Из стенограммы:
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, начнём по пунктам, по тем отраслям, которые Вы курируете. В первую очередь региональная политика. За этот год много изменений произошло в кадровых вопросах, было принято много кадровых решений, в частности, омоложение губернаторского корпуса очень заметно всем. Мы с вами беседуем буквально через несколько часов, как был заменён губернатор Воронежской области. Как, Вы считаете, это отразилось в целом на состоянии регионов и успело ли уже отразиться?
Д.Козак: Что касается кадровой политики, то, наверное, ротация кадров является одним из элементов, но я не думаю, что самым важным элементом региональной политики. Конечно, это естественное движение кадров.
М.Бондарева: Всё начинается с головы, как говорится.
Д.Козак: Да, но важно, в какой системе координат эти кадры работают. Это важнее, чем сами лица. Самая большая вероятность ошибки в любой политике – это ошибка кадровая, в отношении людей. Поэтому только дело покажет, и сегодня рано говорить о том, как сказалось на региональной политике обновление кадров. Все новые губернаторы – энергичные молодые люди, креативные люди, которые, уверен абсолютно, если мы зададим правильную систему координат, будут работать очень эффективно.
М.Бондарева: Но система координат тоже сейчас претерпевает изменения.
Д.Козак: О системе координат как раз. Региональная политика – тема настолько обширная, вряд ли можно очень коротко в рамках этой программы о ней рассказать. Но скажу главное. В начале этого года, в январе был издан Указ Президента об основах политики регионального развития на период до 2025 года, и этим документом на указанный период определены основные параметры и направления региональной политики федерального центра в отношении регионов и муниципалитетов. Поставлены две основные задачи: снятие инфраструктурных ограничений для развития регионов и сокращение дифференциации, различий в уровне развития регионов, в уровне жизни граждан независимо от места их проживания.
М.Бондарева: Инфраструктурные ограничения – под этим подразумевается...
Д.Козак: Что касается снятия инфраструктурных ограничений, то поставлена задача, она в настоящее время реализуется, – это разработка стратегии пространственного развития Российской Федерации, где мы должны прогнозно определить специализацию или конкурентные преимущества каждого субъекта Российской Федерации в межрегиональном разделении труда и с учётом этого определить дефицит производственной, социальной инфраструктуры, которая необходима для того, чтобы этот потенциал, это преимущество было востребовано.
После того как эта потребность будет определена, мы должны будем выстроить все государственные программы, все – очень важно – инвестиционные программы субъектов естественных монополий (федеральные монополии, которые оказывают определяющее влияние на развитие экономики региона). И с учётом финансовых возможностей и страны, и естественных монополий выстроить на долгосрочный период планы по снятию этих инфраструктурных ограничений.
Гарантировать, что эти планы действительно будут реализованы, – и исходя из этого регионы, муниципалитеты, бизнес должны выстраивать свои инвестиционные программы. Таким образом, будет скоординирована политика властей различных уровней и компаний различных уровней по развитию регионов.
М.Бондарева: А уже начали выстраивать инвестпрограммы?
Д.Козак: Нет, в настоящее время ещё не завершена разработка этой стратегии. Стратегия – чрезвычайно важный документ. Я думаю, чем больше мы специалистов привлечём, тем регионам, муниципалитетам, бизнесу будет лучше, тем удачнее мы выстроим этот прогноз по развитию каждой конкретной территории. И после этого начать целенаправленную скоординированную работу по поддержке частных инвестиционных проектов на всей территории.
М.Бондарева: Это в следующем году?
Д.Козак: Это работа следующего года. Что касается второго направления, к которому мы тоже уже приступили и который в значительной степени реализовали, – это сокращение различий в уровне жизни людей и в уровне социально-экономического развития территорий, – то эта работа в основном выстраивается через механизмы межбюджетных отношений.
М.Бондарева: Это самое сложное.
Д.Козак: Сложное. Но, как говорят, глаза боятся – руки делают.
