Д.Медведев: «Арктический регион – это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, он имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Александра Новака о реализации инвестпроектов по разработке запасов углеводородов в Арктике
Доклад Александра Козлова о реализации инвестпроектов в Дальневосточном регионе
Доклад Евгения Дитриха об инвестпроектах по развитию Северного морского пути
Сообщение председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона
Сообщение первого заместителя генерального директора «РЖД» Александра Мишарина
Из
стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Хочу поздравить всех нас ещё раз с большим событием. Мы только что запустили третью очередь завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. Таким образом, проект «Ямал СПГ» вышел на полную мощность – 16,5 млн т в год.
Мы активно расширяем российское присутствие в Арктическом регионе. Это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, этот регион имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Здесь мы решаем две важнейшие задачи – обеспечение национальной безопасности нашей страны и, конечно, её экономических интересов.
У нас действует государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» на период до 2025 года. Мы последовательно формируем в арктических регионах точки роста. И перед нами стоят очень большие цели по промышленному освоению арктического шельфа, по развитию технологий для более эффективного использования богатейшей ресурсной базы региона. Запасы природных ресурсов Арктической зоны составляют 7,3 млрд т нефти и порядка 55 трлн куб. м газа. Конечно, данные, которыми мы сейчас располагаем, могут и измениться. Но речь идёт не только об углеводородах. Многие месторождения здесь уникальны. В Арктической зоне обнаружены запасы платины, алмазов, золота и других, в том числе стратегических, металлов.
Участники совещания
-
PDF
135Kb
Список участников совещания по вопросам развития Арктики, 11 декабря 2018 года
Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных, как принято говорить, проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки. Так мы сформируем и долгосрочный заказ, что для нас тоже очень важно, на танкерный и ледокольный флот.
При реализации проектов в Арктической зоне мы не должны забывать об экологии. Наше присутствие в регионе не должно наносить вред окружающей среде, как это, к сожалению, было раньше. Мы уже предметно занялись расчисткой Арктики. На её территории выявлено больше 100 свалок, вывезено более 80 тыс. т отходов, рекультивировано свыше 200 га земель. И на этом работа не должна закончиться, её нужно продолжать.
Чтобы получить максимальный эффект развития Арктической зоны, все наши планы должны быть увязаны с планами развития государства в целом и, конечно, с бизнес-планами и региональными планами. Для того чтобы работать в этом направлении дальше, я принял решение об обновлении состава Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и подписал соответствующее решение. Комиссия станет более компактной, при этом она должна быть, естественно, деловой, её работа должна быть более интенсивной, учитывая масштабность задач. Распоряжение я подписал. Возглавит комиссию Юрий Петрович Трутнев.
Мы должны использовать самые разные инструменты для
развития инфраструктуры в Арктике, инвестпроектов, включая возможности
международной кооперации. Тот проект, свидетелями которого
мы здесь являемся, – это результат очень хорошей, можно даже сказать, выдающейся
международной кооперации, потому что проект очень дорогой. Десятки миллиардов
долларов можно собрать только в результате наличия такого рода договорённостей,
синдицирования денег. И ряд больших проектов по такому принципу и необходимо
реализовывать.
Наши иностранные партнёры проявляют большой интерес к арктическим проектам. И сегодня на церемонии запуска, выхода на проектную мощность «Ямал СПГ», они ещё раз подтвердили, что им интересно всем этим заниматься. Ещё несколько лет назад здесь ничего не было, как известно, кроме разведанных месторождений Тамбейской группы. И собственно, всё. И олени ходили. Сейчас здесь колоссальный объект.
Сегодня мы обсудим ряд инвестиционных проектов, которые должны быть реализованы в Арктической зоне. Доля России на мировом рынке СПГ составляет около 4%, и мы пока не являемся в этой области самым ключевым игроком, хотя уже входим в элиту.
К 2035 году мы ставим цель выйти на 15–20% от этого рынка – это амбициозная цель. Но как рассказывают представители нашего бизнеса, которые здесь этим занимаются, в случае если мы успешно реализуем два наших проекта в области СПГ – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», только валютные поступления в нашу страну будут составлять в год более 30 млрд долларов. Это для нашей страны очень значимые деньги. Для любой страны, конечно.
Поэтому нужно развивать этот сектор. Это масштабная
программа. В этом регионе будет сформирован производственно-логистический хаб.
И нам нужно активнее строить транспортную систему, чтобы использовать все богатейшие
месторождения.
Северный морской путь – кратчайший маршрут, который соединяет Европу и Азию. Мы должны использовать весь потенциал, который в него заложен. Доставка грузов здесь ведётся круглый год, несмотря на весьма сложные метеоусловия. В прошлом году объём перевозок по Северному морскому пути превысил 10 млн т. За год он вырос практически в два раза – до 18 млн т. В следующем году, по экспертным оценкам, здесь пройдёт свыше 24 млн т грузов. Это хороший темп, цель тем не менее ещё более амбициозная: к 2024 году грузооборот по Северному морскому пути должен быть увеличен до 80 млн т. Это одна из важнейших задач освоения Арктики, которая поставлена майским указом Президента.
