Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
3 сентября 2018
16:00
Горки, Московская область
В повестке: о национальных проектах «Наука», «Образование», «Демография», «Здравоохранение».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Котюкова и Ольги Васильевой по завершении заседания
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы продолжаем работу по
подготовке национальных проектов.
Сегодня рассмотрим
предложения по двум проектам – «Наука» и «Образование». Нужно определить
сроки и показатели эффективности, а также объёмы бюджетных денег, которые
требуются для того, чтобы достичь конкретных результатов по каждому из
проектов.
Кроме того, поговорим о
доработанных предложениях к национальным проектам «Здравоохранение» и «Демография».
Мы их рассматривали в июле.
Начну с проекта «Наука».
Понятно, что научная
база нам необходима для технологического лидерства. В России немало талантливых
учёных. Необходимо создать условия для эффективной работы, чтобы новые
разработки становились конкретными технологиями, продукцией, услугами.
У нас действует Стратегия научно-технологического развития
России, в которой определены приоритеты государственной политики в научной
сфере до 2035 года. Мы дополняем её национальным проектом. В его структуру
входят три федеральных проекта.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 3 сентября 2018 года
Коротко остановлюсь на некоторых
моментах.
Во-первых, нам нужно
улучшить инфраструктуру научных исследований. Задача очевидная, но не самая
простая. Это и обновление приборной базы, и повышение эффективности
использования уже существующих объектов. И за шесть лет необходимо создать
новые установки класса «мегасайенс».
Нужно подключиться к
исследованиям Мирового океана. Мы недавно даже с коллегами из Правительства специальную
лекцию на эту тему слушали. Необходимо подключить к исследованию
Арктики и Антарктики специальные научно-исследовательские суда
неограниченного района плавания. В общем, там много задач.
Во-вторых, нужно создать
сеть научных центров, которые будут тесно связаны с университетами. Это поможет
привлечь в науку молодёжь.
В-третьих, продолжим
работу по кооперации научных разработок с реальным сектором экономики. Спрос на
продукты и услуги, которые возникают в так называемой умной среде, у нас растёт.
А новые технологии открывают для бизнеса самые широкие перспективы.
Теперь несколько слов о
национальном проекте «Образование».
Успех в этой сфере –
фундамент для результативного выполнения остальных национальных проектов.
Потому что образование даёт людям почти неограниченные новые возможности – для
заработка, карьерного роста, самореализации, творчества. И хорошо
подготовленные кадры, которые способны к быстрому обучению, – это основа любой современной
экономики.
В рамках национального
проекта «Образование» мы запускаем 10 федеральных проектов.
Скажу о главных целях.
За шесть лет мы должны войти по качеству общего образования в мировую десятку
стран-лидеров. Создать условия для гармоничного развития детей, чтобы они
учились, занимались спортом, участвовали в различных творческих проектах. Для
этого будем использовать успешный опыт нашей работы по модернизации
образовательной среды. Продолжим реализацию начинаний, которые доказали свою
эффективность.
Таких примеров у нас достаточно.
Это и решение задачи по доступности дошкольного образования. Напомню, мы создали
более 1,6 млн дополнительных мест в детских садах. Это и развитие системы
подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. И работа по дополнительному
образованию детей – за пять лет, с 2012 года, число учащихся по
дополнительным программам
выросло вдвое, а детей, которые занимаются техническим творчеством, стало
больше в четыре раза. Поэтому особое внимание уделим центрам дополнительного
образования.
Сейчас мы работаем над
тем, чтобы дать возможность родителям, если они хотят, беспрепятственно отдать
детей в ясли. Продолжим наш проект по школам. Будем строить новые здания,
реконструировать старые, закупать оборудование. Особенно этого ждут в регионах,
где дети до сих пор вынуждены учиться в три смены. Это самая сложная ситуация,
и она подлежит абсолютному решению, здесь никаких компромиссов быть не может.
Второе направление
работы – оперативное внедрение в систему образования цифровых технологий,
возможность освоить которые должна быть у людей любого возраста. Фактически мы
создаём единое пространство для непрерывного образования.
