Обсуждались вопросы, связанные с утверждением новой редакции Меморандума о финансовой политике Внешэкономбанка.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Игорь Иванович, хочу Вам сообщить, что я утвердил финансовый меморандум банка. Предыдущий был утверждён, как известно, в 2007 году, с тех пор очень много воды утекло, изменились условия экономического развития в нашей стране, у банка были свои трудности. Новая версия финансового меморандума отражает действующие реалии, текущие задачи, которые стоят перед Внешэкономбанком как институтом развития. Я имею в виду и организацию проектного финансирования. Кстати, критерии проектного финансирования некоторым образом изменены с точки зрения определённого смягчения условий, что позволит, надеюсь, Внешэкономбанку кредитовать большее количество проектов, необходимых для страны. Там и по срокам окупаемости произошла корректировка – с пяти лет до одного года, и по минимальному объёму финансирования.
В общем, я надеюсь, что это позволит банку сконцентрироваться на наиболее актуальных проектах, которые важны сегодня для страны: инновации, цифровая экономика, целый ряд проектов, которые имеют значительное социальное звучание, проекты, связанные с малым и средним бизнесом, безусловно, то, что необходимо сделать для поддержки экспорта, и целый ряд других направлений. Мне кажется, это позволит банку в лучшей степени сконцентрироваться на выполнении основных своих задач, а основные задачи для Внешэкономбанка – это задачи, связанные с целями развития страны, как мы их сегодня понимаем.
Как собираетесь этот меморандум выполнять?
И.Шувалов: Спасибо за этот документ, мы его ждали, он разрабатывался на протяжении нескольких месяцев. Вместе с поправками в закон о банке развития, которые были приняты Государственной Думой в декабре прошлого года, и стратегией, которая была утверждена Наблюдательным советом в декабре 2016 года, принятие меморандума в новой редакции, по сути, означает завершение создания полного блока нормативных актов, на основании которых действует Внешэкономбанк. Как Вы и говорили, когда представляли меня в Наблюдательном совете, Внешэкономбанк должен сконцентрироваться на выполнении задач, изложенных в указе Президента №204 от 7 мая. Это всё отражено в меморандуме – как основные цели работы Внешэкономбанка, так и инструменты для их достижения, о которых Вы только что сказали.
Самое важное для нас – новая бизнес-модель, которая сейчас формируется, побуждает нас сконцентрироваться на партнёрстве в работе с коммерческими банками. Не конкурировать с ними за то, какой банк предоставит кредитный ресурс, а научиться работать так, чтобы мы создавали определённый комфорт для коммерческих банков, чтобы они входили вместе с нами в синдикаты либо использовали фабрику проектного финансирования. Мы сейчас с коллегами осуществляем реорганизацию Внешэкономбанка, концентрируемся на том, что бизнес-блок должен состоять из первоклассных специалистов. И то, как мы сегодня пытаемся работать с рисками, используя наш новый блок по рискам, мы будем открыты абсолютно для всех коммерческих банков и для Министерства финансов, для того чтобы можно было по горизонтальной линии такое партнёрство обеспечить. Мы это будем делать и надеюсь, что это будет уже видно в рамках тех проектов, которые мы будем представлять наблюдательному совету под Вашим руководством.
Мы сейчас работаем активно с Министерством финансов по документу, который в предварительном плане Первым заместителем Председателя Правительства – Министром финансов одобрен. Это план перечисления субсидий Внешэкономбанку на погашение внешнего долга, который был приобретён в предыдущие годы. Мы договорились, что в ближайшие недели мы документ завершим (его проработку) и представим для утверждения Председателю Правительства. Этот документ представляет собой соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Внешэкономбанком о принятии таких субсидий, о порядке их приобретения, покрытия соответствующих убытков или направления на цели возмещения внешнего долга. И такой документ – это новый инструмент нашего бюджетного законодательства – должен быть утверждён решением Правительства.
Мы одновременно с этим обсуждаем с Министерством финансов, как сделать, чтобы служба внутреннего контроля научилась работать с Казначейством и другими подразделениями Минфина (поскольку мы всё-таки поднадзорны Правительству и Министерству финансов), чтобы степень контроля была буквально ежедневной и у Министерства финансов был полный контроль за деятельностью Внешэкономбанка. И после решения вопроса о субсидиях для погашения внешнего долга мы перейдём к документу по пополнению капиталов – о новом капитале Внешэкономбанка, для того чтобы мы соблюдали все нормативы, в том числе и норматив достаточности капитала, и смогли активно кредитовать проекты согласно новому финансовому меморандуму. Так что мы выполняем все установки, которые были даны.
<…>