В повестке: об итогах реализации Национальной технологической инициативы в 2017 году и планах на 2018 год, о создании инновационно-производственного кластера на территории Москвы, об актуализации «дорожной карты» «Автонет».
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил технопарк «Слава».
Технопарк создан в апреле 2008 года. На его площадке размещается 80 инновационных компаний, специализирующихся в биомедицине, робототехнике, приборостроении, энергетических технологиях, информационно-коммуникационных технологиях.
Технопарк предоставляет резидентам исследовательские лаборатории или конструкторские бюро, обеспечивает метрологическим и технологическим оборудованием, услугами научно-технического консалтинга. Здесь проводятся выставочные мероприятия, конференции, круглые столы по инновационной тематике, вопросам развития образовательных и научно-исследовательских программ, вовлечения молодёжи в инновационную сферу.
На базе технологического центра коллективного пользования технопарка организована работа со школьниками и студентами: проектная деятельность, проведение лекций, мастер-классов и лабораторных работ по нанотехнологиям и наноматериалам, преддипломная практика, посещение производственных площадок компаний-резидентов.
С 2015 года технопарк является членом Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP).
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании:
У нас сегодня очередной президиум совета по модернизации и инновационному развитию. Обсудим несколько вопросов, которые касаются именно инновационного развития в стране.
Начнём с итогов реализации нашей большой профильной программы – Национальной технологической инициативы. Её цель – поддержать российские компании, которые имеют определённый конкурентный потенциал на новых рынках, там, где ещё не приняты стандарты и где можно занять определённую нишу.
Стратегическая задача – сделать нашу страну одним из глобальных технологических лидеров, который будет определять новые тренды через 10–15 лет, станет одним из выгодоприобретателей научного прогресса. Реализация Национальной технологической инициативы должна позволить поддержать формирование новых бизнесов, преодолеть нормативные и технологические барьеры.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, 24 апреля 2018 года
Кстати, они сохраняются. Я только что прошёлся по выставке. Один из агрегатов, который мне показывали, – высокотехнологичный аппарат, который позволяет измерять параметры стоков и анализировать всякого рода составляющие, в частности химические и прочие. Тем не менее автор говорит: «Смешно только, что он выдаёт много-много параметров, всё это анализирует в автоматическом режиме, но после этого ещё нужно бежать и набирать стакан воды, для того чтобы отчитаться по существующим правилам в рамках нормативов Роспотребнадзора или каких-то других». Этого быть не должно. И, собственно, в этом одна из задач нашего президиума и вообще нашей работы: отсекать старое нормативное регулирование, которое только запутывает ситуацию и не даёт развиваться новым разработкам.
В прошлом году мы завершили формирование основной инфраструктуры Национальной технологической инициативы. Функционируют рабочие группы, проектный офис. Подключились институты развития, прежде всего Фонд содействия инновациям. Появился и набор вузов, на которые бизнес может опереться при разработке базовых технологий, это ведущие наши учебные заведения. Этот пул будет расширяться со временем.
Портфель проектов НТИ продолжает также расширяться – он вырос почти вдвое, сейчас приближается к трём сотням.
Активно идёт работа и в регионах. Были сформированы семь региональных «дорожных карт». Мы с вами тоже, по сути, сейчас в регионе находимся, хоть это и наша столица. В рабочие группы поступило более 100 предложений по проектам со всей страны.
Приняты «дорожные карты» по
снятию нормативных ограничений, барьеров по пяти перспективным направлениям:
«Автонет», «Аэронет», «Маринет», «Нейронет» и «Технет».
А сейчас ещё две карты в работе – «Хелснет» и «Энерджинет».
Тем не менее эти решения – только самое начало. Необходимо встроить эти инициативы в государственные программы, на основе которых составляется федеральный и региональные бюджеты, привлечь к поддержке инноваций государственные компании – на это мы в последнее время, можно сказать, сил не жалели, – развивать и образовательную платформу. Обсудим сегодня это.
Очевидно, что запрос на такие усилия существует. Наша встреча сегодня проходит в столичном инновационном центре – технопарке «Слава». Я, как уже сказал, смотрел, что тут делают. Самое главное – здесь сформирована благоприятная среда для выращивания прорывных технологий. Всем, кто здесь трудится, у кого здесь офисы, это нравится, это удобно. Технопарк существует на самоокупаемости, бюджет уже, как мне сказал Сергей Семёнович (С.Собянин), в финансировании его деятельности не принимает никакого участия. Это означает, что продукция тех компаний, которые здесь присутствуют, востребована на рынке и, соответственно, приносит доход. Так что это, в общем, хороший пример.
Есть, кстати, идея создать инновационно-производственный кластер на территории Москвы. Об этом Сергей Семёнович потом расскажет, что можно было бы сделать и для чего такой кластер мог бы использоваться. Целей достаточно. У нас есть в рамках и Национальной технологической инициативы значительные задачи, такие как беспилотные автомобили, энергоэффективные технологии, средства человеко-машинной коммуникации, новые персональные системы безопасности. Всё это требует определённой организации.
Сегодня мы актуализируем «дорожную карту» проекта «Автонет». Она должна сосредоточиться не только на беспилотных технологиях в автопроме, хотя это важно и это действительно будущее, но и помогать создавать новый рынок услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей, инфраструктуры. Тема достаточно сложная. Страны, компании в этих странах ведут аналогичные изыскания, проводят испытания – что-то успешно, что-то не очень. Цель нашего проекта – создать условия, чтобы интересные разработки появлялись в нашем государстве.
«Автонет» должен позволить создать среду, где будут рождаться новые продукты и услуги в системе мониторинга транспорта, удалённой диагностики, навигации, помощи водителям, кибербезопасности, и некоторые другие задачи решать.
Есть и целый ряд других вопросов в повестке дня.