О целях и приоритетах в области социального развития, определённых Основными направлениями деятельности Правительства на период до 2024 года.
Т.Голикова: Сегодня Правительство Российской Федерации одобрило Основные направления деятельности Правительства до 2024 года.
Основные направления деятельности Правительства нацелены на исполнение национальных целей, которые обозначены в майском указе Президента 2018 года. Фактически под исполнение каждой национальной цели обозначены конкретные мероприятия.
Национальные цели будут реализовываться посредством национальных проектов, паспорта которых практически все одобрены на президиуме Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Дальнейшая работа в этом направлении начиная с 1 октября этого года будет осуществляться по рассмотрению федеральных проектов, которые включают в себя мероприятия, обеспечивающие и реализацию национальных проектов, и реализацию национальных приоритетов.
Кроме того, согласно сегодняшнему решению Правительства в суточный срок Основные направления деятельности Правительства будут доработаны с учётом замечаний, которые были высказаны в ходе обсуждения. К 1 октября фактически они обретут силу закона – для Правительства, безусловно.
Далее в срок до 15 ноября сего года заместители Председателя Правительства, ответственные за реализацию соответствующих национальных целей, вместе с курирующими ведомствами, которые определены ответственными за соответствующие национальные цели деятельности, подготовят планы, по которым будет осуществляться мониторинг достижения национальных целей и подведение итогов, а также определяться целесообразность корректировки или отработки дополнительных материалов, обеспечивающих достижение национальных целей.
Что касается социального блока Правительства, то Основные направления деятельности Правительства представлены достаточно широким спектром мероприятий. Мы отвечаем за четыре национальные цели, среди которых обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 2024 года до 78 лет, до 2030 года – до 80 лет. Это две цели. Далее речь идёт о росте реальных доходов населения, снижении бедности в два раза – это тоже две цели. В рамках повышения реальных доходов населения предполагается также повышение пенсий выше уровня инфляции.
Мы реализуем отдельные мероприятия для достижения национальной цели по ускорению технологического развития Российской Федерации, увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации.
Несколько слов о каждой из национальных целей – в добавление к тому, о чём во вступительном слове сказал Дмитрий Анатольевич.
Первое. Сегодня мы наблюдаем (мы об этом неоднократно говорили) существенное снижение рождаемости в результате демографического спада, который связан с последствиями Великой Отечественной войны. Мы в 2016 и 2017 годах имели уровень рождаемости, то есть число родившихся, 1,9 миллиона и 1,7 миллиона человек соответственно.
За семь месяцев текущего года (данные за восемь месяцев будут в ближайшие дни) количество родившихся составляет 928,9 тысячи человек. И к сожалению, пока за январь – июль мы имеем естественную убыль населения, то есть рождаемость ниже смертности. Хотя с точки зрения показателей смертности мы не ухудшили показатели, которые складывались по 2016 году.
Существенное влияние на первый показатель, то есть естественный прирост населения, оказывает как раз рост рождаемости и снижение смертности. На сегодняшний день мы закладываем прогноз по увеличению к 2024 году суммарного коэффициента рождаемости со сложившегося в 2017 году 1,62 (это количество детей, приходящихся на одну женщину) до 1,74.
Это очень серьёзная задача. Она будет обеспечиваться всем комплексом мероприятий, которые связаны с поддержкой демографии. Это все виды пособий на первого ребёнка, второго ребёнка (материнский капитал имеется в виду), на третьего и последующих детей – когда речь идёт о софинансировании обязательств субъектов в этой части.
Кроме того, предполагается, что в 2021 году будет обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет. В том числе за счёт создания свыше 250 тыс. ясельных мест и организации 1,9 тыс. дошкольных групп.
В выступлении Дмитрия Анатольевича было также отмечено, что будут снижены ставки по ипотечным кредитам до 6% для семей при рождении второго ребёнка и последующих детей.
Вся совокупность финансовых мер, которые заложены в одном из федеральных проектов национального проекта «Демография», позволит обеспечить мерами поддержки почти полтора миллиона российских семей.
Что касается снижения смертности, то здесь ставятся достаточно серьёзные задачи, для того чтобы обеспечить естественный прирост. Показатели национального проекта «Здоровье», которые нацелены на это, предполагают, что смертность будет снижена на 12,1%, то есть речь идёт о снижении более чем на 200 тысяч смертей.
Какими реальными мероприятиями это будет достигаться? На сегодняшний день речь идёт о профилактике, для чего планируется дальнейшее развитие центров здоровья и кабинетов медицинской профилактики. Предполагается, что за шесть лет консультации получат более 33 миллионов наших граждан. Профилактические осмотры пройдут более 100 миллионов наших граждан.
