Выступление Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина
Из стенограммы:
В.Володин: Мы собрались, чтобы подвести итоги совместной работы в преддверии отчёта Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Отчёт особый, за шесть лет. Нам есть что обсуждать по итогам прошедших лет, и, конечно, хотелось бы о ряде судьбоносных, можно сказать, и ответственных моментов сказать.
Это, прежде всего, встраивание в экономическую государственную систему Республики Крым и Севастополя. За короткое время Правительству Российской Федерации вместе с Государственной Думой, региональными органами власти под руководством Президента удалось сделать всё, чтобы наши законы, права, гарантии, социальное обеспечение заработали на территории Крыма.
Преодоление вызовов, которые появились с объявленными против нашей страны санкциями. В этой связи предстояло решение непростых задач. Вызовы тормозили развитие экономики, они ставили своей целью остановить развитие нашей страны. Поэтому Правительству, Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, да и всем органам местного самоуправления и региональной власти, предстояло в этой ситуации работать не просто эффективно, а работать на конечный результат, причём в очень непростой ситуации.
В этой связи хочется вспомнить принятие решений, которые позволили обеспечить импортозамещение, в первую очередь в оборонно-промышленном комплексе. Необходимо отметить принятое решение по защите наших граждан в финансовой сфере. Решение, принятое вместе с Правительством в Государственной Думе и затем поддержанное Президентом. Речь идёт о формировании национальной платёжной системы и, конечно, о поддержке нашего отечественного производителя, сельского хозяйства.
Все эти решения были достаточно эффективны и дали положительный результат. Как следствие, наша экономика вышла из стагнации, причём за очень короткое время. И мы сегодня говорим о развитии. При этом, несмотря на кризисы и вызовы, права наших граждан были защищены. Это тоже итог работы Правительства, взаимодействия Государственной Думы с Правительством.
Есть очень серьёзные результаты – результаты в жилищном строительстве и сельском хозяйстве. Они у нас рекордные по сравнению и с советским периодом, и это удалось сделать в непростое время. Именно об этом говорил наш Президент Владимир Владимирович Путин в своём Послании. Поэтому, когда мы говорим об итогах работы Правительства, нам нужно ситуацию оценивать в комплексе и говорить не только о проблемах, которые у нас, как правило, постоянно находятся в приоритете обсуждения, но и о том, что удалось сделать, потому что это тяжёлая, непростая работа и правильно было бы её объективно оценивать и понимать, что это не так легко даётся.
Но в рамках сегодняшней встречи, уважаемые коллеги, вот о чём хочется сказать. За прошедшие полтора года совместной работы Государственной Думы и Правительства мы смогли выстроить конструктивный диалог. Подчеркну, именно диалог. Это было непросто, непривычно, да где-то мы и сами к этому диалогу были не готовы. Потому что сложившаяся практика либо отсутствия как такового диалога, либо поддержки без обсуждения нам мешала развивать отношения, построенные на соблюдении процедур, норм, правил, публичных дискуссиях, а также рутинной работе, предваряющей принятие законов.
Впервые об этом говорю именно в таком составе. И в этой связи хотелось бы сказать вот о чём: без личной поддержки Председателя Правительства мы не смогли бы выстроить этот диалог. И не смогли бы синхронизировать изменения в регламенте Государственной Думы с регламентом Правительства Российской Федерации, который, безусловно, усложнил процедуры взаимодействия, согласования, но при этом мы именно через эти сложности выходим на лучшее качество принимаемых решений и бóльшую эффективность. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, за это, потому что, ещё раз хочется сказать, не готовы были многие наши коллеги из Правительства к такому повороту, если бы не Ваши решения.
За прошедшие полтора года в Государственную Думу было внесено всеми субъектами законотворческой инициативы 1855 законопроектов. Из них 497 внесено Правительством Российской Федерации.
Законотворчество,
коллеги, – это процесс, и в нём много участников, от позиций которых зависит
принятие законов. Правительство Российской Федерации, безусловно, занимает в
этом процессе особое место. Мы можем оценивать не только количество инициатив,
которые внесены Правительством, но и качество этих инициатив, учитывая, что за
прошедший период каждый второй законопроект, принятый Государственной Думой, –
это законопроект, внесённый Правительством. Это результат работы наших коллег с
Правительством. Потому что, когда законодательная инициатива приходит в
Государственную Думу (вы знаете и по нашим федеральным законам), в соответствии
с регламентом это уже законопроект, который дальше обсуждаем вместе,
дорабатываем. Но всё-таки, если оценивать саму инициативу, то таков коэффициент
полезного действия работы Государственной Думы, где каждая вторая инициатива
принадлежит Правительству Российской Федерации.