Сложное, но не настолько, чтобы ничего в этом направлении не делать. Уже начиная с этого года (скажу только конечные результаты) нам удалось впервые по единой методике, по единым правилам обеспечить сбалансированность на 2018 год – исходя из единой оценки на всей территории страны сбалансировать до бездефицитных все консолидированные региональные бюджеты. Впервые в истории во всех регионах. Исходя не только из теоретического уровня бюджетной обеспеченности территории до среднероссийского, исходя из среднероссийской потребности в финансировании отраслей экономики и социальной сферы. Таким образом, субъекты Российской Федерации, которые нуждаются, 24 субъекта Российской Федерации, несмотря на все наши выравнивающие механизмы, до сих пор не могли финансировать на среднероссийском уровне ни социальную сферу, ни тем более развитие производственной инфраструктуры, – с 2018 года такая возможность появляется. В совокупности с тем, что по решению Президента была проведена масштабная реструктуризация бюджетных кредитов. И здесь зашит не только механизм обеспечения снижения финансовой нагрузки на регионы, долговой нагрузки на регионы, но и стимулирующий механизм. То есть на семь лет реструктурированные бюджетные кредиты…
М.Бондарева: Ставка там..?
Д.Козак: 0,01%. Это же бюджетные кредиты на 740 млрд рублей, они реструктурированы на семь лет. При этом здесь заложен стимулирующий механизм: в случае если за ближайшие три года регионы продемонстрируют высокие темпы экономического роста, то есть наращивания собственного экономического потенциала, то оставшиеся к 2021 году бюджетные кредиты, которые подлежат возврату в 2022, 2023, 2024 годах, будут реструктурированы аж до 2029 года, таким образом, практически на 12 лет. Здесь уже заложен тот стимул, о котором я говорил, по наращиванию собственного экономического потенциала.
М.Бондарева: Что касается проблемы, о которой говорил Президент на своей большой пресс-конференции, что при наличии такой низкой ставки, по которой можно брать государственные деньги, многие губернаторы берут кредиты у банков под большие проценты. Помните, он ещё сказал, что, возможно, у них есть какой-то сговор или какая-то выгода?
Д.Козак: Эта версия имеет право на существование, и мы тоже имеем такие предположения, предпосылки, но уверен, что это редкость и регионы многие просто берут кредиты – это нормальная ситуация, это происходит во всём мире, когда регионы и государства берут заимствования в коммерческих банках. Наши регионы, особенно с учётом того, что недостаточно справедливый был механизм выравнивания, тоже вынуждены были... Даже самодостаточные регионы занимают в коммерческих банках, для того чтобы реализовывать инвестиционные проекты. А многие занимают просто на текущие цели, на проедание, что называется, есть и такая проблема. И здесь мы проработали, это как раз в условиях реструктуризации бюджетных кредитов заложено, что субъекты Российской Федерации, которые имеют бюджетные кредиты (а мы оказываем существенную помощь в связи с реструктуризацией), не могут занимать у банков по ставке более чем ключевая ставка плюс 1% маржи для банка.
М.Бондарева: Чтобы для наших зрителей было понятно: по Вашим прогнозам, когда удастся преодолеть эту огромную пропасть, которая сейчас существует между регионами и Москвой, Санкт-Петербургом и основными городами-миллионниками? Это возможно вообще?
Д.Козак: Думаю, что тут преодолеть различия невозможно. Это ещё никому в мире не удавалось. Но сблизить уровень жизни, качество условий нам точно в обозримой перспективе, до 2025 года, удастся. Я только хочу сказать, что даже в этом году в результате тех ресурсов, которые были предоставлены из федерального центра, в результате реструктуризации (а само выравнивание тоже произведено с учётом сложившейся долговой нагрузки и по бюджетным кредитам, и по коммерческим заимствованиям) разрыв в бюджетной обеспеченности в расчёте на душу населения – то есть адекватное сопоставление – сократился с 5,7 раза до 2,6 раза между 10 самыми высокообеспеченными и 10 самыми низкообеспеченными регионами. Это существенный шаг вперёд. Раньше эти различия исчислялись десятками раз. Но и сейчас до выравнивания очень большая разница.
М.Бондарева: Что касается обустройства городских территорий. В этом году есть такое направление, можно сказать, мейнстрим, и не только для Москвы, но и для многих регионов. Я знаю, потому что сама ездила, наблюдала. Как здесь работа продвигается?