Кроме того, как было отмечено в выступлении Дмитрия Анатольевича (я ещё раз хочу акцентировать на этом внимание), развитие инфраструктуры будет обеспечено по основным социально значимым заболеваниям, которые дают основной вклад в смертность, – это сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Будет переоснащено 600 региональных и первичных сосудистых отделений, и практически во всех субъектах Российской Федерации появится сеть центров онкологической помощи.
Кроме того, будет продолжен начатый в 2018 году проект по строительству детских больниц.
Реализуется задача, обозначенная в указе Президента, по доступности оказания медицинской помощи в сельских населённых пунктах. Предполагается замена и создание 1560 ФАПов и врачебных амбулаторий и приобретение 1300 врачебных мобильных комплексов.
Важно также отметить, что частично ситуация, которая складывается с доступностью медицинской помощи, продиктована нехваткой квалифицированных специалистов в сельских населённых пунктах и малых городах. Поэтому законом о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования предполагается привлечь в эти населённые пункты порядка 27 тысяч врачей и 133 тысяч специалистов среднего медицинского персонала.
Министерством здравоохранения совместно с высшими учебными заведениями медицинской направленности разработаны планы по выпуску таких специалистов, и сейчас в рамках изменения законодательства об обязательном медицинском страховании предполагается отработка совместно с регионами страны механизмов привлечения и закрепления врачей и среднего медицинского персонала в сельских населённых пунктах и в малых городах.
Ещё один федеральный проект я упомяну применительно к демографии – это проект «Современная школа», который у нас является составляющей проекта «Образование», тем не менее влияет на демографическую ситуацию в стране. Речь идёт о внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Предусмотрено развитие инфраструктуры образовательных организаций, повышение доступности образования в сельской местности, что создаёт предпосылки для снижения оттока из сельских населённых пунктов и возможности получения образования по месту рождения и жительства.
Существенный вклад в продолжительность жизни будет вносить такой федеральный проект национального проекта «Демография», как «Старшее поколение». Дело в том, что мы начиная с 1 января 2019 года пытаемся осуществлять эту работу на принципиально новом подходе. Речь идёт о разработке программы активного долголетия на тех базовых принципах, которые сегодня продекларированы и приняты Всемирной организацией здравоохранения. Это долговременный уход, долгосрочная помощь для граждан пожилого возраста. Мы намерены провести мероприятия, связанные с согласованием действий системы здравоохранения и системы социального обслуживания по выявлению на основе стопроцентного охвата диспансерным наблюдением этой категории граждан, постановке на учёт, оказанию геронтологической помощи и, безусловно, развитию на новом уровне, но в привычном для нас понимании домов престарелых. Сейчас мы будем разрабатывать новую концепцию учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, которые будут давать возможность не только постоянного пребывания, но и временного, и дневного пребывания, а также оказания профилактической и врачебной помощи этим гражданам.
Что касается обеспечения устойчивого реального дохода граждан, роста пенсионного обеспечения выше уровня инфляции как ещё одной национальной цели, здесь мы базируемся на ключевой роли роста экономики. В прогнозе социально-экономического развития (он одобрен одновременно с бюджетом и будет направлен в ближайшее время в Государственную Думу) предполагаются темпы роста экономики более 3%, которые, естественно, будут оказывать положительное влияние на решение задачи устойчивого роста реальных доходов населения.
Кроме того, все составляющие, которые связаны с обеспечением реальных доходов, получают финансовую поддержку не только в трёхлетнем бюджете, который в обозримом будущем будет рассматриваться, но и в шестилетней перспективе, поскольку это одобрено в рамках прогноза социально-экономического развития.
О чём идёт речь? Речь идёт о повышении минимального размера оплаты труда. Об этом мы уже говорили. Ежегодно минимальный размер будет повышаться и будет эквивалентен прожиточному минимуму трудоспособного гражданина, установленному по II кварталу года, предшествующего новому финансовому. Для 2019 года это 11 280 рублей. Кроме того, мы обеспечиваем темпы роста фонда оплаты труда для наших бюджетников темпами роста фонда заработной платы, которые закладываются в прогноз социально-экономического развития, для того чтобы сохранить тенденции и уровни, которые сложились во всех отраслях бюджетной сферы, подпадающих под майский указ (597-й) Президента Российской Федерации 2012 года.
Будет обеспечена индексация заработной платы работников, не подпадающих под указ. Она будет осуществлена по уровню инфляции начиная с 1 октября каждого года на протяжении всего прогнозируемого периода.
