Д.Медведев: «Фонд "Сколково" – это системообразующий элемент российской инновационной среды. Сегодня в портфеле "Сколково" – почти 1900 стартапов. Выручка компаний-резидентов уже превысила 250 млрд рублей. Создано 33 тыс. новых рабочих мест. В инфраструктуру привлечено более 100 млрд рублей внебюджетных инвестиций».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня большой день в «Сколково». Помимо «Открытых инноваций» мы договорились провести заседание попечительского совета фонда «Сколково», чтобы обсудить, как проект развивается, и поговорить о стратегии работы в общем плане. Задачи на будущее сформулировать.
Фонд «Сколково» теперь уже все знают – это системообразующий элемент российской инновационной среды. Это самая современная инфраструктура. Достаточно в окно посмотреть, чтобы убедиться в том, что этот, по сути, отдельный город, который называют «Сколково», состоялся. Это сообщество резидентов и сеть их международных партнёрств. «Сколково» – этот в целом успешный проект с международным именем – уже признанный факт.
Каждый год здесь что-то меняется, причём меняется к лучшему: строится новая инфраструктура, жильё, появляются представительства зарубежных компаний. Заработал крупнейший в Европе технопарк. Открыта гимназия, причём очень популярная. Считается, что там хорошее образование.
Участники заседания
-
PDF
130Kb
Список участников заседания Попечительского совета Фонда «Сколково» 16 октября 2018 года
В этом году, я был тому свидетелем, введена первая очередь нового здания Сколтеха – это 130 тыс. кв. м аудиторий, офисов, лабораторий и студенческих центров. Причём сделано всё это совершенно по-новому, очень интересное архитектурное решение и образовательные решения.
Сдан диагностический центр Международного медицинского кластера. Мы с Сергеем Семёновичем (Собяниным) его посещали. Производит очень сильное впечатление и сам центр, и персонал, который там работает, и оборудование.
На днях открылся деловой центр «Амальтея», где сейчас проходит форум «Открытые инновации», идут дискуссии на различных площадках.
На пленарной сессии форума звучали соображения о том, какие технологии и как будут менять наше будущее. Повторяться не буду. Я уже там всё, что хотел, сказал. Пространство «Сколково» – это и есть живое воплощение инфраструктуры будущего или подходов к инфраструктуре будущего. Тысячи людей и компаний, которые работают и учатся здесь, несут в себе в той или иной мере концепции этого будущего.
Сегодня в портфеле «Сколково» – почти 1900 стартапов. Хотя количеством мерить недостаточно, но в наших планах и национальных приоритетах, которые установлены указом Президента, есть цели национальные, по которым мы должны создавать эти стартапы активно – вернее, помогать их созданию, потому что они создаются не нами. И понятно, что здесь так или иначе количество стартапов должно переходить в качество. Если в среднем смотреть в динамике, то резидентом фонда становится одна компания в день.
Государство активно поддерживает деятельность фонда. За прошлые восемь лет на его развитие было направлено около 130 млрд рублей. Это значительные деньги. Но есть результат. Выручка компаний-резидентов уже превысила 250 млрд рублей. То есть проект живёт уже своей жизнью. Создано 33 тыс. новых рабочих мест. В инфраструктуру привлечено более 100 млрд рублей внебюджетных инвестиций.
Молодые компании регистрируют значительное число патентов, объектов интеллектуальной собственности. Это важный тренд, особенно с учётом того, что с этим у нас достаточно плохо всё было. Но ещё важнее, что эти продукты коммерциализируются. То есть это не просто патент, который лежит и не даёт кому-либо использовать интеллектуальную собственность, а это патенты, которые приносят деньги. И вот это, наверное, важнее всего – патенты и иные формы защиты интеллектуальной собственности.
