Первый вопрос повестки – о ходе реализации мероприятий, связанных с расширением производства сжиженного газа в Российской Федерации с целью увеличения доли экспорта природного газа на мировом рынке.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Александра Новака о развитии производства и экспорта сжиженного природного газа
Сообщение председателя правления ПАО «Новатэк» Леонида Михельсона
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Начнём с вопроса, который имеет большое значение для развития страны, – он не относится к стандартной повестке дня заседания Правительства, но тем не менее весьма важен – это производство и экспорт сжиженного природного газа.
В последние годы на мировом рынке растут продажи СПГ. Только в прошлом году объёмы торговли увеличились на 12%. И большинство долгосрочных прогнозов указывает на то, что эта тенденция сохранится. В пятилетней перспективе торговля сжиженным газом может увеличиться почти на треть. Причём, по всей видимости, будет расти и доля СПГ в общем потреблении газа.
Повестка заседания
В этом контексте наша задача – занять свою нишу на этом рынке, несмотря на то что мы являемся крупнейшим производителем обычного, так называемого трубного, газа. И для этого нам нужно принять долгосрочные решения. Пока доля нашей страны на рынке СПГ невелика. В прошлом году она составила около 6%. В последующие годы, в ближайшие 15 лет и далее, мы будем стремиться нарастить её до 17–20% – посмотрим, как эти процессы пойдут.
Глобальная конкуренция на рынке сжиженного газа весьма острая. Страны-экспортёры направляют инвестиции в отрасль. Активно работают Катар, Австралия, Малайзия, целый ряд других стран. Я уж не говорю о Соединённых Штатах Америки с их агрессивной и нарушающей подчас все правила стратегией продвижения своего газа на европейский рынок. Поэтому ситуация требует от нас максимального внимания и решительных действий.
Участники заседания
-
PDF
154Kb
Список участников заседания Правительства, 25 октября 2018 года
Нам предстоит расширить производственные мощности, создать дополнительную инфраструктуру хранения и средств доставки газа. Обеспечить технологические условия. Выработать эффективную экспортную стратегию.
В настоящий момент мы успешно реализуем ряд проектов. Крупнейшие из них – «Сахалин-2» и «Ямал СПГ». Оба завода абсолютно уникальные, созданы в тесной международной кооперации – с европейскими странами, с теми же Соединёнными Штатами, Японией, Китаем. Суммарная проектная мощность российских производств составляет около 21 млн тонн в год. Но она должна расти. Этого явно недостаточно. Чтобы выйти в лидеры рынка, нужно запускать новые проекты, создавать условия для сбыта.
Расширение производства СПГ – это важная составная часть инфраструктурного развития всей страны. Новые предприятия создаются подчас в экстремальных условиях Крайнего Севера, служат основой для роста доходов регионов, предлагают востребованные, хорошо оплачиваемые рабочие места. При помощи таких проектов мы осваиваем и Арктическую зону, и Северный морской путь, формируем долгосрочный заказ на танкерный и ледокольный флот. Создаём новые ниши для инженеров, технических специалистов.
Сегодня коллеги об этом доложат. Выступят Министр энергетики Александр Новак и руководитель компании «Новатэк» Леонид Викторович Михельсон как представитель этой отрасли.
Несколько моментов хотел бы подчеркнуть в этом контексте.
Производство и экспорт сжиженного газа – достаточно новое направление энергетики. Здесь впервые формируются компетенции, отрабатываются инновационные технологии. Особое внимание нужно уделить локализации критически важного оборудования. Речь идёт и о новых технологиях, и о возможностях для хранения и транспортировки.
При этом хочу подчеркнуть, что производство и экспорт СПГ не должны развиваться в ущерб трубопроводному газу. Естественно, мы не должны конкурировать сами с собой.
Второе. Нужно следить, где в мире будет формироваться спрос на сжиженный газ. Это касается и географии, и отраслей. Очевидно, что основная часть спроса придётся на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в меньшей степени – на Европу (с учётом истории развития газоснабжения Европы). Наша близость к этим рынкам (я имею в виду и АТР, и Европу) даёт нам определённые конкурентные преимущества.
И весьма перспективной для применения СПГ является сфера транспорта. Это бункеровка морских судов, грузовой транспорт, электроэнергетика, которая с этим связана, и так далее.
Конечно, в процессе этой работы нужно уделять внимание внутреннему рынку. Это касается и газификации удалённых населённых пунктов, которые не имеют доступа к сетевому газу (в этом смысле такой газ может быть весьма востребован), и более массового использования газа как экологичного вида топлива.