Кроме того, будет обеспечена индексация всех социальных пособий по уровню фактической инфляции.
Что касается пенсий, мы уже неоднократно говорили, что в течение первых шести лет с 1 января каждого года будет осуществляться индексация выше уровня инфляции, эквивалентная среднегодовому увеличению пенсии на тысячу рублей, с 12-тысячным среднегодовым доходом. Безусловно, для каждого гражданина эта цифра будет разной – в зависимости от уровня заработка и стажа, который он имел, когда трудился.
Соответственно, к 2024 году среднегодовой размер страховой пенсии неработающих граждан должен составить чуть больше 20 тыс. рублей. И далее, после 2024 года, индексация также будет осуществляться, но двумя этапами: с 1 февраля – по фактической инфляции предыдущего года, с 1 апреля – по темпам роста средней заработной платы, но не выше доходов Пенсионного фонда. В любом случае наши расчёты показывают, что, исходя из оценок инфляции и прогноза социально-экономического развития, мы будем иметь индексацию пенсий выше уровня инфляции.
Следующая тема – наверное, одна из самых сложных, и это национальная цель – снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации. Безусловно, этому будут способствовать условия и мероприятия, о которых я сказала выше, по росту реальных доходов населения. Мы будем мониторить ситуацию. Сейчас мы видим, что меры, которые у нас есть, пока не дают нам возможности обеспечить снижение в два раза. Поэтому мы в настоящее время работаем с экспертным сообществом как по проекту «Демография», так и по необходимости выполнения показателя снижения бедности в два раза. И предполагаем, что в 2019 году и по проекту «Демография», и по национальной цели снижения бедности выйдем с дополнительными мерами по поддержке наших граждан.
Почему я увязываю это с проектом «Демография»? Потому что ключевое значение для влияния на показатель бедности имеет состояние семей, которые на сегодняшний день имеют детей. Их поддержка является наиболее чувствительной для показателя снижения бедности.
Что касается участия нашего блока в национальной цели по ускорению технологического развития Российской Федерации.
Здесь мы обеспечиваем реализацию мероприятий, связанных с национальным проектом «Наука», который получает такой статус впервые с 1 января 2019 года. К 2024 году, согласно указу Президента, Российская Федерация должна войти в число пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Если коротко, мы предполагаем, что за этот период будет создано 15 научно-образовательных центров на базе научных организаций и организаций высшего образования в кооперации с организациями реального сектора экономики.
Кроме того, будет создано 14 центров компетенций Национальной технологической инициативы и обеспечена деятельность не менее 16 научных центров мирового уровня. Кроме того, мы должны обеспечить – это очень сложная задача – темп роста внутренних затрат на исследования и разработки выше темпов роста ВВП. Мы все понимаем, что такой рост невозможно обеспечить исключительно государственными ресурсами, средствами федерального бюджета, а, напомню, наука – это исключительно федеральные полномочия. Поэтому предполагается в рамках национального проекта «Наука» организовать работу таким образом, чтобы вовлечь наше предпринимательское сообщество, наши крупные акционерные общества с государственным участием, государственные корпорации к научным разработкам в секторах, которые являются приоритетами научно-технологического развития.
Кроме того, будет обновлена на 50% приборная база ведущих научных организаций, организаций, выполняющих исследования и разработки, и сформирована передовая инфраструктура исследований и разработок.
Наконец, ещё один блок – это сфера образования. К 2024 году предполагается, что во всех школах – по данным Росстата, на сегодняшний день их более 41 тыс. – будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований. Это делается для того, чтобы реализовать показатель, который обозначен указом Президента: попадание в десятку стран по качеству общего образования.
Мы к такой работе на сегодняшний день готовимся и надеемся, что она будет реализована и цели достигнуты. Мероприятия, которые мы закладываем в рамках национального проекта «Образование», позволяют нам на это рассчитывать.
О чём идёт речь? Предполагается строительство новых школ, реконструкция старых. Будет создано не менее 100 тыс. новых ученических мест. Будет обеспечен стабильный и быстрый интернет. И в субъектах Российской Федерации не менее 500 тысяч детей будут заниматься по программам с применением современных цифровых технологий.
Кроме того, предполагается усилить переподготовку школьных учителей. Более половины из них будут охвачены национальной системой подготовки и повышения квалификации.
Получит дальнейшее развитие дополнительное образование детей. Мы предполагаем, что будет создано 245 детских технопарков «Кванториум», 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. На базе этих структур смогут заниматься порядка 2 миллионов детей.
