В повестке: о повышении качества государственных услуг, об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Александра Хлопонина о реализации Стратегии развития промышленности по переработке отходов
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сначала по традиции несколько слов об одном из подписанных документов. Он касается качества государственных услуг. Я утвердил перечень из 44 государственных услуг, которые теперь будут оказываться по так называемому экстерриториальному принципу, то есть вне зависимости от того, где проживает тот или иной гражданин, где он зарегистрирован. Это значит, что можно подать документы, получить результат по этим документам в любом подразделении профильного государственного органа, внебюджетного фонда или в МФЦ, то есть многофункциональном центре, при наличии соответствующих соглашений. Это удобно, потому что, ещё раз подчёркиваю, никак не связано ни с местом регистрации гражданина, ни с местом регистрации компании, если речь идёт о юридическом лице.
Государственные
органы должны будут всё это обеспечить, а мы продолжим пополнять этот перечень
новыми видами деятельности в
соответствии с тем планом, который имеется, для того чтобы подобного рода
услуги можно было оказывать в самых разных субъектах Федерации и это было
удобно для пользователей.
Ещё один вопрос касается документа, посвящённого промышленности по переработке отходов. Я напомню, что прошлый год был Годом экологии. Важное место в экологическом движении и в целом в вопросах экологии принадлежит теме переработки отходов. Причём это касается не только бытовых отходов, о которых много говорят, и это действительно резонансная и достаточно сложная тема, но и отходов промышленных, потому что их масштабы огромны. Переработка и утилизация отходов – отдельная масштабная задача для нашей промышленности. По сути, речь идёт о создании новой отрасли, которая позволит вовлекать во вторичный оборот дополнительные ресурсы и, конечно, должна снизить объёмы захоронений таких промышленных отходов, поскольку это тоже часто приводит к неблагоприятным экологическим последствиям. Это потребует совершенствования законодательной базы, внедрения новых технологий. Для этого я утвердил Стратегию развития промышленности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства на период до 2030 года. В ней определены задачи на долгосрочную перспективу и план того, как мы будем работать.
Александр Геннадиевич (обращаясь к А.Хлопонину), Вы этот вопрос курируете в Правительстве. Несколько слов о том, как будет строиться эта работа. Пожалуйста.
А.Хлопонин:
Действительно, сегодня в средствах массовой информации звучат достаточно
угрожающие цифры: у нас ежегодно формируется
свыше 5 млрд т отходов. Но я хочу сразу оговориться, из этих 5 млрд 4,6
млрд т отходов – это так называемые вскрышные
отходы, то есть это процесс вскрышных работ.
Д.Медведев: Объясните, что такое вскрышные работы, далеко не все знают.
А.Хлопонин: Когда роют траншеи или разрабатывают какое-то месторождение, снимают дёрн, землю высыпали – это уже называется отходом. Об этом идёт большая дискуссия, вообще относительно категорий отходов, потому что процессы утилизации вскрышных отходов – это фактически засыпание обратно в ту же канаву. Но это даёт такую статистику, что выбивает из колеи.
Тем не менее у нас ежегодно образуется от 50 до 60 млн т твёрдых коммунальных отходов. И это отдельная задача, которую мы решаем сегодня в основном с субъектами Российской Федерации и Минпромторгом. Мы не изобретаем велосипед, это проходили все развитые страны поэтапно – от захоронения отходов как самого простого, но при этом экологически небезопасного способа, термической обработки до вовлечения во вторичный оборот, утилизации и в конечном итоге сокращения образования отходов. В стратегии, которую Вы утвердили, мы в этом направлении и двигаемся. В стратегии сделан акцент на повышение уровня утилизации, мы должны выйти на уровень стран Европейского союза, где вместе со сжиганием доля утилизации составляет около 60%. У нас, к сожалению, 7–9%. Поэтому до 2030 года мы ставим задачу выйти на этот качественный уровень. В стратегии запланировано, как я уже сказал, выйти на 60%, снизить уровень образования отходов до 3,7% за счёт технологических преобразований, использования лучших доступных технологий. Снизить долю импорта оборудования для переработки отходов с 60 до 10%, то есть фактически это локализация, которую мы в состоянии сделать за этот короткий период времени.
Дмитрий Анатольевич, Вами в октябре 2017 года было принято решение о создании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления. В ближайшее время состоится заседание этой правительственной комиссии, которая в том числе по Вашему поручению к маю должна разработать подпрограмму «Чистая страна», где уже будут конкретно обозначены и необходимые объёмы средств, и инструменты стимулирования, поддержки развития этой отрасли. Работа предстоит большая, я думаю, что мы достаточно эффективно сработаем в рамках этой стратегии.
Д.Медведев: Александр Геннадиевич, мы с Вами понимаем, что стратегия – это просто бумажка, если она не подкреплена деньгами и действиями. Тема действительно очень большая, сложная. Я просил бы, чтобы в рамках этой правительственной комиссии, которую Вы возглавляете, были определены источники финансирования, в том числе работ, связанных с промышленными отходами. А источников здесь может быть несколько. Безусловно, это средства самих компаний – потому что в значительной части случаев это обязанность тех, кто эти отходы, собственно, создаёт, – кредитные ресурсы и в случае необходимости бюджетные ресурсы, как федеральные, так и региональные. И всему этому нужно придать организационный импульс, для того чтобы эта работа велась более активно по всей стране. Обратить на это внимание, определив именно источники доходов.
<…>