Обсуждались, в частности, итоги работы Сбербанка в 2017 году.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Герман Оскарович, закончился год, в том числе год банковский. Каковы результаты работы нашего крупнейшего банка, Сберегательного банка? Чем можете похвалиться? Что нового?
Г.Греф: В прошлом году у нас неплохие результаты. Подвели пока итоги по российским стандартам и отдельно по Сбербанку России. Пока ещё не подвели итоги по группе и по международным стандартам, результаты будут только в конце февраля.
За декабрь мы заработали 49,9 млрд рублей. Хороший результат – в силу того, что в декабре у нас большие выплаты всевозможных годовых заработных плат, вознаграждений персоналу и так далее. Плюс налоги. В целом за год мы заработали в Сбербанке России 674 млрд рублей. Это рекордный показатель за всю нашу историю и в рублях, и даже в валюте, если переводить по текущему курсу рубля.
Прошлый год был для нас очень значимым, потому что мы на год раньше по всем финансовым показателям завершили нашу стратегию. Все показатели, которые я назвал, были спланированы у нас к достижению предыдущей стратегией к концу 2018 года. И наши акционеры попросили в силу хорошей динамики финансовых показателей и, самое главное, очень серьёзного изменения того, что мы делаем, разработать новую стратегию банка. Поэтому мы на год раньше разработали стратегию, и в декабре наш наблюдательный совет её утвердил. Это второй очень серьёзный результат 2017 года.
Мы начинаем 2018 год с новыми целями. Финансовая цель до 2020 года стоит – заработать в 2020 году примерно 1 трлн рублей чистой прибыли. И за три года заплатить примерно 1 трлн рублей дивидендов нашим акционерам.
Д.Медведев: Отрадно слышать.
Г.Греф: Из них 500 млрд – это средства, которые поступят в Центральный банк и, соответственно, оттуда в бюджет.
В прошлом году для банковского сектора в целом, для Сбербанка много позитивных перемен произошло в силу того, что рынок начал расти. Всего в 2017 году мы выдали 13,5 трлн рублей кредитов.
Д.Медведев: Как кредитный портфель сейчас распределяется?
Г.Греф: У нас в два раза большим темпом растёт портфель физических лиц. Пока соотношение примерно 60 на 40. Портфель юридических лиц значительно больше, чем портфель физических лиц. Но темпы роста портфеля физических лиц по прошлому году в два раза опережают темпы роста портфеля юридических лиц. В целом у нас за прошлый год объём выдачи кредитов вырос на 27,5% по сравнению с 2016 годом. Это очень хорошие цифры, мы росли несколько быстрее рынка. Но в целом сектор, конечно, тоже очень хорошо подрос. Это был первый год после 2014-го, когда получился прирост.
Второй очень важный для нас показатель – это контроль над расходами. Несмотря на то что мы делали достаточно большие инвестиции в технологии, в создание платформы и так далее, мы поставили перед собой задачу: темпы наших расходов должны быть ниже темпов инфляции. И второй год подряд мы выдерживаем эту цифру, несмотря на то что индексируем заработную плату. В прошлом году мы проиндексировали заработную плату на 6% для всей команды (в структуре наших расходов 60% – это заработные платы), и наши расходы выросли на 2,2% за год, то есть ниже инфляции. Мы выполнили обязательство, которое брали на себя перед нашими акционерами. И соответственно, все показатели, связанные с рентабельностью активов, с рентабельностью возврата на капитал, тоже достаточно хорошие, в зелёной зоне.
Д.Медведев: Малый бизнес как кредитуется?
Г.Греф: Очень важно, что в прошлом году мы, можно сказать, решили тяжёлую проблему кредитования малого бизнеса на основе модельной оценки рисков. Я Вам докладывал, что, к сожалению, запущенный нами в 2014 году продукт в 2015-м мы вынуждены были закрыть, и 2016 год был у нас в части работы с малым бизнесом, мягко говоря, не очень успешным. Мы очень сильно просели в части объёма кредитного портфеля и нашей доли рынка. И мы очень много усилий потратили на то, чтобы создать новое поколение продуктов, потому что ручная оценка рисков – это очень дорогостоящая и тяжёлая история.
Д.Медведев: Она удобна, эта система, для малого бизнеса?
Г.Греф: Да. Мы запустили в ноябре 2016 года новый продукт и имеем рекордно низкую просрочку и рекордный объём выдачи за прошлый год. Мы восстанавливаем нашу долю в малом бизнесе, мы существенно увеличили портфель. Этот вопрос был у нас на контроле совета директоров, нам совет директоров поставил отдельные KPI по объёму кредитования малого бизнеса, и мы их в октябре уже выполнили. За последние два месяца мы перевыполнили объём кредитования малого бизнеса.
Самое главное даже не столько новые кредитные продукты – мы реализовали совместно с Правительством целый ряд новых продуктов. Мы вчера обсуждали с Министерством экономики: на Сочинском форуме хотим сделать подробную презентацию того, что за последнее время было сделано нами на средства, которые выделялись Правительством. Мы начали совместно с компанией Google большую образовательную программу в 17 регионах для малого бизнеса при поддержке Правительства. После этого Министерство экономики выделило грант на создание образовательной платформы, и мы её в конце прошлого года запустили, в этом году мы её будем раскручивать.
Д.Медведев: Это хорошо. Тогда завершающий вопрос: ставки?
Г.Греф: В прошлом году ставки очень сильно пошли вниз. Примерно на 2 процентных пункта за год в среднем все ставки упали в силу падения инфляции, соответственно, и ставки рефинансирования Центрального банка. Перспектива такая же на этот год, собственно говоря. Здесь есть две новости. Первая, хорошая, что доступность кредитования увеличивается. Мы увидели рекордный рост ипотеки за прошлый год, и у нас достаточно позитивный прогноз по ипотеке на этот год.
Сейчас мы пытаемся оценить последнюю инициативу Президента и Правительства в отношении субсидирования ипотеки для семей со вторым и третьим ребёнком. Я думаю, как только механизм этого субсидирования Правительством будет сформулирован, мы точно постараемся определить, дать прогноз по тому, какой объём будет. Но, по всем предварительным оценкам, этот год будет тоже рекордным с точки зрения роста спроса на жильё и ипотеки.
Есть и вторая сторона – это, конечно, сжимающаяся маржа. У банка постепенно будет падать доходность. Мы планируем, что за три года, к сожалению, примерно на 100 базисных пунктов банки потеряют маржу.
Д.Медведев: Здесь нужно баланс просто соблюдать определённый.
Г.Греф: Мы ищем ответ только в том, что перед нами стоит грандиозная задача по сокращению расходов и по цифровизации, с тем чтобы в целом успеть за сжимающейся маржой…
Д.Медведев: И оптимизировать всё. Давайте об этом и другом поговорим.
<…>