Д.Козак: Эстетика среды обитания, комфортная городская архитектурная среда – чрезвычайно важный элемент качества нашей жизни, мы все это прекрасно понимаем. Просто у государства, наверное, руки не доходили до того, чтобы взяться, не было таких финансовых возможностей. Надо ещё напомнить, что культура быта – это элемент общей культуры каждого человека. Начиная с этого года были выделены 25 млрд рублей, для того чтобы простимулировать муниципальные образования заняться этой темой. Чрезвычайно важно, чтобы это не было только делом властей. Очень важно. Без участия жителей мы ничего не сделаем. Именно поэтому эта программа, выделение этих денег было обусловлено целым рядом условий, связанных с вовлечением граждан.
М.Бондарева: А как должны быть вовлечены граждане?
Д.Козак: 6,5 миллиона человек только в этом году приняли участие в обсуждении проектов благоустройства, обновления общественных пространств, дворовых территорий. В настоящее время ремонтируются 19 тыс. дворовых территорий и 2,7 тыс. общественных пространств – центральные улицы, центральные площади, парки. Все эти решения приняты после тщательного обсуждения с людьми. На общих собраниях, в интернете – формы самые различные, все доступные современному человеку формы сегодня задействованы. И было проведено (есть статистика, есть отчёты) 38 тыс. обсуждений в целом по стране. 1632 муниципальных образования с общей численностью 85 млн человек значатся в территориях, которые участвуют в настоящее время в этих программах, это очень много. Практика показала, что люди крайне заинтересованы, всё это востребовано, и мы и дальше будем это продолжать. Задача состоит в том, чтобы до конца реализации этой программы, до 2022 года, все без исключения общественные пространства, дворовые территории во всех населённых пунктах численностью более тысячи человек были благоустроены. Чтобы мы жили в красивой, привлекательной стране, в красивых населённых пунктах, которые поднимают настроение людей.
М.Бондарева: Из бюджета сколько выделено денег на программу по благоустройству?
Д.Козак: На 2018 год – 25 млрд рублей из федерального бюджета, в 2017 году из федерального бюджета тоже выделено 25 млрд рублей, а вместе с региональными и местными бюджетами будет потрачено 42 млрд рублей на создание комфортной городской среды.
М.Бондарева: Ещё проблемный вопрос – это управляющие компании, регулирование отношений граждан и управляющих компаний в сфере ЖКХ. Какие решения здесь были приняты Правительством за этот год? Как было решено урегулировать вопросы очень сложной сферы?
Д.Козак: Ещё одна очень болезненная тема. Очень сложная тема. Вся система управления с момента, когда мы начали приватизацию жилого фонда, это ещё в начале 1990-х годов, система управления многоквартирными жилыми домами была выстроена с расчётом на высокую социальную активность жителей этих многоквартирных домов, на высокую способность их к самоорганизации, способность совместно принимать необходимые решения по управлению домом и эффективно контролировать – а они нанимают управляющие компании в соответствии с этой системой, с действующим законодательством. К сожалению, смело могу сказать, что это была фантазия, но от неё чрезвычайно тяжело отказаться, перейти на какую-то другую систему.
М.Бондарева: Людям неинтересно заниматься собственным уровнем жизни.
Д.Козак: К сожалению. Мы уже это проходили, я неоднократно говорил об этом – и это вызывало критику… В сельском хозяйстве в советское время были коллективные хозяйства, колхозы, где все члены имели право участвовать в принятии ключевых стратегических решений. А по факту ведь никто же этого не делал. То же самое и здесь. Поэтому мы вынуждены вместо граждан жёстко регулировать и деятельность управляющих компаний. Ещё в позапрошлом году была введена система лицензирования деятельности управляющих компаний. Теперь в лицензию каждой компании включён конкретный дом, то есть все дома, которыми они вправе управлять. Раньше была даже такая своеобразная конкуренция на этом рынке различных управляющих компаний, когда они просто приносили платёжки – практически не управляли, а платёжные документы разбрасывали по почтовым ящикам, и люди не понимали, кому заплатить, и платили разным компаниям за одну и ту же услугу
М.Бондарева: Я сама лично сталкивалась с этим, знаю, о чём речь.
