование будет осуществляться. Как Вы отметили, 60% будет выделяться за счёт средств федерального бюджета, через фонд 20% будут привлекать сами муниципалитеты и 20% – это частные инвесторы. Практически мы рассчитываем, что на эту программу будет потрачено 22 млрд рублей и около 4 млрд частных инвестиций. Это в значительной степени позволит нам модернизировать и улучшить качество тепло- и водоснабжения нашего населения.
Если учитывать, что и по ряду других государственных программ, и по федеральному проекту «Чистая вода» до 2024 года будет направлено 132 млрд рублей, и по нашей государственной программе по жилищно-коммунальному хозяйству только в этом году около 4 млрд, я думаю, эти средства будут очень серьёзно способствовать повышению качества всей нашей системы тепло- и водоснабжения именно в населённых пунктах численностью менее 500 тысяч человек. Будем контролировать.
Д.Медведев: Контролируйте, потому что доля софинансирования из федеральных средств существенно увеличилась. Это, конечно, шаг навстречу.
<…>