Благодаря дистанционным
технологиям люди гораздо легче смогут получить вторую профессию, повысить
квалификацию. Эти технологии помогают учащимся в малых городах, сельской
местности получить доступ к дополнительным консультациям. Кроме того,
использование электронного документооборота полезно и учителям, потому что это снижает
административную нагрузку.
Есть необходимость
рассмотреть национальный проект, посвящённый здравоохранению. Как я уже сказал,
мы к этому проекту обращались. Тем не менее нужно пройтись ещё раз по основным
направлениям работы. Посмотрим, что здесь необходимо сделать.
И ещё один проект – «Демография». Он масштабный,
касается каждого, кто живёт в нашей стране. В рамках этого направления будем
решать вопросы поддержки семей с детьми, людей старшего возраста, увеличения
продолжительности жизни и привлечения людей к здоровому образу жизни, популяризации
спорта.
Отдельное внимание –
матерям, которые хотят быстрее вернуться на работу после рождения детей. Это
также связано с проблемой очередей в детские сады и ясли.
Всё это потребует
значительных ресурсов. Деньги весьма солидные – не менее 3 трлн
рублей. Важно, чтобы они принесли конкретные, ощутимые результаты.
Есть ряд других
вопросов технического плана. К ним тоже обратимся.
Брифинг Михаила Котюкова и Ольги Васильевой по завершении заседания
Из
стенограммы:
Вопрос:
Расскажите,
пожалуйста, как проходило обсуждение и какие решения приняты по нацпроектам в
вашей сфере.
О.Васильева:
Проекты
«Образование» и «Наука» приняты. Проект «Образование» мы делаем совместно с
ведомством Михаила Михайловича (Котюкова)
и Росмолодёжью, и очень отрадно, что проект принят практически без замечаний.
М.Котюков:
Нацпроект
«Наука». Наука впервые получила статус национального проекта. Это наша, скажем
так, первая проба в данном формате. Насколько я понимаю, президиум в целом одобрил
паспорт национального проекта, будут определены ключевые показатели, динамика этих
показателей по годам, все те направления, которые будут являться для нас
основными ориентирами на предстоящие шесть лет работы.
Коротко могу их
воспроизвести. Мы должны обеспечить вхождение России в пятёрку ведущих
научно-технологических держав мира по приоритетным направлениям
научно-технологического развития. Эти приоритеты определены на сегодняшний день
Российской академией наук, они являются неотъемлемой частью национального
проекта.
Мы должны обеспечить
комфортные условия для работы в России ведущих российских и мировых учёных, а
также развитие молодых перспективных исследователей. И валовые затраты российской
экономики на исследования и разработки должны серьёзным образом увеличиваться.
Как указано в паспорте национального проекта – примерно в два раза за
ближайшие шесть лет.
Это потребует очень
серьёзной кооперации научных организаций, университетов, организаций,
работающих в реальном секторе экономики над совместными исследовательскими
проектами, над модернизацией программ профессионального образования.
Мы должны обеспечить
развитие передовой исследовательской инфраструктуры, соответствующим образом
обеспечить необходимую кооперацию всех участников научно-технологических
проектов в рамках работы вместе, в одной системе координат.
Для этого будет
развиваться и инфраструктура, и информационные системы. Мы тесно будем
интегрированы с проектом «Цифровая экономика». Проекты «Наука» и «Образование»,
безусловно, очень тесно переплетены. Думаю, что в ближайшее время мы приступим
к непосредственной реализации мероприятий, которые предусмотрены в национальном
проекте, и отдельные индикаторы станут нашими повседневными целевыми
показателями.
О.Васильева:
Что касается целей национального проекта «Образование», то их две.
Первая цель –
обеспечение глобальной конкурентоспособности, вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых
систем.
Вторая цель –
воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций, прежде всего
культурных традиций.