Это хороший результат как для Правительства, так и для Государственной Думы. Он позволяет говорить, что, с одной стороны, Правительство является основным инициатором законопроектов (по понятной причине – так должно быть), но, с другой стороны, есть законодательные инициативы, которые вносят депутаты, члены Совета Федерации, субъекты Российской Федерации – законодательные собрания, другие участники законодательного процесса, коммуникаций с участием представителей оппозиционных фракций: были проведены совещания с представителями Либерально-демократической партии, «Справедливой России», КПРФ с Правительством.
И поэтому наша задача – конструктивно работать через те формы, которые покажут свою эффективность. Успехов в этой работе!
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, друзья, Вячеслав Викторович!
Строго говоря, мы совсем скоро увидимся уже на площадке Государственной Думы во время отчёта Правительства, отчёта особенного, о чём только что сказал Председатель Госдумы. Действительно, это будет 10-й отчёт Правительства, и фактически Правительство будет отчитываться за ту работу, которую проводило на протяжении шести лет.
Как справедливо было сказано, это был сложный период в жизни нашей страны, нашего общества. Всё это время мы тесно работали с фракцией «Единая Россия». Стало доброй традицией предварительно, перед внесением, обсуждать законопроекты. Правильные решения рождаются в ходе дискуссий, и подобных дискуссий было много. Я могу судить о том, каким образом развивалось это сотрудничество за последний период, могу сравнивать с тем, каким образом это сотрудничество было отлажено в предыдущие годы, я имею в виду сотрудничество с партией «Единая Россия». Хочу сказать, что в плане взаимодействия – не могу здесь не поддержать того, что сказал Вячеслав Викторович, – мы вышли на принципиально новый уровень.
В чём это проявляется? Практически любой вопрос, который возникает или у депутатов Государственной Думы, представляющих нашу фракцию, или членов Правительства, если законопроект, который проходит через Государственную Думу, внесён депутатами, – мы можем обсуждать в самых разных форматах, с привлечением широкого круга экспертов. Может быть, самое важное, что характеризует Государственную Думу нынешнего состава, где ведущей фракцией является фракция «Единая Россия», – это то, что мы очень неплохо научились слушать аргументы друг друга.
Очевидно, что у нас и Правительство является в значительной степени партийным, и Председатель Правительства является Председателем партии «Единая Россия», и в Государственной Думе наша фракция имеет подавляющее большинство, но это не значит, что у нас у всех абсолютно одинаковые мнения по всем вопросам. Это абсолютно нормально. Более того, хуже, если бы практически все инициативы, которые выдвигались с той или иной стороны, встречали единогласное одобрение. Это означало бы, что нет диалога, нет обсуждения, нет экспертизы. Но, с другой стороны, по ключевым вопросам, по вопросам, которые объединяют всю нашу страну, которые являются важнейшими для развития нашего государства, мы вместе с вами, уважаемые коллеги, уважаемые депутаты фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, всегда проявляли абсолютное единодушие. Это касалось и интеграции полуострова Крым в российское правовое поле, и решения фундаментальных вопросов развития страны в условиях введения, по сути, тотальных санкций по периметру, в очень трудных макроэкономических условиях, в которые попала наша страна вследствие сложения целого ряда факторов, включая и драматическое падение цен на нефть.
Когда я выступал с отчётами в Государственной Думе (вы помните, наверное, об этом), всё время напоминал, что такого сложения негативных факторов для страны в истории нашего государства не было очень давно. Тем не менее в результате консолидированной, согласованной работы мы смогли противопоставить этим факторам очень важные решения. Решения, которые в конечном счёте были поддержаны народом. Поддержка эта проявилась в виде голосования на выборах Президента Российской Федерации, где с высочайшей степенью поддержки победил наш кандидат – Владимир Владимирович Путин.