Несколько десятков компаний разместили здесь свои инновационные и исследовательские центры. Все их знают – это и «Боинг», и «Шнайдер Электрик», «Ренова». Наши структуры завершают строительство – «Сибур», «Татнефть», ТМК. В процессе строительства также – Трансмашхолдинг, крупнейший технопарк Сбербанка, японский гигант в области робототехники «Фанук».
Процесс развивается по нарастающей. Это значит, что модель востребована, она работает. «Сколково» превращается в умный многопрофильный сервис в области инноваций, как мы и планировали изначально. Причём это большой сервис. Шаг за шагом формируется полноценная инновационная экосистема, как сейчас принято говорить.
В этом контексте хочу ещё раз напомнить о наших приоритетах.
Первое. Мы занимаемся инновациями, во-первых, не для самих инноваций, а для того, чтобы создавать более современную и комфортную жизнь. Мы должны сохранять глобальное мышление. Мы должны создавать такие продукты, которые котируются на международном рынке, которые являются конкурентными.
В ближайшие годы мы делаем ставку на поддержку экспортно ориентированных предприятий.
Второе – это сохранение принципа экстерриториальности в работе. На прошлых встречах мы подробно говорили, насколько важно работать с регионами. Те возможности, которые мы создаём, должны быть равными и доступными для всех.
Сейчас около трети стартапов принадлежит компаниям из регионов. Это уже довольно приличный показатель, хотя, конечно, по большому счёту лучше бы эта пропорция была наоборот – то есть две трети из регионов. Традиционно большую роль играют наши крупные регионы с научной, образовательной школой (это Татарстан, Петербург, Новосибирск, Томск). Ещё раз говорю: доля региональных компаний должна расти.
Третье и, наверное, самое важное – это задачи, которые мы решаем. Мы завершили работу по подготовке 12 национальных проектов. На прошлой неделе я утвердил комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Цель этих проектов – стимулировать инновационное преобразование отраслей. Речь идёт о промышленном производстве, строительстве жилья, дорог, образовании, медицине, государственном управлении.
И отдельная тема – это цифровая экономика. Я сейчас говорил, что опять же нам цифровая экономика нужна именно как такой инфраструктурный мостик между собственно цифровыми технологиями и реальной экономикой. Поэтому, по сути, этот проект по цифровому сопровождению, по цифровому развитию является инфраструктурой для реализации других национальных проектов. Соответственно, здесь должна быть правильно сориентирована и работа государственного аппарата, и многих компаний, поскольку именно здесь будет формироваться спрос на новые технологии. Фонд такой опыт имеет, он является активным участником как раз программы «Цифровая экономика».
Кстати, хочу заметить, что когда мы делили деньги, мы это всё время делаем в преддверии бюджета, то (понятно, что-то можно делать быстрее, что-то медленнее, всегда есть резоны у отраслей, есть резоны у Министерства финансов) что-то предлагалось немножко сдвинуть, как принято говорить, вправо, то есть отложить финансирование, имея в виду финансировать дальше, по нарастающей. Почему я об этом говорю? По цифровой экономике, я на этом настаивал, нам нужно обязательно сохранить упреждающее финансирование – естественно, в тех объёмах, которые мы способны освоить. То есть, иными словами, нам нужно создавать цифровую инфраструктуру не к 2024 году и не через три года, а прямо сейчас, потому что именно цифровая экономика, цифровое развитие являются инфраструктурой других национальных проектов.
Финансовые показатели у фонда неплохие. «Сколково» привлекает инвестиции, включая венчурные инвестиции, что в целом свидетельствует о доверии к фонду.
Правительство сохраняет поддержку Сколтеха, грантовую поддержку. Эта система доказала в целом свою эффективность. Особенно что касается микрогрантов, которые выдаются на первоначальные технологические решения и способствуют быстрой коммерциализации.
Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить команду, сообщество фонда за продуктивную работу. Поблагодарить Виктора Феликсовича Вексельберга. Проект для него остаётся достаточно личным, это чувствуется по результатам.
А теперь давайте послушаем сообщение о результатах работы фонда.