Из этих двух больших
целей майского указа Президента вытекает 10 задач, которые фактически легли в основу 10
федеральных проектов. Это проекты, посвящённые школе, родителям, волонтёрству,
ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной
активности личности, цифровой образовательной среде, о которой в последнее
время много говорится, и совершенно справедливо. Надо отметить, что цифровая
среда пронизывает практически все национальные проекты.
Вопрос:
Какие суммы сегодня были одобрены по вашему национальному проекту?
О.Васильева:
Одобрение сумм будет позже, они корректируются, но на сегодняшний день это
очень большая сумма. Из неё 80% в качестве субвенции пойдёт в регионы. Потому
что любой национальный проект, включая «Образование», представляет собой
«коробочку», куда собираются результаты всех регионов. Это будет единый
национальный проект, состоящий из 85 региональных.
Вопрос:
Михаил Михайлович, а у вас?
М.Котюков:
Сегодня параллельно с разработкой национального проекта
обсуждаются параметры федерального бюджета. Мы активно взаимодействуем с
коллегами, с Министерством финансов, Министерством экономического развития, с
тем чтобы все расчёты и обоснования были очень чётко погружены в параметры
бюджета. Обсуждается и общий объём средств, и, что достаточно важно,
распределение этих средств по годам реализации проекта – с учётом возможности
эффективного освоения выделенных ресурсов в каждый год и достижения
соответствующих целевых показателей. Эта работа будет завершена в ближайшие дни,
и в рамках представления Правительством проекта федерального бюджета в
Государственную Думу, думаю, мы по всем вопросам получим чёткие решения.
Вопрос:
Михаил Михайлович, в рамках проекта «Образование» предусмотрено строительство
общежитий для студентов и преподавателей. Решено ли, какое количество новых
общежитий будет построено?
М.Котюков:
У
нас есть показатель: более 77 тыс. мест мы должны за шесть лет обеспечить
в рамках реконструкции и строительства новых общежитий. Точные адреса, более
точные проекты будут являться предметом дополнительной проработки и отдельного
обсуждения. В предыдущие годы реализовывалась программа строительства
общежитий. Она была несколько более скромной по масштабам. Будем опираться на
накопленный опыт. Будем опираться на те материалы, которые подготовлены
университетами и проработаны Министерством образования и науки в прошлые
периоды, и реализовывать эти проекты в ближайшее время.
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Из
стенограммы:
М.Топилин:
Коллеги,
на заседании был одобрен паспорт национального проекта «Демография». Он
включает в себя три проекта, которые касаются непосредственно компетенции
министерства. Это всё, что связано с финансовой поддержкой семей с детьми. Это
меры, которые были приняты в конце прошлого года: поддержка семей при рождении
первого ребёнка, развитие материнского (семейного) капитала, льготная ипотека –
6%. Весь пакет мер, который был тогда одобрен, вошёл в национальный проект.
Мы исходим из того, что
постоянно будем действие этого пакета анализировать (как будут действовать эти
меры, насколько будут давать эффект с точки зрения стимулирования рождаемости).
Потому что сейчас, когда с момента принятия этого пакета ещё даже девять
месяцев не прошло, очень сложно понять, как он сыграет.
Мы очень надеемся, что
это будет позитивное влияние. Сейчас, по итогам семи месяцев этого года, у нас
рождаемость снижается, но это снижение в два раза медленнее, чем в прошлом
году. Мы очень надеемся, что новый пакет мер даст свой эффект и нам удастся
выйти если не на рост рождаемости, то на рост – и эта задача перед нами
стоит – увеличения суммарного коэффициента рождаемости.
Суммарный коэффициент
рождаемости с 1,60–1,62 должен подняться до 1,7 (эта норма обозначена в указе).
Но, чтобы выйти на естественный прирост (эта позиция тоже есть в указе), нам
нужно, чтобы суммарный коэффициент рождаемости был даже больше. И мы исходим из
того, что это потребует дополнительных мер поддержки.
В программе «Старшее
поколение» предусмотрены меры, связанные с программой долгосрочного ухода.