Действительно, Правительство всё время генерирует законопроекты. Их было много. Более 700 законов было подготовлено, а более половины – 426 законов – были внесены Правительством. Очевидно, что идеального законотворчества не бывает. Все мы допускаем ошибки. И в Правительстве они возникают при подготовке законопроектов, и Государственная Дума, наверное, не всегда идеально какие-то элементы законотворчества может отследить. Но самое главное, что мы всегда были в открытом диалоге, мы могли над этими ошибками работать. Я считаю сильной стороной нашего сотрудничества в последние годы, особенно с Государственной Думой нынешнего созыва, то, что эта работа над ошибками проходила регулярно. Мы смотрели, что работает, что не работает. И эту работу – работу над всем законотворческим массивом – нужно довести до конца. Мы недавно обсуждали, как поступить с накопленным объёмом законопроектов, которые вносились на протяжении длительного периода и которые не были рассмотрены по разным причинам – и объективным, и субъективным. И договорились о том, что эта работа должна быть доведена до логического конца. Нам не нужно тащить за собой этот законотворческий воз из проектов, которые утратили актуальность или в настоящий момент замещены на более свежие, более современные, лучше проработанные. Думаю, что мы сможем эту работу продолжить и завершить. Это будет на пользу делу.
Ещё раз хочу поблагодарить родную мне фракцию «Единой России» за то, что вы всегда трезво оценивали экономическую ситуацию. Для Правительства это особенно важно. Что скрывать – когда людям трудно жить, когда в стране сложности, когда падают доходы населения, когда мы вынуждены сталкиваться с теми или иными ограничениями, очень легко увлечься популизмом. Сказать: давайте здесь вот это решение примем... И в принципе это очень часто может сопровождаться аплодисментами. Но за ту ответственную, выверенную позицию, которую занимала фракция в самый сложный период, мне искренне хотелось бы вас поблагодарить. Это действительно дорогого стоит, потому что это и есть самая серьёзная ответственность перед страной.
Впереди очень масштабные задачи. Я не буду забегать вперёд, я приду с отчётом в Государственную Думу, естественно, расскажу о том, что происходило с точки зрения Правительства на протяжении последнего года отчётного, на протяжении шести лет (то есть всего периода полномочий Правительства). Прошу вас приготовиться, это будет не очень короткий доклад. Он вообще не бывает коротким, но в этот раз он будет даже чуть дольше. А потом мы, как обычно, пообщаемся, и у нашей фракции, «Единой России», и у других фракций будет возможность задать вопросы.
Будущее должно быть сейчас в ракурсе нашего самого пристального внимания, потому что будущее уже на пороге. Задачи поставлены, они поставлены Президентом в Послании. Это и обеспечение темпов экономического роста выше мировых – задача, безусловно, сложная, но исполнимая. Работа над привлечением инвестиций, обновлением инфраструктуры, внедрением современных технологий и, конечно, решение социальных задач, которых ещё очень и очень много.
Да, мы смогли в целом, даже в самых сложных условиях, сохранить нормальную социальную обстановку в стране. Но мы очень многого ещё не сделали. И это наша с вами, уважаемые коллеги, уважаемые товарищи по партии, общая задача на ближайшее будущее.
Мы должны активно работать. Нашим взаимодействием, взаимодействием между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации, не ограничивается наша деятельность. Вы работаете в своих родных регионах, обеспечиваете коммуникации с депутатами региональных законодательных органов. Это на самом деле очень важно, потому что эти выездные мероприятия, региональные недели, которые вы проводите, напитывают вас самой свежей информацией с мест. Вы встречаетесь с людьми, ведёте приёмы населения, следите за ситуацией у себя в округе. Это очень важно и для Правительства. И надеюсь, что такого рода взаимодействие будет продолжаться.
Оглядываясь назад, я хочу сказать, что за истекшие шесть лет и с Госдумой предыдущего созыва, и с действующим составом Государственной Думы мы в общем и целом немало поработали. Но не меньше ещё предстоит сделать.
Уважаемые коллеги, уважаемые друзья, товарищи по партии, представляющие «Единую Россию», хочу вам прямо сказать как Председатель партии и Председатель Правительства: без такого плотного, дружеского и требовательного взаимодействия у нас бы ничего не получилось.
Спасибо вам.