Далее. Сегодня в повестке дня корректировка текущего трёхлетнего бюджета – исходя из результатов работы за три квартала и ожидаемых итогов года. Мы рассчитываем, что результат по динамике роста экономики не будет сильно отличаться от наших первоначальных планов.
Что же касается бюджета, то положительные изменения будут более существенными. Во многом, конечно, благодаря ценам на нефть и плавающему курсу рубля. Но не только. Мы видим рост поступления налогов, который отражает позитивные изменения внутри экономики. Укрепление внутреннего спроса и увеличение доходов бизнеса. Ожидаем, что по итогам года доходы бюджета вырастут почти на 1,9 трлн рублей.
У нас продолжает действовать бюджетное правило с достаточно строгой ценой отсечения по нефти. Благодаря росту доходов, которые не связаны с нефтью и газом, мы сможем увеличить и расходы бюджета. В номинальном выражении они будут повышены на 212 млрд рублей. В сфере здравоохранения вырастут расходы на приобретение медицинского оборудования. Мы также увеличим расходы на образование, на развитие промышленности, транспортной системы, науки и технологий и целый ряд других направлений. Это всё, конечно, позитивные вещи, которые связаны с поступлением дополнительных доходов.
Следующая тема касается расселения аварийного жилья. Эта задача обозначена и в майском указе Президента, и в Основных направлениях деятельности Правительства. В следующем году мы продолжим масштабную программу по переселению людей из аварийного жилья. Мы уже расселили больше 10,5 млн кв. м, а значит, улучшили жизни сотен тысяч людей по всей стране. Планируем расселить ещё более 9,5 млн кв. м жилья, которое признано до 1 января 2017 года непригодным. Оператор этой программы – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня обсудим законопроект, который с этим связан.
Есть ряд других законопроектов. В частности, по улучшению ситуации на дорогах. Мы делаем более жёсткой ответственность водителей, которые скрываются с места дорожно-транспортного происшествия, где пострадали или погибли люди. В этих случаях невозможно точно установить, был водитель в состоянии опьянения или нет. Поэтому, согласно действующим нормам УК, его автоматически считают трезвым, что позволяет уйти от более сурового наказания, поскольку состояние опьянения, как известно, рассматривается как отягчающее вину обстоятельство. И Конституционный Суд на это обратил внимание.
Мы обсудим поправки в Уголовный кодекс, а также в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы исключить конкуренцию норм. Административная ответственность должна наступать только в том случае, если водитель уехал с места ДТП, где не было жертв. Это, напомню, ведёт к лишению прав или к административному аресту. Во всех прочих случаях предполагается применение более строгой ответственности, то есть уголовной.
Выделяются деньги на поддержку регионов. Направим 5 млрд рублей на закупку автомобилей скорой медицинской помощи. Это позволит регионам закупить ещё не менее 800 скорых, а также поучаствовать в приобретении порядка 1200 автобусов. Мы тем самым практически удвоим закупки таких автомобилей.
И школьные автобусы, и скорые будут закупаться исключительно у российских производителей, поступят во многие регионы нашей страны (в 75 регионов – скорые и в 72 региона – школьные автобусы). Конечно, это позволит поддержать и наш автопром.
Также целый ряд других решений в повестке дня, в том числе по выделению денег. Давайте их рассмотрим.
Начнём с вопроса, связанного с расширением производства сжиженного природного газа.
Александр Валентинович (обращаясь к А.Новаку), пожалуйста, Вам слово.
А.Новак: В настоящее время большинство экспертов сходится в мнении, что спрос на природный газ будет устойчиво расти с сегодняшних 3,7 трлн куб. м газа до более чем 5 трлн куб. м газа в 2035 году, этот прирост составит более 40%. Это означает, что доля газа как одного из наиболее доступных и чистых источников энергии в мировом энергобалансе вырастет с сегодняшних 23% до 26%. При этом, как уже сказал Дмитрий Анатольевич, наиболее активно развивающимся сегментом будет поставка природного газа именно в сжиженном состоянии.
Россия, как известно, сегодня уверенно занимает лидирующую роль на мировом газовом рынке как по запасам, так и по добыче и экспорту газа. При этом в структуре экспорта российского газа более 90% приходится на газ, поставляемый трубопроводным транспортом.
Стратегия развития газовой отрасли подразумевает сохранение лидирующего положения Российской Федерации на мировых рынках. Наряду с расширением поставок газа по экспортным трубопроводам в наши планы входит значительное увеличение доли России на динамично развивающемся мировом рынке сжиженного природного газа – до 15–20% от уровня прошлого года. Это означает, что мы должны войти в тройку лидеров стран – экспортёров СПГ. В целом по экспорту газа, как я уже сказал, мы занимаем первое место.
