Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Юрия Борисова по завершении совещания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Поговорим о ситуации в
ракетно-космической отрасли. Прежде всего я имею в виду финансово-экономическую
составляющую. А именно проанализируем состояние «Роскосмоса» и подведомственных
организаций с учётом целого ряда накопившихся проблем.
Наша страна открыла
космическую эру. Ей принадлежат очень многие достижения в освоении космоса. И
сегодня лидерство в ракетно-космической отрасли, безусловно, имеет
стратегическое значение. Это и вопрос обороноспособности, и вопрос национальной
безопасности, и не в меньшей степени вопрос развития новых технологий.
Участники совещания
-
Список участников совещания о финансово-экономическом состоянии корпорации «Роскосмос» и её подведомственных организаций, 23 января 2019 года
Космос всегда такие технологии
создавал, и те инновации, которые создавались раньше и сейчас создаются для
космоса, меняют повседневную жизнь людей. Это касается всего спектра достижений,
начиная от телекоммуникаций и заканчивая новыми материалами.
Не стоит забывать, что космос
сегодня – это уже большой рынок, на котором существует реальная конкуренция. И
нужно серьёзно работать, чтобы на этом рынке остаться. Ракетно-космическая
отрасль в сегодняшних условиях может и должна быть экономически успешной. Мы пока
от этого достаточно далеки. Нужно разобраться, что необходимо проанализировать
и сделать.
Государство инвестирует
в освоение космоса значительные средства. Запланированный объём бюджетного
финансирования на ближайшие три года – более 515 млрд рублей. Эти деньги должны
быть эффективно использованы для наращивания наших орбитальных возможностей, создания
носителя сверхтяжёлого класса и выполнения программы пилотируемых полётов. По
сути, это инвестиции в развитие высокотехнологичных производств и связанных с
ними научных и инженерных разработок. Таким образом, это инвестиции в самые
перспективные секторы нашей экономики.
С этим есть серьёзные
проблемы. В прошлом году «Роскосмос» часть бюджетных инвестиций (порядка 16%) просто
не использовал. Это имеет и объективные причины, но в любом случае это
недозагруженные предприятия, невыполненные научные работы. Как результат – одна
из конкурентных сфер в этом смысле развивается медленнее, чем нам нужно. И
существуют финансовые трудности для различных подведомственных структур.
Скорость строительства
наземной инфраструктуры, которая необходима для освоения космоса, тоже нельзя сейчас
назвать приемлемой.
Показательна ситуация с
космодромом Восточный. Первая очередь строительства должна была завершиться в
прошлом году. Реально построена четверть запланированных объектов – только 5 из
19. Понятно, можно смотреть и по стоимостям, и по технологическим трудностям,
тем не менее можно и таким образом считать. На достройку остальных объектов
«Роскосмос» запрашивает дополнительные средства, в том числе поэтому я вас
сегодня собрал.
В этом году должна
начаться вторая очередь строительства, чтобы к 2021 году Восточный был
полностью готов к запуску космических аппаратов различного назначения с
использованием ракет-носителей тяжёлого класса. Очевидно, что нынешняя динамика
не позволяет в эти сроки уложиться. Значит, необходимы усилия. Структурам,
которые этим занимаются, нужно предпринять всё от них зависящее для выполнения
соответствующей стройки. Чтобы исправить ситуацию, нужно создать эффективные
механизмы управления, финансирования внутри ракетно-космической отрасли.
Требуется и жёсткий контроль за исполнением принятых решений, соблюдением
сроков, соблюдением качества выполнения работ и использованием бюджетных
средств.
На что хотел ещё
обратить внимание – это тоже бросается в глаза: надо заканчивать с
прожектёрством. Хватит болтать о том, куда мы полетим в 2030 году. Надо
работать, меньше говорить и больше делать, активно заниматься коммерциализацией
нашей космической отрасли и увеличением доли России на международном рынке. Это
очень важная задача.
Из стенограммы:
Вопрос: Юрий Иванович, каковы итоги совещания?
И второй вопрос. Два года
назад «Роскосмос» принял стратегию развития до 2030 года. Рогозин некоторое
время назад анонсировал, что в 2019 году будет принята новая стратегия. Но
стратегия принимается на длительный срок, а каждые два года менять стратегию…
Как Вы к этому относитесь?
Ю.Борисов: Сегодняшнее совещание под руководством Председателя
Правительства было посвящено анализу ситуации, которая складывается в
«Роскосмосе» в целом. Более подробно рассматривались вопросы
финансово-экономического положения корпорации и отдельных предприятий.
Как вы знаете, ситуация там
непростая, она складывалась не за один день, а годами. Мы оценили ход
деятельности новой администрации в течение 2018 года. Кризис, я думаю, пройден.
Он наступил в корпорации примерно во II квартале
прошлого года. Как показатель: освоение бюджетных средств на тот период –
22,5%, самый низкий показатель во всех отраслях промышленности. То есть три
четверти всех необходимых, запланированных объёмов и мероприятий нужно было
реализовать за полгода, что, по сути дела, невозможно.