Мы уже достаточно много сделали здесь. В частности, в прошлом году ещё на стадии строительства начала работу первая линия морского порта Сабетта мощностью 6 млн т. Это позволило начать отгрузку углеводородного сырья с Южно-Тамбейского месторождения. В этом году, с окончанием строительства порта, экспорт увеличится в три раза – почти до 18 млн т. И это хороший пример государственно-частного партнёрства.
Но строить одни портовые терминалы недостаточно. Нужно параллельно создавать и трубопроводы, и железные дороги, развивать авиационный транспорт, энергетические мощности. Мы сейчас с губернатором на эту тему говорили, может быть, нужно и на переработку обратить внимание.
Мы приняли комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В нём содержатся проекты дальнейшего развития Северного морского пути и инфраструктуры. Запущен и комплексный инвестиционный проект по модернизации и строительству железнодорожной сети в северном широтном направлении. Протяжённость почти 500 км, а с учётом подходов это 2,5 тыс. км практически, и эта транспортная сеть позволит соединить Северную и Свердловскую железные дороги, обеспечить вывоз грузов с месторождений северных районов Западной Сибири. В результате пропускная способность увеличится почти на четверть миллиона тонн грузов в год. Общий объём финансирования проекта составляет почти 240 млрд рублей, причём в основном это деньги частных инвесторов, бюджетных расходов здесь будет немного, может быть, чуть больше 5%.
Проект модернизации железнодорожной сети – лишь один из ряда проектов, которые нам предстоит запустить, но нужно учитывать следующие моменты. Во-первых, важно синхронизировать введение новых месторождений, действия строителей ледокольного и танкерного флота и создание инфраструктуры. Во-вторых, нужно оценить, достаточно ли портовых терминалов для переработки грузопотока и сколько ещё дополнительных транспортных мощностей нам понадобится для добычи сырья, которое увеличится в результате реализации этих инвестиционных проектов.
Жду сегодня в выступлениях конкретных идей, какие меры на федеральном и, конечно, региональном уровне необходимы для того, чтобы развитие Арктического региона шло ускоренными темпами.
А.Новак: Для реализации поставленных Президентом в
майском указе задач по увеличению грузопотоков по Северному морскому пути до 80
млн т есть все предпосылки. В Арктическом регионе сосредоточены значительные
извлекаемые запасы углеводородного сырья. По нефтегазовому конденсату это
порядка 25% от общероссийских запасов, по газу – 72%.
В настоящее время Правительством уже принят широкий спектр мер государственной поддержки разработки запасов углеводородов в Арктике, включающий как фискальные меры, так и меры административного характера. Я напомню, Дмитрий Анатольевич, что при Вашей поддержке вышло распоряжение Правительства о комплексном плане развития производства СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан. Особый налоговый режим для новых морских месторождений. Обнуление экспортных пошлин для СПГ и НДПИ в Арктике для добычи газа, направляемого на сжижение.
Уже сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе ведётся бóльшая часть добычи газа России. Арктическая зона, в том числе континентальный шельф, обладает большим потенциалом роста – как минимум на 30–40 млн т нефти и до 150 млрд куб. м газа.
Объём грузоперевозок. В 2018 году расчётный объём только исходящего грузопотока углеводородного сырья составит более 15 млн т (рост к 2017 году в 2,5 раза). Дальнейший рост будет также в основном обеспечен за счёт освоения месторождений нефти, газа и угля.
В настоящее время в акватории Северного морского пути
осуществляется транспортировка углеводородного сырья и продукции, произведённой
в рамках реализации двух проектов – это освоение
Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (в объёме около
7 млн т в год) и совместный проект компании «Новатэк» с французскими
и китайскими партнёрами «Ямал СПГ», который после запуска третьей очереди
выйдет на объём примерно 17 млн т, в перспективе – до 18 млн т.
Следующим крупным проектом в акватории Северного морского пути станет «Арктик СПГ 2» на Гыданском полуострове, также реализуемый компанией «Новатэк» совместно с иностранными партнёрами. Сейчас идёт работа в этом направлении по привлечению иностранных партнёров. Проектом предусмотрено строительство завода мощностью до 19,8 млн т СПГ в год и 1,8 млн т газового конденсата.
Д.Медведев: Александр Валентинович, мы в принципе все эти проекты знаем. Думаю, нет смысла перечислять наши планы. Я и сам совещание по этой теме проводил относительно недавно. Какие дополнительные меры, на Ваш взгляд, нужно принять по линии Правительства и по линии компании?
А.Новак: Дмитрий Анатольевич, есть ещё ряд проектов, помимо СПГ-проектов. Я хотел бы подвести итог по СПГ-проектам: это позволит нам увеличить грузопоток по Северному морскому пути более чем на 40 млн т.
Ведётся также подготовка проектов в нефтяном и угольном секторах. Это проект в регионе Таймыр Красноярского края по разработке нефтяных и угольных месторождений, которые могут дать грузооборот до 20 млн т к 2024 году, это Пайяхская группа нефтяных месторождений в Красноярском крае, разрабатываемых компанией «Нефтегазхолдинг», а также проект по добыче каменного угля на полуострове Таймыр (компания «ВостокУголь». Потенциал добычи каменного угля на арктическом севере Красноярского края составит порядка 12 млн т к 2024 году и 25 млн т к 2030 году.
