В повестке: об итогах работы ВЭБа в 2016-2018 годах.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг председателя Внешэкономбанка Игоря Шувалова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня первое заседание Наблюдательного совета Внешэкономбанка с участием нового руководителя. Поэтому прежде всего хотел бы поблагодарить Сергея Николаевича Горькова и его команду за проделанную работу. Было непросто, особенно имея в виду достаточно сложные условия. У банка, напомню, в 2016 году, к моменту прихода Сергея Николаевича, накопилось много проблем, в том числе с ликвидностью, качеством активов, плюс добавилась очень сложная внешняя ситуация. Так что, скажем прямо, государственная корпорация в тот период была на грани дефолта. Тем не менее этого удалось избежать благодаря и государственной поддержке, и управленческим решениям, которые принимал руководитель банка.
Участники заседания
-
Список участников заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка, 29 мая 2018 года
Теперь у банка новый этап развития – ВЭБ должен стать ключевым инструментом реализации задач, которые обозначены в майском указе Президента. Многое предстоит сделать, чтобы ВЭБ стал эффективным институтом развития, каким мы хотели бы его видеть. Необходимый задел для этого есть, но в дальнейшем надо будет предусмотреть и дополнительную капитализацию банка, о чём только что Игорь Иванович (И.Шувалов) со мной говорил. Займётся этим уже Игорь Иванович, который возглавил банк. Думаю, что Игорь Иванович в представлении не нуждается, все с ним плотно работали, тем более он не первый год входит в состав Наблюдательного совета, хорошо понимает особенности структуры, к тому же имеет большой управленческий опыт с масштабными проектами, в первую очередь в Правительстве. Игорь Иванович, я Вас ещё раз поздравляю, естественно, желаю успехов. Вы Президенту обещали, что не подведёте на новой должности, надеюсь, это относится и ко всем присутствующим здесь.
В повестке у нас сегодня – итоги
работы ВЭБа за последние два года. Как я уже говорил, у
банка был сложный период. Сейчас ситуация стабильная. Мы решили наиболее острые
проблемы с ликвидностью – и за счёт господдержки, и за счёт внутренних ресурсов.
С 2016 года более чем на 40% сократился долг банка на западных рынках капитала.
Все активы ВЭБа проанализированы, для каждого проблемного проекта есть своя
стратегия, некоторые кредиты реструктуризированы. В частности, это касается
кредитов на строительство олимпийских объектов.
На базе Внешэкономбанка появилась фабрика проектного финансирования. Это принципиально новый инструмент поддержки инвестиций в приоритетные отрасли. Главное его преимущество – это возможность совместить интересы инициаторов проектов и финансовых институтов, которые должны грамотно распределять риски. Сейчас в рамках фабрики сформирован пул проектов, есть уже подписанные сделки, часть из них заключена на Петербургском международном экономическом форуме.
Давайте приступим к работе.
Брифинг председателя Внешэкономбанка Игоря Шувалова по завершении заседания
Из стенограммы:
И.Шувалов: Состоялось заседание Наблюдательного совета. Было принято решение одобрительно отнестись к деятельности руководства Внешэкономбанка по итогам работы с февраля 2016 года по настоящий момент. Команда Сергея Николаевича Горькова приступила к работе в сложных условиях. Были накоплены проблемные кредиты. У нас стояла задача как можно быстрее так решить все проблемы, чтобы банк не оказался в дефолтном состоянии, чтобы кредиторы воспринимали банк как надёжного партнёра, и так организовать работу, чтобы, занимаясь проблемными активами, подготовить площадку к дальнейшему развитию, превращению банка в институт развития для Российской Федерации.
Сегодня мы подробно по каждому направлению на Наблюдательном совете заслушали отчёты, что делал банк, как занимался олимпийскими объектами, что делал по другим проектам, в том числе по дочернему банку на Украине. Мы отмечаем, что действия команды Горькова были профессиональными.
По сегодняшнему дню. С выходом указа Президента от 7 мая мы понимаем, что задача перед банком, так же как и перед Правительством, очень сложная, амбициозная, но выполнимая. Задача, которая стоит перед Внешэкономбанком, – превратиться в реальный институт развития с сильной экспертизой, в том числе инвестиционной экспертизой, заниматься возможностью предоставления ликвидности для осуществления проектов и научиться работать так, чтобы не подменять своей кредитной деятельностью коммерческие банки, в том числе Сбербанк и ВТБ. В этом смысл предоставления финансового ресурса на других условиях, нежели это делают коммерческие банки, – для того чтобы сложные проекты реализовывались в России. Внешэкономбанк будет работать по схожим механизмам, как это делают банки развития в других государствах.
Подготовлено кредитное соглашение по предоставлению
ликвидности с зарубежными банками, в том числе банком развития Китая. Мы договорились о конкретных мероприятиях, которые
будем проводить летом для того, чтобы реализовывалась стратегия развития Внешэкономбанка как института развития. Эта стратегия подготовлена предыдущим
руководством и называется ВЭБ 3.0.
В последнее время в ВЭБе много внимания уделялось развитию современных технологий, создана блокчейн-коммуна, это направление будет и дальше поддерживаться Внешэкономбанком, мы его сворачивать не намерены. Созданы условия для привлечения талантливых людей во Внешэкономбанк, потому что система оплаты труда предоставляет достаточно конкурентные условия для лучших рыночных специалистов, хотя эти условия всё же уступают системе оплаты труда в коммерческих банках. Самое главное, что есть у ВЭБа, – высококвалифицированные кадры. Часть из них остались ещё с предыдущих лет, они накопили огромный опыт. Есть люди, которые пришли вместе с командой Сергея Николаевича, они были переведены из Сбербанка России. Я с этими людьми сейчас знакомлюсь. Со многими из них я знаком по работе в Правительстве и, будучи членом Наблюдательного совета, могу сказать, что человеческий капитал в банке великолепный, с этими людьми можно идти к новым целям и осуществлять амбициозные проекты. Надеюсь, нам эта работа удастся. Так и поставлена задача: не подвести и стать опорным институтом для Правительства, чтобы прорывная повестка, обозначенная указом Президента от 7 мая, реализовалась.