Назову несколько цифр о самом рынке газа. За последние 10 лет потребление природного газа в мире выросло на 20%. При этом темпы потребления сжиженного природного газа были в 3,5 раза выше, чем темпы потребления в целом газа. То есть рост спроса составил 70%. При этом количество стран – потребителей сжиженного природного газа в мире выросло с 17 до 40%, более чем в два раза.
К 2035 году мировой спрос на СПГ ещё удвоится и составит около 600 млн т. Основным локомотивом станет Азиатско-Тихоокеанский регион. Китай и Индия совокупно покроют более 50% прироста спроса на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В результате доля СПГ в мировой торговле вырастет с сегодняшних 35% от общего объёма торговли газом до 51% к 2035 году.
При этом, что очень важно, строящиеся и одобренные на сегодня проекты СПГ-заводов в мире обеспечивают потребности в газе только до середины следующего десятилетия. После этого периода появляется окно возможностей, для удовлетворения растущего спроса в мире необходимо будет построить ещё заводы мощностью как минимум 250 млн т, или добавить почти 85% к сегодняшнему уровню.
Считаю, что Россия может обеспечить до 40% этого нового спроса и наши проекты обладают необходимыми конкурентными преимуществами, что касается себестоимости добычи и развития транспортной инфраструктуры.
Сегодня Россия уже представлена на мировом рынке двумя проектами, о них сказал Дмитрий Анатольевич, – это «Сахалин-2» и «Ямал СПГ», первые две очереди. Совокупная доля на мировом рынке СПГ составляет около 6%.
Для укрепления позиции России на мировом рынке до 2025 года будет запущено ещё три проекта. К ним относятся: «Арктик СПГ 2», «Балтийский СПГ», расширение производства СПГ на Дальнем Востоке. Суммарная мощность составит 41,2 млн т. В целом это позволит нарастить долю российского СПГ на рынке до 15% к 2025 году. Совокупная мощность других возможных российских СПГ-проектов составляет ещё 49 млн т. Среди них наиболее крупные – это «Арктик СПГ 3», «Печора СПГ». В перспективе, в планах – реализация проекта «Штокман СПГ».
Важно, что Россия обладает необходимой ресурсной базой для расширения производства сжиженного природного газа. Запасы только в Ямало-Ненецком автономном округе оцениваются в 38,5 трлн куб. м газа, из которых для производства сжиженного природного газа и достижения наших целей достаточно использовать пятую часть этих запасов, чтобы обеспечить производство более 120 млн т СПГ.
Программа развития производства СПГ является, безусловно, комплексным проектом, который включает в себя не только строительство заводов, но и масштабное развитие транспортной инфраструктуры, машиностроительной отрасли, производство отечественного оборудования. Её реализация будет иметь огромный мультипликативный эффект на всю экономику, поскольку задействует смежные отрасли, создаёт новые высококвалифицированные рабочие места и стимулирует НИОКР.
«Ямал СПГ» стал первым якорным проектом развития Северного морского пути, новой транспортной артерией, которая в перспективе может изменить логистику мировой торговли между Европой и Азией. Сегодня Северный морской путь позволяет сократить путь из Азии в Европу для энергоносителей и товаров из Европы в Азию примерно на 1/3. Сегодня через Северный морской путь идёт всего 6–9 млн т. Цель, стоящая перед нами, амбициозна – выйти на уровень 80 млн т трафика в год, из которых 50 млн т будет составлять трафик СПГ и конденсата, добытого на полуостровах Ямал и Гыдан.
Безусловно, развитие Северного морского пути невозможно без активного вовлечения атомного флота Российской Федерации и его развития. Более того, огромный заказ на ледоколы – до пяти универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт, до трёх атомных ледоколов класса «Лидер» мощностью 120 МВт.
С целью развития научной и производственной базы, связанной с освоением Северного морского пути, Министерством промышленности и торговли совместно с «Росатомом» разработана программа по развитию судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений. Она была утверждена Правительством Российской Федерации в марте 2017 года. В рамках неё предусматривается строительство атомного ледокольного флота. Кроме того, для обслуживания «Арктик СПГ 2» планируется заказать газовозы класса Arc7 на российской верфи «Звезда».
Ещё один важный элемент реализации мероприятий по развитию производства СПГ – строительство перевалочных СПГ-терминалов на Камчатке и в Мурманске. Они позволят максимально реализовать арктический потенциал при снижении операционных затрат по транспортировке СПГ за счёт перевалки с арктических судов класса Arc7 на обычные газовозы.
