Обсуждалась реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, а также влияние на отрасль принятых изменений в нормативно-правовые акты.
Вступительное слово Александра Хлопонина:
Сегодня мы проводим заседание Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка, на котором рассмотрим два основных вопроса.
Первый – о нашей работе по реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке.
Напомню, что в этот план включено 23 мероприятия по трём блокам: по отработке экономических механизмов регулирования рынка, по его декриминализации и по снижению уровня алкоголизации населения. С момента принятия «дорожной карты» прошло уже два года. Над её реализацией мы работали почти всем Правительством – это около 20 ведомств, и за счёт синергетического эффекта добились исполнения практически всех пунктов. Незавершёнными остаются три мероприятия. Это вопросы, связанные с сотрудничеством со странами Евразийского экономического сообщества, с лицензированием пивных напитков и легализацией интернет-торговли. Работа в этих направлениях продолжается.
Во втором вопросе более детально обсудим, как влияют на отрасль принятые изменения в нормативно-правовые акты.
Начну с некоторых общих оценок состояния алкогольного рынка.
По данным Минфина России, за девять месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма поступивших акцизов увеличилась на 10% (на 24,4 млрд рублей) и составила 262,5 млрд рублей (238,1 млрд рублей – за аналогичный период 2016 года);
Более чем на 20% выросло производство этилового спирта, на 4% выросло количество организаций, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции (347 организаций); количество выданных им лицензий на производство этилового спирта и алкогольной продукции выросло на 7% и составило 761 лицензию. Розничная продажа алкогольных напитков также увеличилась почти на 8%.
Данная статистика прежде всего говорит об «обелении» алкогольного рынка. Здесь сразу хотел бы акцентировать, что рост происходит именно за счёт легализации рынка. При этом с 2014 года по 2017 год, напротив, показатель потребления снизился на 10% – с 11 литров до 10 литров на душу населения. Напомню, что в 2008 году этот показатель составлял 18 литров. Это, конечно, очень позитивный результат.
Одним из важнейших контрольных показателей «дорожной карты» является расхождение между объёмом легально поступившей на рынок от производителей и импортёров крепкой алкогольной продукции и задекларированным объёмом её розничных продаж. По итогам девяти месяцев 2017 года расхождение находится на уровне статистической погрешности – всего 3,2%, что почти в четыре раза ниже запланированных 12%.
Весомый вклад в борьбу с теневым рынком вносят наши правоохранительные органы, работающие на стыке с контрольными органами.
Вы знаете, что с 2015 года действует постановление Правительства №1027, которое позволяет изымать используемое нелегально оборудование и произведённую на нём продукцию. За это время ликвидировано около 300 нелегальных производств и складов, изъято из незаконного оборота почти 70 млн литров этилового спирта.
Очевидно, что теневой бизнес на алкогольном рынке вследствие ужесточения мер наказания перестал для многих так называемых предпринимателей быть курицей, несущей золотые яйца. В текущем году количество выявленных правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции снизилось на 12,9%, количество выявленной незаконной продукции уменьшилось на 35,2%.
При этом, по данным МВД России, в результате принятых мер за девять месяцев 2017 года выявлено 99 тыс. правонарушений, в том числе около 2 тыс. нарушений, связанных с выпуском и оборотом продукции, маркированной поддельными акцизными марками. Возбуждено порядка 6 тыс. уголовных дел, внесено 127 представлений на приостановление действия лицензий.
Все эти цифры говорят о том, что поставленные нами в «дорожной карте» цели в целом успешно достигаются. Во многом это результат усилий, которые прилагались на законодательном уровне. В рамках реализации «дорожной карты» принято восемь федеральных законов.
С самого начала работы нашей правкомиссии над «дорожной картой» мы с вами договорились, что это будет гибкий документ, который мы сможем корректировать и дополнять в соответствии с возникающими вызовами.
Сегодня, когда мы, можно сказать, развернули рынок в сторону его цивилизованного развития, мы подошли к решению новой задачи – повышения контроля за качеством производимой алкогольной продукции.
В канун Нового года российская система качества провела большое исследование рынка водки. Было протестировано 49 брендов российской и импортной водки по 20 показателям. В ходе исследования в легальной розничной сети не было выявлено ни одного образца так называемой палёной водки, при этом более 60% товаров превзошли показатели ГОСТа и были названы товаром повышенного качества.
Что касается остальных напитков, результаты проверок на рынке коньячной продукции и шампанского демонстрируют высокий уровень хождения фальсифицированной продукции. Зачастую под видом коньяка и шампанского на полке стоит подкрашенный этиловый спирт с ароматизатором. По данным Росалкогольрегулирования, из 117 наименований коньяков в ходе проводимой в 2017 году проверки выявлено 49 наименований, не соответствующих ГОСТу. В других видах алкогольной продукции – похожая картина со своей спецификой в каждом случае.
Считаю целесообразным проблемы контроля качества выделить в отдельный блок мероприятий и на следующем заседании комиссии (ориентировочно в марте следующего года) обсудить предложения ведомств для их включения в этот блок.
Также считаю необходимым продолжить работу по усилению контроля за производством этилового спирта. В этой части работу нужно вести в двух направлениях. Во-первых, продолжить консолидацию спиртовых активов на базе государственной компании «Росспиртпром». Во-вторых, усилить контроль на спиртовых заводах современными средствами автоматизированного контроля и учёта.
Отдельного внимания заслуживает вопрос раздельного регулирования различных отраслей алкогольного рынка. Для этого имеются все предпосылки. Мы понимаем, что каждая категория продукции имеет свою специфику и регулирование рынка должно её учитывать посредством отраслевого 171-го закона. Знаю, что вопрос в значительной степени проработан, в том числе на профильной рабочей группе при правкомиссии.
Перед тем как перейти к работе комиссии, хочу напомнить, что впереди новогодние праздники. Этот период не обходится без алкоголя, что зачастую оборачивается негативными последствиями для жизни и здоровья наших граждан. Прошу членов комиссии, средства массовой информации по своим каналам уделить внимание соответствующей профилактической работе с населением.
Сегодня, повторю ещё раз, мы можем сказать, что оборудованные системой ЕГАИС точки продаж гарантируют продажу легальных напитков, за качество которых отвечают их легальные производители.