Поэтому по согласованию с
Правительством от ряда средств и мероприятий, запланированных в прошлом году,
пришлось отказаться с целью улучшения финансово-экономического положения,
которое сложилось в ГКНПЦ
имени Хруничева в том числе.
К чему это привело в итоге?
Если сравнивать количественно показатели работы госкорпорации за прошлый год,
то неосвоение бюджетных средств составило примерно 16%. На самом деле это
огромная сумма. При достаточно непростой, кризисной ситуации, которая сложилась на
отдельных предприятиях, я имею в виду долговые обязательства на Хруничева, в
«Энергии», ЦЭНКИ и на других предприятиях.
С другой стороны, во второй половине года
определённые кадровые изменения и меры, которые приняла администрация
«Роскосмоса», стали давать положительные результаты, и ситуация стала
выравниваться. Это является некой гарантией того, что ситуация будет
улучшаться.
Какие ключевые решения приняты и что войдёт в
итоговый протокол сегодняшнего совещания? Вы задали вопрос по стратегии. Я
абсолютно согласен с вами, что стратегия не меняется ни через год, ни через
два, это долгосрочный программный документ. Тем не менее с учётом реально
сложившейся ситуации в корпорации Президентом дано поручение в феврале уточнить
основы политики космической деятельности, что, по сути дела, может повлечь
актуализацию основных положений стратегии развития этой отрасли на длительный
период. Они на самом деле хорошо известны. В первую очередь это обеспечение
космической группировки в интересах обороны и безопасности. Второе – это
коммерциализация космических услуг, наращивание космической гражданской
группировки, имею в виду спутники связи, спутники дистанционного зондирования
Земли, различного рода метеоспутники и прочие услуги. Безусловно, это
планомерное развитие пилотируемой программы и оказание услуг в том числе и на
внешнем рынке. Безусловно, это будущее создание тяжёлой ракеты «Союз-5» и сверхтяжёлого
комплекса «СТК» с необходимой инфраструктурой. Это основные элементы этой
стратегии, они не подвергаются сомнению.
Ещё несколько слов,
почему сложилась такая ситуация. Ничего не бывает спонтанным, это комплекс
накопившихся проблем. Вы знаете, что начиная с 2014 года отрасль постоянно
сопровождали неудачи. В 2014–2015 годах два неудачных пуска, в 2016–2017 годах.
И известная ситуация в прошлом году с «Союзом», которая, слава богу, обошлась
без жертв, – это авария «Союза» при запуске. Безусловно, всё это вылилось в
репутационные риски корпорации в целом и отдельных предприятий. Вы знаете, что
запуски «Протонов» практически были прекращены. Это привело к критической
ситуации на ГКНПЦ имени
Хруничева. Разборы аварийных ситуаций на «Союзе» тоже не добавили положительных
моментов для заказчиков. И безусловно, это привело интегрально к тому, что
Россия очень резко потеряла позиции на рынке пусковых услуг.
Приведу несколько цифр.
Если в 2014 году корпорация сделала 32 запуска, то в прошлом году – 21. Цифры
говорят сами за себя.
Ситуация сегодня
выравнивается. Я думаю, что все необходимые меры по «Протону»… А у него ещё
есть, скажем так, потенциальная возможность реабилитироваться и завершить свой
жизненный цикл. Тем более что спрос на пусковые услуги на мировом рынке
существует. И задача – как можно быстрее убедить в этом потенциальных
заказчиков, в том числе западных, и провести пуски на этих ракетах.
Безусловно, нужно
форсировать работы по ракетному комплексу «Ангара» всех классов. Потому что, к
сожалению, «Протон» ушёл, а «Ангара» ещё, скажем так, не пришла. Вы знаете, что
пуски и первой, и пятой «Ангары» были осуществлены, но рентабельность этих
пусков, мягко говоря, ещё оставляет желать лучшего. Нужно работать над
себестоимостью оказания этих пусковых услуг и быть конкурентоспособными.
Всё это привело к тому,
что мы с первого места по пусковым услугам, которое занимали ещё в 2014 году,
откатились на третье, пропустив вперёд Соединённые Штаты и Китай.
Что нам предстоит в
ближайшем году? В ближайшем году нам предстоит осуществить около 45 запусков.
Это практически в два раза больше, чем в 2018-м. Планы амбициозные, но я думаю,
что при должной организации работ, безусловно, это можно будет сделать.
В протоколе
Председателем Правительства даны поручения. Резко поднять дисциплину
контрактации запланированных мероприятий и усилить финансовый контроль с учётом
оценки остатков на счетах предприятий. Для чего это сделано? Здесь очень
хороший опыт работы у Министерства обороны, и я думаю, что корпорации нужно
будет перенять его – с целью контроля за выполнением всех финансовых мероприятий
и оптимизации авансирования и завершения работ. Это поручение в месячный срок должно быть исполнено.
Все необходимые меры должны быть приняты, и нам предстоит доложить Председателю
Правительства, что это всё реализовано.