Развитие
перевалочных баз позволит также комплексно
подойти к решению поставленных Правительством Российской Федерации задач по доведению
в перспективе уровня газификации регионов Дальнего Востока до среднероссийского уровня, а также будет способствовать
решению проблемы газификации Мурманска.
Кроме того, в точках расположения перевалочных пунктов и на протяжении Северного морского пути потребуется создание объектов портовой инфраструктуры, углубление каналов, реновация арктических портов.
Не менее важным является развитие смежной индустрии по производству СПГ-оборудования и локализации технологий. Это необходимо в связи с отсутствием собственных технологий по сжижению газа, дефицитом экономически эффективных ресурсов и отсутствием в России лицензиаров, владеющих собственной технологией сжижения для крупнотоннажного производства СПГ.
Правительство совместно с бизнесом работает над решением этой проблемы.
«Новатэк» совместно с Минпромторгом и руководством Мурманской области планирует запустить центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Там будут производиться гравитационные и погружные платформы, на которых будет размещаться оборудование по производству, хранению и отгрузке СПГ. Мощности центра будут использованы также для производства морских сооружений различного назначения для освоения Арктики. В этом центре будет производиться ремонт и обслуживание морской техники и оборудования, которое используется для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений.
В целях локализации критически важного оборудования для средне- и крупнотоннажного производства СПГ и строительства судов-газовозов подготовлена Министерством промышленности и утверждена Правительством Российской Федерации в августе этого года «дорожная карта».
В настоящее время российскими машиностроителями и металлургами самостоятельно и в кооперации с иностранными партнёрами уже разработаны мероприятия и осуществляются реальные шаги по производству материалов и оборудования для производства СПГ. Это оборудование для очистки и осушки сырьевого газа, металлоконструкции, электротехническое оборудование, компрессоры, криогенные теплообменники. В этом участвуют наши компании «Северсталь» (осваивает выпуск специальных криогенных сталей), «Силовые машины» (создают совместное предприятие с Linde для выпуска основных криогенных теплообменников), группа «ГМС» (осваивает выпуск линейки центробежных насосов), «Криогенмаш» и «Казанькомпрессормаш» (осваивают производство критических позиций оборудования СПГ и собственную технологию сжижения с использованием смешанного хладагента). В целом планируется привлечь более 800 предприятий к процессу освоения производства.
Согласно экспертной оценке производителей СПГ в Российской Федерации, создание отечественных компетенций будет означать, что до 80% основного объёма оборудования и материалов может быть обеспечено российскими предприятиями уже в ближайшее время, а по критическим позициям – в течение следующих пяти-семи лет, и это практически полностью устранит зависимость от импорта.
В заключение хотел бы сказать о положительных социально-экономических эффектах реализации программы и предложениях.
Комплексная программа развития производства СПГ нашла отражение в проекте доктрины энергетической безопасности. Также внесены предложения по корректировке стратегии развития газовой отрасли и стратегии развития топливно-энергетического комплекса.
В целом реализация программы позволит обеспечить до 2035 года более 10 трлн рублей инвестиций, ежегодное увеличение экспортной выручки до 35 млрд долларов, создание отечественных технологических компетенций, а также дополнительные рабочие места и налоговые поступления в бюджет.
В конце прошлого года прошло совещание в Сабетте под руководством Президента Российской Федерации о развитии СПГ. На основе поручений, которые были даны, Правительство разработало комплексный перечень поручений, в рамках которых сегодня ведётся работа федеральными органами власти.
Что, на наш взгляд, необходимо дополнительно сделать?
Дополнительно, я считаю, необходимо проработать вопросы ускорения вовлечения в разработку ресурсов Арктики; рассмотреть возможность совершенствования механизма применения повышающего коэффициента для проведения геологоразведки в Арктике в части вычета затрат из базы налога на прибыль (это мы уже обсуждали неоднократно, предлагаем ещё раз к этому вернуться); рассмотреть возможность ускорения срока амортизации геолого-разведочного оборудования и предоставления льгот по уплате налога на имущество в части оборудования, используемого инновационными компаниями при проведении геолого-разведочных работ в Арктике.
Также, считаю, необходимо рассмотреть вопросы дополнительного стимулирования создания полигонов и стендов для испытания технологий и оборудования для средне- и крупнотоннажного производства СПГ – такие предложения есть на сегодняшний день от «Росатома». Проработать вопрос о государственной поддержке развития инфраструктуры Северного морского пути, включая расширение существующего морского канала в порту Сабетта, а также необходимой инфраструктуры для перевалочных баз СПГ в Мурманске и на Камчатке. А также синхронизировать программу развития атомного ледокольного флота с программой развития производства СПГ и других углеводородных ресурсов Арктики.
