Сообщение Игоря Шувалова на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 22 января 2018 года.
<…>
Д.Медведев: Я утвердил Стратегию безопасности дорожного движения. Она рассчитана на семь лет, до 2024 года. Ситуация на дорогах сложная, напряжённая, растёт количество автомобилей – и легковых, и грузовых, и эта тенденция, очевидно, будет продолжаться. Поведение на дорогах, отношение водителей друг к другу тоже остаётся очень разным. Мы обязаны принять все меры для того, чтобы развернуть эту линию поведения в более цивилизованную сторону. Одновременно, конечно, необходимо следить за состоянием улиц, дорог, за применением интеллектуальных систем управления дорожным движением, совершенствовать механизмы фиксации дорожно-транспортных происшествий и целый ряд других решений принимать.
Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), Вы этим занимались и занимаетесь. Как будет организована работа по реализации стратегии? Какие первоочередные шаги Вы видите?
И.Шувалов: Разрешите сначала представить цифры. Министерство внутренних дел уже имеет статистику за 2017 год, и я могу сообщить, как обстоят дела с безопасностью.
Количество дорожно-транспортных происшествий составило 168 684. Это почти на 3% меньше, чем в предыдущем, 2016 году. Число погибших: погибших, к сожалению, много – почти 19 тысяч. Но на 6,5% меньше, чем в предыдущем году. Раненых 214 378 человек – на 3% меньше, чем в 2016 году.
Работа организована в Правительстве в рамках Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения с широким привлечением всех министерств и ведомств, а также региональных властей. Часто проходят выездные заседания в субъектах Российской Федерации.
Что сделано ещё? Мы неоднократно докладываем Вам на совещаниях в Правительстве, Вы подписываете соответствующие решения Правительства, законодатель по инициативе Правительства принимает новые законы. Приняты меры по повышению безопасности перевозок несовершеннолетних лиц – как организованно, так и при частных перевозках. Реализованы ограничения для начинающих водителей: необходимо устанавливать соответствующий знак – «Молодой водитель». Введён запрет для буксировки и перевозки пассажиров на мотоцикле. Вводится обязательность использования водителем светоотражающей одежды в случае вынужденной остановки в тёмное время суток или при ограниченной видимости, и эта практика будет расширяться. По этому поводу мы имеем много обращений, особенно со стороны детских дошкольных учреждений, школ и общественных организаций.
Дополнительно регламентирована теперь деятельность владельцев автодорог. Раньше, когда дороги не были закреплены, всегда были жалобы по поводу того, что неотремонтированная дорога является причиной дорожно-транспортного происшествия. Теперь выявление таких разрушений и ремонт – это обязанность владельца автомобильной дороги.
Появились новые решения по разметке. Сначала это были эксперименты в Москве, в Татарстане. Затем были приняты соответствующие решения, особенно по сложным перекрёсткам. И такая разметка, которая называется «вафельница», теперь утверждена правилами.
Расширилась практика европротоколов. Совсем недавно эту процедуру при дорожно-транспортных происшествиях участники не любили применять, всегда следовали правилу, что присутствие сотрудника полиции даёт больше гарантии, особенно в дальнейшем, при взаимоотношениях со страховой организацией. И в 2017 году мы видим, что уже свыше трети дорожно-транспортных происшествий оформляется по европротоколу. По решению, которое было подписано Президентом в декабре 2017 года, выплаты по европротоколу увеличиваются с 50 до 100 тыс. рублей. А в крупных городах эти выплаты ещё больше.
Дмитрий Анатольевич, по стратегии. Было поручение Президента разработать соответствующую стратегию, и Правительство это поручение выполнило, Вы подписали соответствующее решение. Действительно, стратегия рассчитана до 2024 года и охватывает самые разные сферы нашей деятельности, начиная от того, как воспитывать сотрудников ДПС и вообще быть взаимно вежливыми и уважать друг друга в рамках дорожного движения. Но мы также внимательно посмотрели, каковы наши возможности по снижению смертности.
В Российской Федерации это очень высокая цифра, свыше 13 человек на 100 тысяч населения. А в таких странах, как, например, Дания, это 2,7, в Германии – 3,9. Стратегией предусматривается, что к 2024 году этот показатель не должен превышать 4 человек на 100 тысяч. Конечно, негуманно, что называется, вообще говорить о том, что допускается смертность, и необычно для наших документов, стратегических документов, но к 2030 году впервые вводится цель нетерпимости смертности на дорогах. То есть дойти до высоких стандартов европейских государств к 2024 году, к 2030 году – стараться, чтобы смертность на дорогах была нулевой или к этому стремиться. Для этого есть все возможности, включая современные способы организации движения, некоторые возможности искусственного интеллекта, возможности нового транспорта, который будет появляться и будет более безопасным для граждан.
Мы будем по этим направлениям отдельно с Министерством транспорта, отдельно с Министерством внутренних дел, с региональными властями работать. Надеюсь, после того как Государственной Думой будут поддержаны законопроекты, которые были направлены Правительством, – об общественном инспекторе, о возможностях передавать полномочия субъектам Российской Федерации по администрированию в случаях совершённых правонарушений, по штрафам за опасное вождение, – мы будем в 2018 году иметь лучшие цифры по итогам работы.
Д.Медведев: Цифры, которые Вы назвали, конечно, очень значительные. Это печальная информация – и по количеству погибших, и по количеству пострадавших. Цели, которые заявлены, нужно будет нам стремиться исполнить.
Вы упомянули новые интеллектуальные системы. Надо понимать, что мы стоим в преддверии существенных изменений вообще в деятельности автомобильного транспорта, появления так называемого беспилотного транспорта. Он уже есть. Он имеет локальное распространение, тем не менее он уже существует. Мы, кстати, договаривались изменить законодательство в этой сфере. И это нужно сделать обязательно. Но понятно, что появление беспилотных транспортных средств создаст ещё одну, дополнительную проблему, с которой нам нужно будет разбираться, вводя и эту проблему в стратегию по дорожно-транспортным происшествиям, по развитию автомобильного транспорта, по тем вопросам, о которых Вы говорили. Надо будет этим заниматься.
<…>