Несколько слов о космодроме
Восточный. Как вы знаете, с космодрома уже осуществлено четыре запуска. И
безусловно, всё будущее развитие космонавтики мы связываем именно с развитием
этого актива. Он будет являться стартовой площадкой для будущих наших носителей
(я имею в виду сверхтяжёлый комплекс) и будущего пилотируемого корабля. Он
будет называться «Федерация», или, может быть, коллеги его переименуют. Всё
будущее связано именно с этим.
Как известно, мероприятия,
запланированные на первый этап строительства, не выполнены в полном объёме.
Поэтому сегодня достаточно серьёзная ситуация, связанная с тем, что строители
практически обанкротились, очень много материалов находится в судах, контракты
разрываются, деньги возвращаются. Но всё это – длительный период.
Принято решение не
замораживать стройку (в противном случае у нас произойдёт рассинхронизация по
мероприятиям, о которых я сказал, – создание «Союза-5», СТК и «Ангары»),
стройку продолжать, оптимизировать все объекты, которые были запланированы на
первой очереди, дать предложения по обеспечению их финансирования и начинать
строительство объектов второй очереди.
То есть поручение Президента –
не позднее 2023 года иметь стартовый комплекс для сверхтяжёлого класса – должно
быть выполнено. И должен быть создан дублирующий
комплекс для старта тяжёлой «Ангары», который уже сегодня существует в
Плесецке.
Вопрос:
Юрий Иванович, можно одно уточнение по космодрому Восточный? Дмитрий
Анатольевич начал своё выступление с того, что «Роскосмос» просит денег на
достройку космодрома. В итоге это будут бюджетные деньги или «Роскосмос» будет
достраивать за счёт своих средств?
Ю.Борисов:
Это действительно комплексная проблема. Часть объектов «Роскосмос» будет
достраивать за собственные средства, часть мероприятий за счёт оптимизации мы
перенесём на второй этап, и часть будет осуществляться за счёт средств, которые
сегодня запланированы на втором этапе. Но это предусматривает, безусловно, и
возврат через судебные решения тех средств, которые сегодня по расторжению
контрактов положено вернуть заказчику.
В чём принципиальное решение: мы не будем дожидаться
окончания этих судебных процессов, они могут длиться достаточно долго, это
может привести к тому, что мы просто тогда законсервируем стройку, это выйдет ещё
дороже. Мы будем продолжать, одновременно взыскивая эти деньги. Всего, я вам
могу назвать цифру, около 28 млрд не освоено денег, не получено, не отоварено
по первому этапу.
Вопрос:
Будут ли выделяться дополнительные бюджетные средства на строительство
Восточного?
Ю.Борисов:
Пока мы исходим из того, что общий объём стройки первого и второго этапа имеет
свою лимитную стоимость. Будем работать в этих рамках. А жизнь покажет.
Вопрос:
Как Вы поняли пожелание премьера воздержаться от прожектёрства? Обсуждалось ли
это? Ведь космос – это всегда амбициозные проекты, часто даже фантастические.
То есть мы не будем больше рассуждать о высадке на Луну?
Ю.Борисов:
Нужно рассуждать и о высадке на Луну, и об освоении дальнего космоса. Но всё
это должно являться элементом стратегии, а не популизма, не прожектёрства.
Космическая отрасль сегодня – коммерческая и достаточно успешная во всём мире.
И нужно с определённой долей практицизма подходить к вопросам освоения,
предоставления космических услуг. Зачем цель – облететь в очередной раз Луну с
экипажем, если это не добавляет ни в научном, ни в техническом, ни в
технологическом плане каких-то новаций, не выводит на новую ступень освоения,
развития? Это просто может быть популизмом.
Нужно с практической
точки зрения подходить ко всем мероприятиям, которые должны быть погружены в
стратегию и являться конкретными заданиями для «Роскосмоса» в целом и отдельных
его предприятий.
Вопрос:
Хочу уточнить по Восточному. Есть ли сейчас отставание по срокам строительства
второго стартового стола? И как согласуются работы на космодроме с процедурой
банкротства ПСО «Казань», о которой уже неоднократно говорилось?
Ю.Борисов:
Контракт
с ПСО «Казань» был заключён буквально в сентябре прошлого года. И с учётом
того, что тяжёлое финансовое положение сегодня, по взаимному согласию сторон
этот контракт расторгается. Вот вам и ответ. Значит, практически полгода
потеряно. Первоначальный срок стоял – 2021 год. Не будем питать иллюзий, к 2021
году никто сегодня не способен построить. Безусловно, эта чехарда с выбором
основного подрядчика и пробуксовка на старте работ привели объективно к тому,
что сегодня срок скорректирован и стоит за 2021 годом, но не позднее
2023-го. Иначе у нас происходит рассинхронизация с опытно-конструкторскими
работами. Ракета будет создана, пускать неоткуда будет. Это же тоже полная
бесхозяйственность. То есть за 2023 год нам уходить нельзя.