Ассоциация «Глобальные университеты» была создана в 2014 году с целью координации и объединения усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности.
Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова выступила с докладом на общем собрании членов ассоциации «Глобальные университеты», прошедшем в НИУ «Высшая школа экономики».
В ходе своего выступления вице-премьер заявила, что Россия с некоторым опозданием включилась в процесс формирования глобально ориентированных университетов, но проект 5–100 обеспечил качественный прорыв в международной конкурентоспособности российского высшего образования. «Фактически вы создали новые точки роста инновационной экономики, но нам предстоит решить ещё более глобальную задачу, поскольку с 1 января 2019 года стартуют 12 новых национальных проектов. Нам нужно объединиться для подготовки качественных квалифицированных кадров для российской экономики и социальной сферы», – обратилась Татьяна Голикова к представителям ведущих российских вузов.
Она обратила внимание, что для достижения целей, поставленных в майском указе Президента, необходимо решить ряд задач, в том числе укрепить конкурентные позиции ведущих вузов России: «Сегодня в трёх ведущих международных рейтингах мы занимаем 17-е место, но по тем указаниям, который дал нам Президент, мы должны решить задачу выхода не менее чем на 10-е место».
Также в своём выступлении вице-премьер затронула тему совершенствования процедуры аккредитации вузов.
Татьяна Голикова напомнила, что по поручению Президента создана рабочая группа по совершенствованию процедуры аккредитации. «Мы хотели бы, чтобы к этой работе были привлечены все ведущие специалисты в данной сфере, для того чтобы подготовить современные и взвешенные предложения по совершенствованию процедуры аккредитации», – отметила Татьяна Голикова.
Заместитель Председателя Правительства напомнила, как устроена система аккредитации. В настоящее время государственная регламентация образовательной деятельности включает три основных направления – лицензирование, государственную аккредитацию и государственный контроль (надзор). «Для начала образовательной деятельности необходимо получение лицензии, которая выдаётся бессрочно, и последующий контроль за соблюдением лицензионных требований не осуществляется, – сказала вице-премьер. – В то же время в процессе осуществления образовательной деятельности вуз может принимать разные решения, но эти решения никем не контролируются».
Татьяна Голикова отметила, что государственная аккредитация имеет заявительный характер, является инструментом создания единой системы оценки условий, содержания и результатов деятельности образовательных организаций, которая является обязательной как для государственных, так и негосударственных вузов. При этом начать процедуру аккредитации можно одновременно с началом образовательной деятельности, то есть ещё до получения каких-либо результатов обучения студентов, что не позволяет оценивать качество образования, несмотря на его формальное соответствие образовательным стандартам и программам.
«Прежде чем говорить об изменении действующей системы регламентации образовательной деятельности, необходимо чёткое понимание, что такое качество и критерии качества подготовки обучающихся, формализовать это очень сложно», – заявила вице-премьер.
Татьяна Голикова напомнила, что в соответствии с российским законодательством в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим госаккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования принимает решение о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования. «Но он принимает это решение в отсутствие критериев качества подготовки обучающихся», – сказала вице-премьер. При этом она отметила, что это не является критикой в адрес Рособрнадзора, а лишь констатацией сложившейся практики.
Кроме того, в своём выступлении Татьяна Голикова обратила внимание вузов на вопрос обоснованности объёма обучения по заочной форме, который предложила обсудить в рамках вышеупомянутой рабочей группы. Она сообщила, что, по данным федерального статистического наблюдения, по итогам 2017 года в Российской Федерации обучались 4 миллиона 225 тысяч студентов, из них 1 миллион 730 тысяч – по заочной форме обучения, это практически 40,7% от общего числа студентов. При этом качество образования как по очной, так и по заочной форме должно быть одинаковым. «Возникает вопрос, для чего такое количество заочников, раз мы понимаем, что качество их образования, наверное, я аккуратно говорю, оставляет желать лучшего», – заметила она.
Татьяна Голикова отметила необходимость обсуждения новой системы оценки качества образования с привлечением госорганов, общественных и профессиональных организаций, направленной в первую очередь на формирование критериев качества образования и мотивации для образовательных организаций в части повышения качества образовательных услуг в отношении образовательных программ.
«Можно было бы сегодня в рамках рабочей группы рассмотреть вопрос о том, чтобы объединить процедуры лицензирования и аккредитации. Понятно, что они разорваны во времени: лицензирование навечно, а сроки действия государственной аккредитации – на 6 или 12 лет в зависимости от образовательных программ. Тем не менее такая постановка вопроса заслуживает обсуждения, тем более что она позволит существенно снизить административную нагрузку и издержки проведения всех контрольных мероприятий», – предложила вице-премьер. Она отметила, что такого рода изменения требуют очень тщательной проработки и выработки взвешенных подходов, и если такое решение будет принято, необходим переходный период. Также это потребует пересмотра существующего механизма бинарной оценки качества образования (соответствует / не соответствует).