Хотел бы сказать ещё об одном проекте. Это проект по разработке месторождения «Победа» в Карском море, которое было открыто в 2014 году компанией «Роснефть», с суммарными извлекаемыми запасами порядка 130 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа. Суммарно реализация обозначенных выше проектов обеспечит исходящий грузопоток только углеводородного сырья к 2024 году около 65 млн т с потенциалом к 2030 году – 95 млн т, а к 2035 году объёмы могут быть увеличены до 130–160 млн т.
Как я уже говорил, Правительством принят большой перечень решений, касающихся содействия бизнесу и оказания мер государственной поддержки проектам, в том числе связанным с развитием Северного морского пути. Сегодня можно было бы сказать о новых мерах, которые, на мой взгляд, целесообразно было бы рассмотреть дополнительно к тому, что уже было принято. Я имею в виду в том числе вопросы, касающиеся локализации критически важного оборудования для средне- и крупнотоннажного производства сжиженного природного газа, строительство осуществляющих транспортировку СПГ судов-газовозов. Принимая во внимание необходимость создания долгосрочных стимулов развития сектора СПГ и, соответственно, формирования российского технологического потенциала, считаю целесообразным поддержать предложение по предоставлению субъектами Российской Федерации налоговых льгот по налогу на имущество организаций для основных средств, участвующих в производстве оборудования для нужд заводов СПГ, а также проработать вопрос введения механизма ускоренной амортизации оборудования, на котором производятся необходимые технологические установки для заводов сжиженного природного газа.
Предлагается также Министерству транспорта Российской Федерации совместно с компанией «Нефтегазхолдинг» и компанией «Востокуголь» проработать вопрос проведения дноуглубительных работ в районах портов «Бухта Север» и «Чайка» для развития потенциала Таймыра, Министерству природных ресурсов проработать вопрос уточнения границ охранной зоны кластера «Бухта Медуза» государственного природного заповедника «Большой Арктический» и установить режим ее охраны.
Считаем необходимым решить вопрос предоставления в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для реализации проектов, обеспечивающих грузопоток Северного морского пути. Соответствующее поручение просьба дать Министерству экономического развития.
Также я хотел бы предложить рассмотреть вопрос о
создании территории опережающего социально-экономического развития «Таймыр» в
границах Долгано-Ненецкого района Красноярского края с возможностью
предоставления соответствующих мер государственной поддержки инвестиционных
проектов.
Дополнительные меры, которые отражены в протоколе, Министерство энергетики поддерживает. Речь идёт о развитии дноуглубительных работ, транспортных потоков и синхронизации работы бизнеса и «Росатома» в части обеспечения перевозок по Северному морскому пути и строительства ледокольного атомного флота.
А.Козлов: Свой вклад в решение задач
по увеличению объёмов перевозки по Северному морскому пути должны внести инвестиционные проекты, реализуемые
на территории Дальневосточного федерального округа. По состоянию на декабрь этого года на Дальнем
Востоке начата реализация двух крупных проектов.
Остановлюсь подробнее на каждом из них.
Первый проект – Дмитрий Анатольевич, Вы проводили по этому поводу совещание на Камчатке 10 августа – это создание морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в бухте Бечевинская Камчатского края. Инвестор – компания «Новатэк», частные инвестиции в проект составляют 69,7 млрд рублей, будет создано 180 рабочих мест, расчётный объём перевалки составит до 30 млн т в год.
Для поддержки проекта со стороны государства необходимы меры нормативно-правового, инфраструктурного характера. Дмитрий Анатольевич, Вы дали на Камчатке поручения. Хотел бы проинформировать об их выполнении.
Первое поручение – создать территорию опережающего развития так, чтобы поверхностные воды объектов могли тоже входить в границы ТОР. Ваше поручение выполнено, 5 декабря на заседании Правительства данный вопрос был рассмотрен, будет внесён в Госдуму и, соответственно, на весенней сессии, надеюсь, утверждён.
Кроме этого – поручение, пункт 2. Минвостокразвития 28 ноября внесён на утверждение в Правительство, в Департамент промышленности и инфраструктуры комплексный план реализации проекта, которым предусмотрены необходимые шаги для его дальнейшей реализации – это включение в схему территориального планирования федерального транспорта, расширение границ морского порта, расширение границ ТОР, организация пунктов пропуска и многие другие вопросы. Проект комплексного плана согласован компанией «Новатэк» и заинтересованными ФОИВ, кроме одного пункта – 19.
Суть разногласий. «Новатэк» предлагает осуществлять морские перевозки сжиженного природного газа и газового конденсата по СМП в каботаже судами под иностранным флагом. С 28 декабря 2018 года это решение остаётся за Правительством в соответствии со статьёй 4 пункта 4 Кодекса о торговом мореплавании.
Минтранс решение данного вопроса в рамках комплексного плана не поддерживает. Хотели бы, чтобы сегодня по результатам доклада Минтранса и компании «Новатэк» было принято решение.
Следующие вопросы.
Создание портовой инфраструктуры. «Новатэком» разработана декларация о намерениях инвестирования в создание портовой инфраструктуры за счёт федерального бюджета на сумму 30,5 млрд рублей, 28,1 млрд – это основные работы, связанные с дноуглубительными работами подходного канала.
Декларация находится на согласовании в Росморречфлоте, она представлена была в ноябре. Источник финансирования до настоящего времени не определён. По мнению Минтранса, по итогам рассмотрения декларации потребуется оптимизация заявленных «Новатэком» затрат.
