В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Начнём с вопросов, которые являются традиционными, периодическими, я имею в виду блок вопросов, которые касаются ФЦП, ФАИП и бюджета. Мы такой анализ проводим ежеквартально.
Несколько моментов, которые, к сожалению, в чём-то носят традиционный характер, поскольку показывают некие периодически повторяющиеся проблемы. Первое. Сейчас у нас в работе 24 ФЦП по важнейшим направлениям – это энергетика, транспорт, информационно-коммуникационная структура, социальная инфраструктура, жильё, технологическая база и так далее. Общий объём финансирования из федерального бюджета по открытой части в этом году составляет приблизительно полтриллиона рублей – средства немаленькие. Эффективность всегда требует внимания и концентрации.
По оценке Минэкономразвития, только по 13 ФЦП деятельность
государственных заказчиков может оцениваться как хорошая, по 8 ФЦП – удовлетворительная,
по двум – недостаточно эффективная.
Это тоже для нас не новость. Госзаказчики этих программ (Минобрнауки и «Роскосмос»)
должны, соответственно, ситуацию исправлять. Нужно меры принять и доложить
до конца года.
Повестка заседания
В этом году мы несколько отстаём по кассовому исполнению ФЦП, если сравнивать с прошлым годом, но не очень значительно. А вот показатели софинансирования из региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников по сравнению с прошлым годом даже несколько улучшились. Это хорошая тенденция, её по возможности надо поддерживать.
Второе по ФАИП – Федеральной адресной инвестиционной программе. На её выполнение в этом году из федерального бюджета направлено более 320 млрд рублей. Строятся или модернизируются более 1300 (1343) различных объектов, 500 – должны быть введены в эксплуатацию до конца года. По этому параметру дела складываются по-разному. Прошла бóльшая часть года, а в эксплуатацию сдано значительно меньше объектов, чем планировалось. И это, к сожалению, тоже распространённая история. Коллеги, которые за всё это отвечают, я имею в виду – руководители ведомств, знают ситуацию по своим контрактам. Нужно её максимально оперативно исправить. Ускорить проведение необходимых конкурсных процедур там, где это ещё не прошло, заключение госконтрактов.
Участники заседания
-
PDF
132Kb
Список участников заседания Правительства, 5 декабря 2018 года
Третье – исполнение федерального бюджета. В целом результаты по большинству показателей лучше прогнозных. Назову несколько цифр. Напомню, что впервые за несколько лет, точнее, с 2014 года, мы вышли на профицитный бюджет. По итогам трёх кварталов это порядка 2,6 трлн рублей, или 3,5% ВВП.
Напомню, что в прошлом году за такой же период, то есть за девять месяцев, дефицит был на уровне 220 млрд рублей – около 0,3% ВВП. Два года назад, в 2016 году, дефицит превышал 1,5 трлн рублей.
Доходы составили почти 14 трлн рублей – на 5,5% больше, чем планировалось. Свою роль сыграли более высокие цены на нефть и лучшая динамика курса рубля. Но не только это. Напомню, что у нас более половины бюджета формируется за счёт доходов, которые не связаны с экспортом нефти и газа. В основном это налоги, которые прежде всего зависят в целом от экономической ситуации в стране, а не от цен на нефть, хотя, конечно, здесь тоже есть известная корреляция.
За девять месяцев израсходовано более 11 трлн рублей. Это две трети от плана, от уточнённой бюджетной росписи. Показатели кассового исполнения чуть лучше, чем в предыдущие годы, хотя и не такие высокие, как нужно было бы. Минфину вместе с другими ведомствами необходимо ещё раз в этом направлении поработать.
Из других вопросов. Мы обсудим два законопроекта, которые касаются дальнейшей цифровизации государственных услуг. Первый документ внедряет в сферу лицензирования так называемую реестровую модель, то есть в реестр вносится каждая новая лицензия в электронном виде. В бумажном виде лицензий больше не будет. И в случае необходимости владелец получает выписку, как это делается, например, при подтверждении права собственности на квартиру или землю.
Реестр является открытым, общедоступным. Проверить своего контрагента или партнёра можно будет через запрос. Такая схема существенно упрощает обмен информацией для бизнеса. И в целом сократится, надеюсь, здесь бумажный документооборот, равно как и затраты на обработку и хранение документов. Нужны в этом случае коррективы в Налоговый кодекс, на это направлен второй законопроект.
Ещё один законопроект касается территорий опережающего социально-экономического развития. Там несколько изменений. Во-первых, ТОР смогут включать в свои границы прилегающую территорию различных водных объектов – морей, озёр, водохранилищ. Я во время встреч на Дальнем Востоке сталкивался с обращениями на эту тему, поскольку сейчас водные пространства не включаются в ТОР.