Д.Козак: Сегодня условия для совершения таких мошеннических действий устранены. Появилась возможность более целенаправленно контролировать и со стороны муниципалитетов, государственных органов, жилищного надзора и со стороны граждан деятельность этих компаний. В настоящее время осталась ещё одна достаточно болезненная тема – это вопросы расчётов управляющих компаний за коммунальные ресурсы: за электроэнергию, воду, тепло. Как правило, собираемость за коммунальные ресурсы платежей от граждан у нас достаточно высокая, но они странным образом во многих случаях не доходят до ресурсоснабжающих организаций. В связи с этим Правительством в настоящее время подготовлено, об этом говорилось и Президентом, и Председателем Правительства, решение исключить управляющую компанию из этих расчётов. Если при отсутствии задолженности граждан есть существенная задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями, то эта компания по решению общего собрания собственников жилых домов с участием муниципалитета отстраняется от сбора платежей за коммунальные ресурсы.
М.Бондарева: А как это будет происходить?
Д.Козак: Сегодня на практике, например, за электроэнергию мы все получаем отдельные платёжные документы. Сами ресурсоснабжающие организации будут рассылать платёжные документы и следить за сбором платежей.
М.Бондарева: Сами ходить оплачивать в банк?
Д.Козак: Да. Непосредственно. То есть система в принципе та же, но управляющая компания не сможет прикасаться к этим деньгам – она будет получать средства только за коммунальные услуги.
У нас также в этом году возникла проблема, мы занимаемся этим давно – осуществляем мониторинг, как формируются цены на жилищные услуги… Это, собственно, не коммунальные услуги, а те услуги, которые оказывает управляющая компания, по уборке дома, уходу за домом, обслуживанию внутридомовых сетей и так далее. И дифференциация уровня платы по одинаковым, сопоставимым климатическим условиям, по сопоставимым конструктивным особенностям домов различается в пять-шесть раз. В связи с этим принято решение выработать единую, обязательную для применения на всей территории страны методику формирования цены на жилищные услуги. Эта методика будет обязательной для всех муниципалитетов. У нас и сегодня есть такое правило: если жители домов не собрались на общее собрание и сами не установили для своей управляющей компании размер платежей, их устанавливает муниципалитет. Муниципалитеты должны будут строго следовать этой методике. А если люди сочтут необходимым платить больше за какие-то дополнительные услуги, за услуги лучшего качества, то это можно сделать исключительно по решению собственников многоквартирных домов.
Но, повторю, без участия граждан, без участия собственников – а у нас 80% жилого фонда приватизировано – никакое государство здесь порядок не наведёт, если не будет социальной активности и способности к самоорганизации со стороны наших людей.
М.Бондарева: Ваши оценки результата внедрения проекта по капремонту?
Д.Козак: Это было несколько лет назад. Вы знаете, в течение двух лет мы с парламентом, на различных уровнях обсуждали внедрение этой системы. Хотя, напомню, у нас эта система с 2004 года декларативно существовала. В Жилищном кодексе, который действует с 2004 года, обязанность по капитальному ремонту многоквартирных домов лежала (чётко и ясно записано в законе) на собственниках жилых помещений в многоквартирном доме. Но это где-то использовали всякие жульнические компании, для того чтобы прибрать деньги на эти цели, не ремонтируя ничего, а где-то и вовсе ничего не делалось. Это приводит к ухудшению жилищного фонда, его старению. Потом мы вынуждены тратить огромные деньги на ликвидацию аварийного жилого фонда. Поэтому это вынужденная мера. Она проходила очень болезненно, но сегодня можно с уверенностью сказать, что эта мера, этот механизм капитального ремонта за счёт средств собственников жилых помещений… Независимо от того, являются собственниками граждане, либо муниципалитет, либо какое-то ведомство, – все платят эти взносы на капитальный ремонт, чтобы можно было ремонтировать дома. Из 745 тыс. многоквартирных жилых домов, которые включены в долгосрочные программы капитального ремонта, к настоящему времени 100 тыс. уже отремонтировано. 311 млрд рублей вложено в капитальный ремонт домов. Поменяли 46 тыс. лифтов – это то, что напрямую влияет на безопасность людей, – за счёт этих ресурсов.
Никогда в таких объёмах государство не смогло бы собрать такие ресурсы и сделать ремонт в таких масштабах. Поэтому доверие людей к этой системе растёт. И собираемость этих платежей на капитальный ремонт ежегодно возрастает: если она была на уровне 60% (первый год – 75%), то сегодня 89% граждан исправно платят взносы на капитальный ремонт. Естественно, финансовое участие людей в содержании своего дома, в его ремонте повышает ответственность за сбережение этого имущества. Такая же ситуация и с комфортной городской средой. Чем больше люди непосредственно участвуют в благоустройстве, тем больше они это берегут, это очень важный элемент общей культуры гражданина.