К 2024 году 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительным образованием. Не менее 900 тысяч учеников 6–11-х классов примут участие в проекте ранней профориентации «Билет в будущее».
В регионах предполагается создать сеть центров выявления и поддержки развития талантов с системами отбора, аналогичными тем, которые сегодня используются в образовательном центре «Сириус».
Мы также планируем создать более 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских, оснащённых современным оборудованием по стандартам WorldSkills.
В завершение, уважаемые коллеги, я хотела сказать: всё, что я вам сейчас назвала, и более широкий спектр мероприятий, которые сейчас готовятся, по направлениям, которые я обозначила, полностью обеспечены финансовыми ресурсами в федеральном бюджете. И в настоящее время ведётся системная работа с регионами, чтобы мероприятия, которые их касаются, а это в основном три национальных проекта – «Демография», «Образование» и «Здравоохранение», – были предусмотрены также в бюджетах регионов и чтобы в их региональных паспортах был обеспечен выход на стратегические национальные приоритеты, обозначенные указом Президента.
Вопрос: Вы упомянули, что в 2019 году Правительство разработает дополнительные меры по борьбе с бедностью. Вы не могли бы подробнее рассказать, какие варианты вы рассматриваете?
Т.Голикова: Пока не могу. Мы понимаем, в каком направлении нам нужно двигаться, но поскольку это не только социальный блок, но ещё и ряд сфер, которые оказывают влияние на уровень бедности населения в Российской Федерации, то озвучивать сейчас было бы неправильно. Я просто к этому хочу добавить, что косвенно на уровень бедности в нашей стране оказывают влияние все сферы, даже, скажем, развитие сети дорожного строительства, поскольку оно обеспечивает доступность услуг. То же касается жилищно-коммунального хозяйства и городской среды, поскольку это и тарифы, и состояние жилищного фонда, что является определяющим с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и комфорта наших граждан. Поэтому сейчас в рамках Основных направлений деятельности Правительства не просто обозначаются мероприятия, но и фиксируются механизмы, посредством которых будет осуществлено достижение национальных целей. Забегая вперёд, скажу, что не только адресной помощью населению это определяется.
Вопрос: Сегодня Алексей Кудрин в Госдуме сказал, что уровень бедности в России остаётся высоким. Ваша оценка такая же – уровень бедности остаётся высоким? Или стабильным?
Т.Голикова: Алексей Кудрин не сказал ничего нового, поскольку речь шла о 2017 годе. Рассматривался вопрос исполнения бюджета 2017 года, безусловно, Алексей Леонидович приводил показатели, которые характеризуют исполнение бюджета 2017 года. Действительно, по 2017 году показатели бедности были достаточно высокими, и ровно поэтому и в послании Президента, и в указе Президента от мая 2018 года снижение бедности в два раза было обозначено как национальная цель страны.
Что касается прошедшего периода, то сейчас мы наблюдаем пусть не такую пока явную, как нам бы хотелось, но положительную тенденцию по снижению числа бедных. Вы знаете, что за первое полугодие текущего года по сравнению с первым полугодием прошлого года снижение составило 1,1 миллиона человек.
Судить по первому полугодию достаточно сложно: первый квартал всегда осуществляет серьёзный вклад в показатель бедности, потому что в первом календарном квартале меньше рабочих дней, чем во всех других. Поэтому показатели, как правило, держатся на очень высоком уровне. Думаю, есть смысл дождаться показателей третьего квартала 2018 года, чтобы каким-то образом оценить складывающиеся тенденции.
Но это снижение – 1,1 миллиона – очевидно, связано с повышением уровня заработных плат, то есть с выполнением задач, обозначенных в Указе №597 от 2012 года: повышение минимального размера оплаты труда дважды, как вы помните, – с 1 января 2018 года и с 1 мая 2018 года. А также с плановыми индексациями и, что немаловажно, с тем вкладом, который осуществляет озвученный Президентом в конце 2017 года пакет демографических мер.
Мы сначала, по результатам пяти месяцев 2018 года, были обеспокоены тем, что граждане неактивно пользуются финансовыми ресурсами, которые мы им предоставляем в рамках поддержки рождения первенца в семье. Но сейчас ситуация, по данным за девять месяцев, серьёзно поменялась. Если мы до этого предполагали, что у нас будет складываться существенная экономия по этим объёмам ассигнований, то сейчас мы это уже не подтверждаем. Это мероприятие становится востребованным, и количество семей, которые получают пособие на первого и, конечно, на второго, третьего ребёнка и последующих детей, неуклонно растёт. И вот эта часть меняет показатели бедности.