Конечно, это должно происходить, если мы на это пойдём, после согласования с профильными ведомствами. Это позволит запустить больше проектов в разных сферах – от туризма до выращивания аквакультуры. И будет проще заниматься развитием гидротехнических сооружений.
Во-вторых, оптимизируем работу контрольно-надзорных органов, сократим сроки, на которые могут быть продлены проверки в отношении резидентов ТОР: для малых предприятий – не более чем на 30 часов, для остальных – не более чем на 15 рабочих дней. Соответствующие изменения будут внесены в закон о свободном порте Владивосток. Надеюсь, всё это повысит эффективность работы по развитию ТОР.
Также у нас сегодня вопрос ратификации соглашения между правительствами России и Республики Беларусь. Оно было подписано в мае этого года, чтобы иностранные болельщики могли в упрощённом порядке посетить чемпионат мира по футболу и Европейские игры в следующем году в Белоруссии. Речь идёт о пересечении границ без виз и так далее. Там шли разные согласования.
В целом действие подобных подходов доказало свою эффективность. Соответствующий документ сегодня выносится. С учётом его применения подготовлено более широкое соглашение о взаимном признании виз, которое нужно будет рассмотреть, видимо, уже в ближайшее время, на Совете Министров Союзного государства.
Мы распределим гранты для поощрения регионов, которые добились наилучших результатов по развитию своего потенциала.
Ещё один законопроект касается субсидий регионам, которые идут на ежемесячные выплаты семьям, где родился или был усыновлён первый ребёнок. Федеральным бюджетом на эти цели в этом году направляется 21 млрд рублей. Сегодня мы перераспределим 1,2 млрд рублей между 28 регионами в связи с уточнением потребности в таких выплатах.
М.Орешкин: Отчёт за девять месяцев, отчёт в начале декабря, – это на самом деле последняя возможность исправить те проблемные истории, которые у нас есть. Я в первую очередь в своём докладе обращу внимание именно на них. Тем более, Дмитрий Анатольевич, Вы во вступительном слове уже часть позитивных фактов по исполнению ФЦП отметили.
Начну с позитива. Особенность ФЦП – это взаимосвязанные мероприятия, направленные на достижение конкретных целей. У нас есть очень хорошие примеры. Например, переход от аналогового вещания к цифровому, завершение работ, связанных с уничтожением химоружия. Здесь цели, которые ставились, выполнены, и это показывает, что в данном случае этот механизм сработал эффективно.
У нас сейчас идёт интеграция механизма федеральных целевых программ и государственных программ, и в целом нам по донастройке этого механизма предстоит ещё довольно многое сделать, чтобы обеспечить такую связанность, результативность и у госпрограмм.
Теперь о проблемах. Две ФЦП, которые у нас реализуются наименее успешно. ФЦП «Космодромы»: здесь главная причина – это неготовность документации и отсутствие корректировки программы. Вторая программа – это «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Здесь главная причина, которая помешала нормальному исполнению и движению по этой ФЦП, – это реорганизация Минобрнауки, которая затормозила многие процессы.
Много мы говорим о сроках введения новых объектов, которые реализуются в рамках ФАИП. У нас к 1 ноября уже было введено 66 объектов, ещё 236 объектов будет введено до конца года. Однако по 104 объектам выявлены риски неввода в установленный срок. В зоне риска находится Минтранс – это 14 из 24 объектов по Росавиации, 12 из 26 объектов по Росморречфлоту. И Минкультуры – это 22 объекта из 28.
Мы неоднократно говорили об этой проблеме, когда рассматривали отчёт за шесть месяцев. Вы, Дмитрий Анатольевич, дали поручение об установлении административной ответственности руководителей ведомств за срыв ввода объектов.
Сейчас такие основания для привлечения могут появиться: если в оставшееся время до конца года проблема не будет решена, то в соответствии с действующим порядком Счётная палата должна будет обратиться в Генпрокуратуру по этим фактам, что может повлечь наложение штрафа на должностные лица в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного до двух лет.
Времени здесь осталось мало, ведомствам, конечно, необходимо принять срочные меры.
Кроме неввода объектов на эффективность капитальных вложений негативно влияет ряд других проблем. У нас есть пять укрупнённых мероприятий на сумму больше 200 млн рублей – это Росавтодор и Росморречфлот в основном, там не обеспечена детализация объектов, по 10 объектам не обеспечено подтверждение проектной документации – это 2 млрд рублей (это Минкультуры, Минздрав, Росавтодор, Минобрнауки и Минпромторг).
В конце года эти средства вернутся в бюджет. Здесь, конечно, нужно повышать оперативность работы и в дальнейшем не допускать таких ситуаций. Особенно учитывая, что в следующем году нам предстоит реализация 12 нацпроектов. Важно, чтобы планы, которые там устанавливались, реализовывались в срок и достигался тот результат, который запланирован.
<…>