В целом реализация ранее данных поручений и этих предложений создаст абсолютно новую отрасль СПГ в России с отечественными технологиями.
Прошу поддержать.
Л.Михельсон: Согласно распоряжению Правительства от 2010 года «Новатэк» реализует два крупнейших проекта – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». Введена первая линия в прошлом году, вторая линия – в августе, и третью линию мы вводим в декабре, практически на год раньше срока.
В связи с ранним вводом проекта потребуется привлекать газовозы для вывоза СПГ на рынки. В связи с этим просим внести соответствующие изменения в Кодекс торгового мореплавания, которые разрешат это делать.
Также очень важно, что нами принято решение о строительстве четвёртой линии в рамках проекта «Ямал СПГ». Это опытно-промышленная линия, до 1 млн тонн, она – по лицензии «Новатэка» будет сделана полностью на российском оборудовании.
Мы приступили к проекту «Арктик СПГ 2». Как было сказано Александром Валентиновичем (Новаком), новая технология – на гравитационных платформах. Будет монтироваться в Мурманске и транспортироваться на Утреннее месторождение на Гыданском полуострове. В этом проекте мы планируем оставить за собой 60%. 10% – уже подписано соглашение о вхождении в проект Total. Ведём переговоры с целым рядом других потенциальных партнёров о вхождении в данный проект.
Главное наше конкурентное преимущество – низкая себестоимость добычи газа. Она на сегодняшний день где-то в 2,5 раза меньше стоимости котировок Henry Hub. Уникальная концепция новых линий СПГ и локализация. Мы считаем, что сумеем добиться значительной конкурентоспособности и по самому сжижению.
Во исполнение поручения Президента от 8 декабря и принятой «дорожной карты» мы работаем вместе с Минпромом, с российскими предприятиями – работаем над её реализацией. Адаптируем технические требования к проекту под российских поставщиков уже сейчас, на стадии разработки проекта. По результатам проведённого технического аудита целый ряд российских предприятий были квалифицированы как возможные поставщики для производства СПГ. В августе – сентябре этого года мы совместно с Минпромторгом провели две конференции – в Челябинске и Нижнем Новгороде – с потенциальными производителями оборудования.
Здесь было отмечено, что одна из критических задач сегодня – создание стендовой базы для испытания криогенного оборудования, которое будет производиться на заводах. В настоящее время в мире такая стендовая база имеется только в Соединённых Штатах Америки.
В рамках конференции в Нижнем Новгороде мы рассмотрели этот вопрос, и «Росатом» готов построить на своей базе для всех производителей такой стенд. Просят помощи Правительства в финансировании. Мы поддерживаем это предложение.
Линии СПГ на основаниях гравитационного типа будут сооружаться на верфи в Мурманске. Мы уже начали строительство этого объекта. Объём инвестиций в эту базу (как мы её называем, «завод по строительству заводов») нами оценивается примерно в 120 млрд рублей, она будет сделана самим «Новатэком», без партнёров.
Также было отмечено, что реализация проекта привлечёт, по нашим оценкам, до 800 российских предприятий, а центр в Мурманске будет как бы интегратором всего этого оборудования. В самом Мурманске планируется создать порядка 15 тыс. рабочих мест, 80 тыс. – в целом по России.
Стратегией «Новатэка» предусмотрено 57 млн тонн к 2030 году. Может быть, мы в будущем пересмотрим эту планку в сторону увеличения. Только это за ближайшие 10 лет принесёт дополнительно 1,5% роста ВВП страны и 30 млрд долларов – увеличение экспортной выручки.
Д.Медведев: Нужно до этого, так сказать, ещё добраться. Спасибо за информацию. Будем иметь в виду то, что делает наша крупнейшая компания по производству СПГ, корректируя наши подходы и планы.
В Краснодарском крае, на Кубани, довольно серьёзное стихийное бедствие. Уже два человека, к сожалению, погибли. Есть пострадавшие, есть люди, которые без крова остались. Туда вылетел Министр по чрезвычайным ситуациям. Я просил бы всех, кто отвечает за организацию процесса оказания помощи региону, в этот процесс включиться, посмотреть как вопросы социальной поддержки, так и технологические вопросы, включая восстановление газоснабжения, восстановление дорог и мостов, потому что там есть уже с этим проблемы, в районе Туапсе. Посмотреть на транспортную инфраструктуру в целом, посмотреть на связь. Просил бы всем этим вместе заняться.