М.Бондарева: Вы ещё курируете регионы особой важности, если можно так сказать, – Крым и Калининград. Там сейчас как дела?
Д.Козак: В целом всё в порядке. У нас есть несколько регионов, которые поручены отдельным вице-премьерам, – это Дальний Восток, Северный Кавказ, Крым и Калининград, которые за мной, Арктическая зона за вице-премьером Рогозиным Дмитрием Олеговичем. Если говорить о Крыме и Калининграде, то в целом идёт опережающее обустройство этих территорий, каждой с учётом её специфики. Если говорить о Калининграде, то это прежде всего обеспечение его энергетической, транспортной, информационной безопасности. Там реализуются масштабные проекты по строительству железнодорожной паромной переправы, по строительству оптико-волоконной линии, реализуется «дорожная карта» по обеспечению энергетической безопасности, строится линия электропередачи, новые объекты электрогенерации, хранилища для сжиженного газа – всё идёт в принципе по плану, и мы в 2018–2019 годах в основном решим эти проблемы.
Что касается Крыма, то это масштабная программа по инфраструктурному обустройству территории. Не только снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики, хотя это стоит на первом месте. Две трети средств, которые предусмотрены Федеральной целевой программой (напомню, это более 820 млрд рублей на период до 2020 года), – это в основном на производственную инфраструктуру, и одна треть – на социальную (школы, больницы, детские сады, поликлиники). Огромное множество – 624 объекта строится, реконструируется в рамках этой программы.
М.Бондарева: Сейчас?
Д.Козак: В текущем режиме. Идёт масштабная работа. Но не без проблем, как всегда в таких сложных, масштабных проектах.
М.Бондарева: О Вашем любимом Сочи тоже не могу не спросить. Как он развивается?
Д.Козак: Сочи живёт, живёт очень неплохо, развивается. Заполняемость инфраструктуры, во всяком случае гостиничной (это ключевой показатель), практически стопроцентная. В летний период – в прибрежном кластере, в зимний период – в горном кластере. Но есть такой факт: растёт популярность горного кластера в летний период. В прошлом году средняя заполняемость горных курортов была 85% в летний период. Сегодня все владельцы этого бизнеса смотрят в будущее с оптимизмом.
Продолжает функционировать межведомственная комиссия (я её возглавляю) по мониторингу развития олимпийских объектов, с тем чтобы они не стояли, чтобы были задействованы. Совсем недавно комиссия провела заседание, на котором инвесторы заявили, что будут вкладывать дополнительные деньги –например, 4,5 млрд рублей дополнительно в «Роза Хутор», его развитие.
М.Бондарева: Они выходят на прибыль?
Д.Козак: Выходят. Мы оказываем необходимую поддержку – с точки зрения долговой нагрузки, налоговой нагрузки.
М.Бондарева: Со стороны государства?
Д.Козак: Со стороны государства. Всё, что можем. Не так много, но мы обязаны поддержать. Это жемчужина, которую мы должны поддержать, для того чтобы она служила миллионам наших людей.
М.Бондарева: Ещё одна жемчужина Сочи сейчас – это «Формула-1». Когда она в этом году будет проходить? Что будет нового?
Д.Козак: «Формула-1» – один из элементов олимпийского наследия. В 2018 году она будет проходить 30 сентября. Мы обо всём договорились. Договорились принципиально и в ближайшее время намерены подписать контракты с ключевыми спонсорами и инвесторами – нашего бизнеса прежде всего, любителей этого вида спорта. Мы подписали контракт о продлении наших взаимоотношений с мировой «Формулой-1» до 2025 года. Такой хороший спортивный праздник.
М.Бондарева: То есть до 2025 года каждый год «Формула-1» будет проводиться в Сочи?
Д.Козак: Каждый год у нас будет проходить «Формула-1».
М.Бондарева: И последний вопрос: где Вы будете Новый год отмечать?
Д.Козак: Я должен поддерживать Сочи.
М.Бондарева: В горах?
Д.Козак: В горах. Зимой – в горах.
М.Бондарева: Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Хорошо Вам отметить.
Д.Козак: Спасибо. Вас тоже с Новым годом. И всех ваших зрителей с Новым годом.