Регионы в течение шести лет получат более 12 млрд рулей на поддержку этой
программы. Мы в этом году заканчиваем эксперимент, и программы долговременного ухода,
которые будут в пилотных регионах отработаны, будут внедряться по всей стране.
Мы считаем, что тема,
связанная с повышением качества обслуживания пожилого населения именно на дому,
на что нам постоянно указывают общественные организации, тема, связанная с
улучшением качества обслуживания именно в привычных домашних условиях,
заслуживает внимания, и в нацпроекте в первый раз мы предусмотрели деньги
регионам, которые будут работать по этой программе.
При этом (чего тоже не было
раньше) порядка 44 млрд рублей на шесть лет предусматривается на улучшение
проживания пожилых людей в стационарных учреждениях, которые
сейчас, как мы считаем, находятся в недостаточно качественном состоянии. Есть
новые, есть не очень новые учреждения. 44 млрд рублей – это
беспрецедентная сумма. Как вы помните, мы каждый год выделяли всего по 1 млрд
рублей. А здесь на шесть лет будут уже совершенно другие объёмы финансирования.
Эта задача тоже будет решаться.
Также в проекте
«Старшее поколение» предусматривается по 5 млрд рублей на переобучение лиц
предпенсионного и пенсионного возраста, что поручил Президент, когда выступал с
заявлением об изменениях параметров пенсионной реформы. Эти средства – по 5
млрд в год – на обучение людей пожилого возраста, пенсионного возраста в
проекте предусмотрены.
В проекте, связанном с
решением проблемы трудоустройства женщин, предусмотрено два направления. Это ясли
для детей от полутора до трёх лет. Эта программа составит порядка 136 млрд
рублей на три года. Мы должны очередь, которая у нас была на 1 января 2018 года,
полностью ликвидировать – это 255 тыс. новых мест в детских садах для
детей от полутора до трёх лет. Программа будет реализована в 2018, 2019, 2020,
2021 годах, и очередь будет ликвидирована.
Кроме того,
предусматриваются средства – порядка 10 млрд рублей на шесть лет – для
развития в регионах групп по уходу за детьми более младших возрастов. Там могут
быть разные формы семейного ухода, различные более мягкие формы – не
совсем детский сад, а сопровождение семей. Это мы будем реализовывать с
Министерством просвещения,
но с 2020 года. В 2019-м нам нужно разобраться с нормативной базой.
Программа обучения
женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком. Мы такие программы во
время кризиса 2008 года реализовывали. Тема достаточно позитивно воспринимается
регионами. Мамы, которые хотят повысить квалификацию в связи с тем, что жизнь
меняется, пока мама находится в отпуске по уходу за ребёнком, – это
порядка 45 тысяч человек в год. Никогда такие объёмы финансирования не
выделялись. Они будут обучаться, чтобы более плавно, более комфортно
адаптироваться к возвращению на работу либо к смене работы, если в этом будет
необходимость.
Эти программы тоже
будут работать с 2020 года. В 2019 году мы будем к ним готовиться.
Ещё две программы
связаны со здоровым образом жизни и развитием спорта («Спорт – норма
жизни»).
Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания
Из
стенограммы:
В.Скворцова:
Главное
решение – это одобрение национального проекта «Здравоохранение» и федеральных
проектов, связанных со здравоохранением, которые входят в национальный проект
«Демография».
Нужно сказать, что в
целом Министерство здравоохранения курирует 10 федеральных проектов: семь самостоятельных
в рамках национального проекта «Здравоохранение», восьмой – по экспорту
медицинских услуг, два проекта – в национальном проекте «Демография».
Это главный результат.
Вопрос:
Какие деньги выделяются на проект?
В.Скворцова:
На
национальный проект «Здравоохранение» выделяется более 1,36 трлн рублей. Это
огромная сумма, на шесть лет. Больше половины этих средств будет израсходовано
в течение первых трёх лет – 2019, 2020, 2021 годов.
Министерства и ведомства, органы при правительстве: