Руководитель «ФСК ЕЭС» доложил Председателю Правительства об итогах работы организации в предыдущий период. Рассматривались вопросы дальнейшего развития компании, в частности, внедрение цифровых технологий.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Андрей Евгеньевич, расскажите, какие в настоящий момент принимаются меры в рамках деятельности, которой занимается Федеральная сетевая компания, по обеспечению бесперебойного снабжения электрической энергией самых разных потребителей, включая, конечно, и внедрение новых технологий, я имею в виду цифровизацию всех производственных процессов, которые есть в вашей отрасли. Что для этого делается?
А.Муров: Дмитрий Анатольевич, буквально на прошлой неделе в Челябинске у нас прошло полугодовое общее собрание с коллективами. С коллективами не только исполнительного аппарата компании «ФСК ЕЭС», но, самое главное, с коллективами всех наших филиалов (у нас их 41 по стране плюс 8 МЭСов тоже по всем территориям практически от Калининграда до Дальнего Востока). Плюс к этому со всеми дочерними нашими предприятиями.
И должен сказать, что результаты у нас, на мой взгляд, уверенные, стабильные. В частности, число аварий по отношению к такому же периоду 2017 года у нас снизилось на сегодня на 12%. Если брать пятилетний период, с 2012 года, соответственно, число аварий снижено на сегодня на 41%.
Мы считаем, что это достаточно уверенные результаты. И не только в нашей производственной деятельности, в финансовой деятельности тоже достаточно всё стабильно. За первое полугодие 2018 года мы увеличили основные финансовые показатели, в частности выручку, на 14%. А такие показатели, как EBITDA, скорректированная чистая прибыль, тоже увеличились – порядка 1%.
Если брать эти же показатели на периоде пятилетки, то здесь тоже всё в целом весьма неплохо: выручка увеличилась у нас в полтора раза, до 216 млрд рублей. Соответственно, EBITDA увеличилась на 30%, практически до 130 млрд рублей. И что самое главное, с 2014 года компания полностью перешла на безубыточность, и мы начали нашим акционерам, в первую очередь в лице материнской компании – компании «Россети», платить дивиденды. С 2015 года (за 2014-й) и по сегодняшний день мы заплатили порядка 57 млрд рублей. В частности, за прошлый, 2017 год в августе этого года будет выплачено 20 с лишним миллиардов рублей. Практически это самые высокие дивиденды в электросетевом секторе.
Д.Медведев: А что с «цифрой»? Всё-таки это задача общая сейчас для всей нашей экономики. Мы специально приняли программу по цифровой экономике. Как у вас здесь успехи? Потому что сети, как принято говорить, тоже должны быть умные и экономные. Что для этого делается?
А.Муров: Дмитрий Анатольевич, компания не первый год занимается цифровизацией, это необходимость сегодняшнего дня. Если объём финансирования нашей инвестиционной программы в среднем 110–115 млрд рублей в год, то более 10% мы тратим только на так называемую цифровизацию. И в ближайшие пять лет мы также запланировали порядка 10–12 млрд в год на эти цели.
Что у нас подразумевает этот формат? В первую очередь должен отметить, что все наши объекты (подстанционные объекты компании, а у нас их почти тысяча по всей стране – тысяча подстанций) обладают цифровыми приборами учёта. Это, безусловно, важно. Вы знаете, что в распределительном комплексе пока ещё не такие результаты, тем не менее вся компания, вся большая компания, «Россети», и сейчас ФСК к этому движется. В ФСК это сделано уже на 100%. Это, безусловно, большой проект, стратегический, – проект так называемой цифровой подстанции.
Мы в феврале – марте сдали подстанцию 500 кВ «Тобол», это для нужд «Сибура». «ЗапСибНефтехим», огромный комбинат получил новейшую и первую в стране подстанцию цифровую сверхвысокого напряжения. Все объекты внутри подстанции общаются между собой на одном языке, управляются из единого центра. И что самое главное, там впервые применены оптические трансформаторы тока, напряжения чисто российского производства – производства московской компании. Это одно из направлений.
Безусловно, очень важное для нас направление по цифровизации – это удалённая управляемость наших объектов. В 2018 году таких объектов мы введём 18. К 2021 году, через три года, таких объектов у нас должно быть почти 100 (93–95). То есть продвигаемся в этом направлении тоже. Это, конечно, современные системы связи, технологической связи, оптоволокно. Сегодня мы работаем с крупнейшими нашими российскими компаниями, в частности с «Ростелекомом», по этому сервису не только для того, чтобы обеспечить все объекты ФСК, но и чтобы наши клиенты, коллеги могли также воспользоваться такими услугами. В этом направлении мы продвигаемся, думаю, что будем ускоряться.
Д.Медведев: Это действительно магистральное направление, и чем быстрее будет происходить процесс перехода на цифровые технологии, включая создание этой цифровой подстанции, о которой Вы сказали, тем лучше будет для всех, включая потребителей.
<…>