В связи с этим предлагаем согласование декларации, Минтрансу совместно с Минфином и Минэкономразвития определить источники финансирования создания необходимой портовой инфраструктуры. В свою очередь Минвостокразвития по согласованию с курирующим вице-премьером Юрием Петровичем Трутневым готово выделить из госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» 5,2 млрд рублей в рамках бюджетного процесса.
Ещё один важный вопрос связан с реализацией проекта газификации Камчатского края. В рамках исполнения Вашего поручения Минэнерго представлена позиция о невозможности проработки вопроса газоснабжения до предоставления «Новатэком» технико-экономического обоснования и предлагается принять решение по данному вопросу в I квартале 2019 года в рамках исполнения уже упомянутого мной комплексного плана.
В целях безусловного исполнения Вашего поручения, учитывая значимость газификации для Камчатского края, необходимо завершить данную работу до 30 марта 2019 года.
Следующий очень большой и важный проект – это освоение месторождения меди «Песчанка» Баимской рудной зоны в Чукотском автономном округе. Инвестором выступает ГДК «Баимская», объём частных инвестиций в проект составит 268 млрд рублей, будет создано 3 тыс. рабочих мест, расчётный объём грузопотока по Северному морскому пути в этом проекте в 2024 году составит 500 тыс. т, а к 2026 году – 1,5 млн т.
4 декабря сделка по вхождению KAZ Minerals в проект была одобрена Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций под Вашим председательством, а 7 декабря под руководством Юрия Петровича Трутнева проведена подкомиссия по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
В целях поддержки проекта на заседании подкомиссии принято положительное решение о расширении границ ТОР «Беринговский» на новую площадку «Баимская».
Имея в виду масштабность проекта и его значимость для Чукотского автономного округа и ДФО в целом, координацию действий всех заинтересованных в его реализации сторон, предлагаем аналогично – как, Дмитрий Анатольевич, это было поручено Вами на Камчатке – создать комплексный план, в который включить в том числе создание транспортной и энергетической инфраструктуры – это прежде всего такие объекты, как завершение в 2021 году строительства ВЛ 110 кВ «Певек – Билибино» (первая ветка), ввод в эксплуатацию в мае 2021 года энергоцентра в Билибино.
Все эти проекты рассматривались на комиссии у Дмитрия Николаевича Козака, есть поручение по этому поводу, но работа по комплексному плану, когда комплексно работают инвестор, все заинтересованные лица, высшие должностные лица регионов, конечно, это даст больший эффект.
И ряд предложений, которые хотелось бы озвучить. Для более эффективного выполнения поручения и указа Президента (к 2024 году – 80 млн т) требуется увязка воедино всех необходимых мероприятий по достижению ежегодных показателей перевозки грузов по Севморпути, включая номенклатуру, ежегодный объём грузов, планы компаний и отправителей, меры государственной поддержки по реализации проектов. Потому что всё меняется: мы взяли план 2015 года – тех крупных проектов, которые я сейчас перечислил, там нет.
Мы хотели бы предложить определить проекты и сроки их реализации для достижения планов по перевозке грузов по Северному морскому пути, совместно с компаниями-отправителями определить меры поддержки этих проектов, синхронизировать сроки реализации проектов с созданием необходимой транспортной, энергетической инфраструктуры, организацией ледокольного обеспечения и указать это всё в едином документе.
Д.Медведев: Что это за единый документ должен быть?
А.Козлов: Единый большой комплексный план, подготовленный на основе плана №3529п-П9 от 5 июня 2015 года.
Д.Медведев: Вы считаете, что он устарел, его нужно переделать?
А.Козлов: Да, совершенно верно.
Д.Кобылкин:
Нами была проанализирована текущая и перспективная структура арктических
морских грузопотоков. Порядка 96% объёма составляют, конечно, полезные
ископаемые, добываемые в Арктике.
На наш взгляд, точками роста могут стать дополнительные производства СПГ на базе Северо-Ямальской группы месторождений, нефтедобыча на Енисее, о которой сказал уже Александр Валентинович (А.Новак), и добыча угля на Таймыре. Также отгрузка через Северный широтный ход в порт Сабетта конденсата ачимовских отложений.
Как Вы уже сказали, Дмитрий Анатольевич, строительство СШХ является одним из основных элементов арктической инфраструктуры, и очень прошу Вас по возможности включить в протокол: не останавливать этот проект, потому что он является ключевым.
Для получения результатов необходима интенсификация геологоразведки, проработка мер поддержки технологического оснащения месторождений, в том числе и трудноизвлекаемых запасов. При синхронизации всех проектов – строительство дорог, организация ледокольного транспортного обеспечения – мы сможем снизить затраты на реализацию инвестпроектов.
Также интенсивное освоение Северного морского пути выдвигает новые стандарты перед системой гидрометеорологического сопровождения. Это очень важная составляющая – модернизация, информатизация процессов, развитие дистанционного зондирования Земли, преодоление зависимости от иностранных спутников. Учитывая необходимость снижения нагрузки на госбюджет, а также сжатые сроки развёртывания современных комплексов наблюдения, предлагаем использовать здесь механизмы государственно-частного партнёрства и концессии.
Считаю, что совместно с «Росатомом» при участии ответственных ведомств, госкорпораций и структур Минприроды способно организовать работу под контролем Госкомиссии по вопросам развития Арктики и Правительства Российской Федерации.
По предварительной оценке, совокупный объём инвестиций в Арктику составит 5,5 трлн рублей до 2024 года. Мы приблизительно посчитали, до 2050 года уже существующие инвестпрограммы – это порядка 13,5 трлн рублей, 12,6 из них – это внебюджетные источники.
Отдельно отмечу, что планы по освоению Арктики должны быть защищены экологическими требованиями, взятыми обязательствами недропользователей и мероприятиями национального проекта «Экология».
Прошу поддержать наше предложение и дать соответствующее поручение.
Е.Дитрих:
Утверждённым 30 сентября комплексным планом
модернизации и расширения транспортной инфраструктуры предусмотрены три крупных портовых проекта, которые
реализуются в акватории Северного морского пути:
строительство терминала СПГ и стабильного газового конденсата «Утренний»;
«Арктик СПГ 2», который мы сегодня
обсудили; реконструкция морского канала в Обской губе – ключевой проект в реализации указа и
показателя 80 млн т на Северном морском пути к 2024 году. Коллеги-инвесторы по договорённости
согласились передвинуть сроки его реализации
влево. Соответственно, очень рассчитываем, что
в 2024 году всё будет готово. Мощность будущего терминала –
21,6 млн т в год, общий объём финансирования
– 152,7 млрд, из них 112,2 млрд – это объекты федеральной собственности.
Проект компании «ВостокУголь»: планируется строительство угольного терминала «Чайка» морского порта Диксон для вывоза угля с месторождения на участке «Река Лемберова». Мощность терминала – 10 млн т в год, объём инвестиций – 18,6 млрд рублей (за счёт внебюджетных средств, без государственного финансирования). Ввод в эксплуатацию – 2021 год.
Третий проект: «Таймырнефтегаз» планирует обустройство Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. С целью вывоза добытой нефти планируется строительство нефтяного терминала «Таналау» морского порта Дудинка. Мощность терминала – 7,5 млн т в год, объём инвестиций – 9 млрд рублей (за счёт внебюджетных инвестиций, без государственных средств). Ввод в эксплуатацию – в 2022 году.
Мы подготовим совместно с инвесторами «дорожные карты» для реализации этих проектов, для того чтобы, как Вы упомянули, Дмитрий Анатольевич, синхронизировать усилия по срокам и по тем объёмам, которые необходимо ввести в строй.
Помимо этого «Новатэк» является инициатором новых проектов по строительству морских перегрузочных комплексов СПГ в Мурманской области и Камчатском крае. Это, конечно, не Северный морской путь, но это Арктическая зона, и проекты должны способствовать увеличению грузооборота на Северном морском пути и обеспечивать газоснабжение регионов.
Прогнозируемая мощность терминала в Мурманской области – 20,9 млн т в год, срок реализации проекта – 2023 год, планируемый объём инвестиций – 70,1 млрд рублей, в том числе 900 млн рублей – в объекты федеральной собственности.
Предложенный проект по строительству рейдового морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае, в бухте Бечевинская, предполагает мощность 21,7 млн т, планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2023 год, общий объём финансирования – 100,2 млрд рублей, в том числе 30,5 млрд – в объекты федеральной собственности.
Эти проекты новые, они ранее в комплексном плане не рассматривались, средства федерального бюджета на них не планировались. В протоколе, в третьем разделе, есть пункт 2, который предполагает рассмотрение целесообразности их реализации. Поддерживаем такую целесообразность, но просим чуть скорректировать поручения: поручить Минфину обеспечить источники финансирования для этих проектов, самое главное – для камчатского терминала.
Помимо указанных проектов планируется к реализации целый ряд других инвестиционных проектов в Арктической зоне. Хотел бы на нескольких проблемных точках остановиться.
Во-первых, все те предложения, которые Министр по развитию Дальнего Востока озвучил, на сегодняшний момент рассматриваются. Под руководством вице-премьера Акимова создана рабочая группа по развитию СМП, она приступила к регулярной работе. В рамках этой группы мы как раз и рассматриваем предложения инвесторов, сводим эти объёмы.
Договорённость была, что мы структуру документов сделаем следующим образом. У нас с вами есть комплексный план, в котором указан проект Северного морского пути, под него будет расписан федеральный проект и паспорт проекта Северного морского пути, под него – детальный план реализации. Мы договорились на рабочей группе, что такой план сделаем в феврале 2019 года. С учётом этого просил бы чуть скорректировать срок по поручению, которое сформулировано в первом разделе, в пункте 2. Мы сделаем этот план к февралю 2019 года.
Важный вопрос: хотел бы вернуться к рассмотрению источников финансирования проектов развития Северного морского пути. На совещании, которое Вы проводили по ледокольному флоту, Дмитрий Анатольевич, мы заявляли о том, что сегодня имеем дефицит в комплексном плане, возникший в результате перераспределения на 2019–2021 годы, в объёме 37,3 млрд.
Д.Медведев: Мы же договорились это восполнить.
Е.Дитрих: Да. У нас там и проект Северного широтного хода, о котором говорил сегодня Дмитрий Николаевич (Кобылкин).
Д.Медведев: Да. Я надеюсь, все помнят результаты совещания по ледоколам, которое мы проводили в Питере. Я там все точки над i расставил, все решения были названы. И естественно, Минфин в курсе и все остальные.
Поэтому давайте дождёмся всего. Но Вы следите за ситуацией. Если будут какие-то проблемы, скажете.
Е.Дитрих: Буду докладывать.
Также на рабочей группе по СМП у Акимова мы договорились, что ещё раз уточним с грузоотправителями грузовую базу и после этого сформируем грузопотоки на Северном морском пути. С учётом этого пункт 3 протокола я хотел бы просить несколько подправить. Поручение было сформулировано на рабочей группе Минэку совместно с Минэнерго, МПР и Минтрансом – по согласованию с операторами арктических проектов подготовить обоснование грузовой базы. После этого мы сделаем прогнозные данные по грузопотокам, как здесь и предусмотрено.
Д.Медведев: А что нужно поменять там?
Е.Дитрих: Здесь не предусматривается подготовка предложений по грузовой базе и синхронизация. Хотел бы просить расширить этот пункт.
Последнее. В пункте 2 предусматривается строительство четырёх ледоколов. На рабочей группе мы говорили о том, что два из них пилотные и два первых можно построить до 2024 года, а остальные, третий и четвёртый, необходимо начать до 2024 года. Сроки их ввода назывались за 2024 годом: 2025-й и далее. В пункте 2 все четыре предложено закончить до 2024 года. У меня всё.
Д.Медведев: У меня один вопрос: что с каботажем и флагом?
Е.Дитрих: Разрешите доложить, Дмитрий Анатольевич. По Вашему указанию, которое было сформулировано на Дальнем Востоке, мы рассмотрели предложения «Новатэка» по тем судам, которые были заложены ранее, чем мы принимали закон о каботаже.
Согласно этим предложениям 15 судов, которые ранее были заложены на иностранных верфях, были описаны, подготовлен соответствующий проект распоряжения Правительства, он сейчас на согласовании, я думаю, мы его до конца года внесём в Правительство.
Насколько понимаю, существует предложение по расширению номенклатуры и перечня судов, которые готовы и хотели бы работать в каботаже. Два обстоятельства, как мы и обсуждали на Дальнем Востоке. Если возникают предложения, мы их рассматриваем. В том случае, если наша промышленность не имеет возможности постройку такого рода судов обеспечить, мы подходим к этим предложениям комплексно и, соответственно, по согласованию со всеми их формулируем. Записывать сейчас тезис о том, что мы беспрекословно разрешаем каботаж, я бы, наверное, не спешил.
Д.Медведев: Позиция ведомства понятна.
Давайте теперь перейдём к позициям компаний.
Л.Михельсон (председатель правления ПАО «НОВАТЭК»): Наши
проекты по СПГ и газовому конденсату с соответствующим оборудованием к 2024
году могут обеспечить годовой объём грузоперевозок порядка 46,5 млн т по Северному морскому пути, это
практически 55% от поставленной цели в 80 млн
т.
Для реализации этих планов требуется развитие инфраструктуры СМП. Необходимо обеспечить создание до 2022 года объектов федеральной собственности. Половина заявленного объёма пройдёт через терминал «Утренний» порта Сабетта, объём государственных инвестиций, как сказал Евгений Иванович (Дитрих) составляет 103 плюс наши вложения в эту портовую инфраструктуру. Но принципиально важный вопрос – не 2023 год, Евгений Иванович, а 2022 год, потому что в 2022 году мы должны из Мурманска протранспортировать первую платформу, линию сжижения, и установить её у причала.
По оценке Минтранса, госинвестиции в реконструкцию подходного канала составляют порядка 8,3. Также необходимо создать портовую инфраструктуру на Камчатке, бухта Бечевинская, и в Мурманске, бухта Ура. Это те точки, которые нам согласовало Министерство обороны. Объём государственных инвестиций в Камчатку довольно значительный, 30,5, в Мурманск – минимальный, порядка 900 млн.
Без своевременного создания данных объектов мы не сможем обеспечивать планируемый грузооборот в установленные майским указом сроки.
Подготовленный Минтрансом план мероприятий по исполнению майского указа в части развития СМП предусматривает госфинансирование до 2024 года в объёме 216 млрд рублей и содержит 11 мероприятий. При этом средства на мероприятия, которые нужно реализовать для обеспечения грузооборота к 2024 году в необходимые сроки, в бюджете не предусмотрены.
Просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поручить определить приоритеты этого плана. В первую очередь, мы считаем, это финансирование, которое предусмотрено в бюджете, строительства пяти атомных ледоколов, а дальше – реконструкция морского канала Обской губы, терминал «Утренний», Камчатка и Мурманск. И обеспечить необходимое финансирование именно в принятом трёхлетнем бюджете на 2019–2021 годы.
Критически важным для развития СПГ-проектов является своевременный ввод ледокольного флота. Надо обеспечить круглогодичное хождение по Северному морскому пути как в западном, так и в восточном направлении. Правительством принята программа ввода трёх ЛК-60 (2017, 2019 и 2020 годы). Но сегодня по факту эта программа сорвана, и задержка первого идёт более чем на два года. Необходимо обеспечить в период с 2019 по 2025 год ввод пяти атомных ледоколов.
Очень хорошо, что сейчас принято софинансирование «Росатомом».
Продление эксплуатации существующего атомного ледокольного флота обеспечит возможность круглогодичной эксплуатации Северного морского пути от Обской губы до Берингова пролива. Именно для проводки судов в Обской губе и в акватории Карского моря мы с «Росатомом» приняли совместное решение о строительстве ещё четырёх (40 МВт) ледоколов на СПГ, собираемся их ввести не позднее 2023 года, чтобы в 2024 году мы смогли ходить уже круглогодично на восток и полностью закрыть западное направление этими четырьмя ледоколами.
Просим Вас, Дмитрий Анатольевич, поддержать и поручить нам реализовать проект ввода этих четырёх ледоколов не позднее 2023 года.
«Ямал СПГ» вышел на полную мощность на год раньше срока, и сегодня работают восемь газовозов Arc7 из запланированных 15, остальные поступят в течение следующего года. Кроме того, производительность линий оказалась на 10% выше плановой цифры 5,5 млн т.
Также, как мы Вам докладывали, мы ведём строительство четвёртой линии, опытно-промышленной, по нашей лицензии мощностью 1 млн т, которую будем вводить в конце года, и поэтому мы вынуждены привлекать к вывозу продукции суда с рынка и организовали перевалку в Норвегии, иначе мы не сумели бы в этот зимний период вывезти весь СПГ и конденсат. Уже сегодня мы видим, что Норвегия из-за наших перевалок СПГ столкнулась с давлением со стороны западных партнёров, поэтому нам нужно как можно быстрее запускать перевалку в бухте Ура. Мы бы планировали мурманскую перевалку вводить не в 2023 году, а в 2022 году. Свою часть мы профинансируем, она составляет 98%, всего около 1 млрд госсредств.
Я бы более детально сказал о вопросе, которого сейчас уже касались, использования нашего флота для перевалки в России.
Д.Медведев: Мы же с вами это обсуждали. Позиция министерства доложена. Я ещё раз к этому вернусь. Мы переговорим на эту тему. Документ, о котором министр сейчас доложил, я так понял, готовится. Я прошу Вас повнимательнее тоже к этому отнестись, принять участие в доработке.
Л.Михельсон: Одна просьба к Евгению Ивановичу, и мы это обсуждали на совещании у Акимова, – разрешить движение судов, которые у нас зафрахтованы, и на трёхлетний период (мы просим именно на трёхлетний период) – судов, привлекаемых с рынка по краткосрочным тайм-чартерам.
Д.Медведев: Поработайте вместе.
Л.Михельсон: Также для обеспечения грузооборота по Северному морскому пути мы приступили к строительству центра крупнотоннажных морских сооружений, на которых будем строить линии для «Арктик СПГ 2». Планируется привлечь к строительству более 800 российских предприятий и создать в Мурманской области порядка 15 тыс. рабочих мест. Объём инвестиций в этот центр планируется более 120 млрд рублей.
Просим рекомендовать Мурманской области предоставить этому проекту льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль на 12 лет. Сейчас принят закон о том, что льготы по налогу на прибыль регионы могут давать только до 2023 года. Мы просим дать поручение Минфину сделать исключение из этого запрета и предоставить право регионам давать льготы по налогу и после 2023 года на проекты, которые связаны с развитием Арктической зоны и увеличением грузооборота по Северному морскому пути.
Развитие производства СПГ обеспечит, как я сказал, 55% от установленных указом 80 млн т. Для обеспечения этого грузооборота просим именно в 2019–2021 годах предусмотреть необходимые средства, чтобы в 2022 году мы ввели необходимую инфраструктуру как в Обской губе, так и в Мурманске и на Камчатке, и принять соответствующее распоряжение. И также поддержать предоставление ЦСКМС (Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений) льгот по налогу на имущество и прибыль.
А.Лихачёв (генеральный директор Государственной корпорации по атомной
энергии «Росатом»): Кратко из трёх частей построю свой
доклад.
Первое. Во исполнение Ваших решений, принятых на Балтийском заводе, мы подготовили обновлённый график, согласованный с Минпромторгом (Юрий Иванович Борисов курирует эту работу), по вводу первого головного, второго, первого и второго серийных универсальных ледоколов со сроками 2019, 2020 и 2021 годы.
Исходим из того, что они обеспечат нынешнее плато (до 2022 года) перевозок по Северному морскому пути. Для выхода на 80 млн т к 2024 году Ваше решение о строительстве третьего и четвёртого серийных также реализуется. Проведены межведомственные консультации, мы определились по цене и срокам реализации, срокам сдачи – это 2024 год. И к 2026 году (конец 2025 года) – по третьему и четвёртому серийным.
Данный проект (третий и четвертый серийные) реализуется с большим привлечением коммерческого финансирования. Необходимые бюджетные средства в проекте бюджета учтены. И, насколько мне известно, Минэкономразвития по итогам совещаний уже внесло предложение о включении третьего и четвёртого серийных в комплексный план развития транспортной инфраструктуры.
Поддержу Леонида Викторовича (Михельсона): достижение 80 млн т и движение к круглогодичному использованию Северного морского пути нам позволит обеспечить введение к 2024 году четырёх ледоколов средней мощности. Они начнут работать в Обской губе, в лёгких западных морях. Мощные ледоколы «Ямал», стоящий здесь, и «50 лет Победы», подходящие новые универсальные ледоколы можно использовать в восточном направлении, в тяжёлых льдах Восточно-Сибирского моря.
Но мощность будет ограничена, и мы выходим к 2027 году на запуск ледокола «Лидер», решение о строительстве которого уже принято, в рамках бюджетного финансирования на заводе «Звезда».
По поднятым вопросам. Я присоединяюсь к выступлению Леонида Викторовича: мы должны до 2024 года получить не два всё-таки, а четыре ледокола средней мощности. Хотел бы подчеркнуть, что все они строятся за счёт коммерческого финансирования, без привлечения бюджетных средств. Нам важно лишь определиться с Министерством промышленности и торговли по тем верфям, которые способны выдержать эти сроки. Для нас они критически важны, поскольку финансирование коммерческое и любая задержка, любой уход вправо – это серьёзный риск и для инвестиционных проектов, и для финансовых показателей госкорпорации. В этом смысле поддерживаем в проекте решения соответствующий пункт – в третьем разделе №2 – и готовы оказать Минпромторгу всяческое содействие.
Понимаем, что вслед за головным «Лидером» должны пойти серийные. Их ввод и сроки запуска критически зависят не от прогнозов, а от конкретных дат и сроков наращивания перевозок в восточном направлении за горизонтом 2025 года.
Ровно год назад, Дмитрий Анатольевич, на Совете Безопасности вы рассматривали этот вопрос. Тогда мы докладывали прогнозы, в результате этого родилось чёткое поручение Правительства, указ Президента о 80 млн т в 2024 году. Нам бы очень хотелось, чтобы мы за ближайшее время сделали такую же работу и чёткий прогноз в горизонте до 2040 года с учётом задействования мощностей ледоколов уровня «Лидер».
В этом смысле также поддерживаем третий пункт третьего раздела, поручающий ряду ведомств с нашим участием и с недропользователями подготовить прогнозные данные по грузопотокам в восточной зоне.
И в заключение позвольте, Дмитрий Анатольевич, доложить: Госдума сегодня в третьем чтении единогласно приняла закон, законодательный пакет, направленный на наделение «Росатома» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути. Без сомнения, Евгений Иванович Дитрих об этом знает. С большой вероятностью можно сказать, что мы войдём в новый год с обновлённым законодательством по одному из полномочий. Комплексный план развития Северного морского пути во исполнение закона должен перейти Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Мы уже ведём эту работу, анализируем и готовы вместе с Минтрансом ответить на те вопросы, которые Евгений Иванович ставил в своём выступлении.
Д.Медведев: И по железнодорожной составляющей – Александр Сергеевич Мишарин, первый заместитель генерального директора «РЖД».
А.Мишарин: Комплексным планом расширения транспортной инфраструктуры и долгосрочной программой «РЖД» предусмотрено два крупных проекта развития железнодорожных подходов к портам Арктики. Первый – развитие железнодорожных подходов к Мурманску (инвестиции – 63 млрд рублей) практически с двукратным увеличением объёма перевозок – до 45 млн т. И второй (сегодня о нём уже много говорили) – строительство железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым, проект «Северный широтный ход». В увязке запланирована реконструкция линии Лабытнанги – Котлас – Коноша. В результате объединяются железнодорожные транспортные системы европейской части России, Урала и Западной Сибири. Мы формируем ещё один переход, коридор более 2,5 тыс. км здесь, на севере. У нас есть только на юге страны. Общий прогнозируемый объём перевозок по нему составляет 24 млн т, формируется возможность выхода к арктическим портам, в первую очередь к порту Сабетта.
Объём инвестиций составляет 236 млрд рублей, сроки строительства – 2018–2022 годы. Проект структурирован таким образом, что основные участники – ОАО «РЖД», «Газпром» и ЯНАО – финансируют объекты собственной железнодорожной инфраструктуры, а строительство новых осуществляется специально созданной компанией. 15 сентября подписано концессионное соглашение между железнодорожным агентством и СПК. По этому соглашению СПК за счёт собственных и привлечённых средств (49% в СПК «РЖД» принадлежит) следующие объекты делает: железнодорожную часть мостового перехода через реку Обь с железнодорожными подходами, участок железной дороги Салехард – Надым и железнодорожную часть мостового перехода через реку Надым.
Кроме этого «РЖД» финансирует развитие подходов Северной и Свердловской дорог. «Газпром» профинансирует развитие железнодорожного участка Надым – Хорей. И ЯНАО в рамках проекта уже профинансировал строительство мостового перехода через реку Надым, его автодорожной части, а также профинансирует строительство автодорожной части мостового перехода через реку Обь. Мы сегодня обсуждали: около 60 млрд уже вложено в проект.
Кроме этого сегодня разрабатывается технология для работы этого пути на севере. «РЖД» осуществляет функции перевозчика – с созданием нового подвижного состава. График финансирования и реализации существует, мы идём в принципе по плану. Важная часть – это выкуп земли и предоставление её со стороны концедентов. Финансирование этого проекта предусмотрено со стороны бюджета – 12,7 млрд рублей (из них 900 млн – на 2019-й и 9 – на 2020 год). Пока в проекте бюджета их нет. Хотя в концессионном соглашении есть. Просьба в первую очередь предусмотреть деньги железнодорожному агентству на выкуп земли.
<…>