В повестке: о развитии отечественной кинематографии в 2016–2017 годах и о деятельности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, о мерах поддержки отечественной анимации, о программе поддержки дебютных проектов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Владимира Мединского о развитии отечественной кинематографии в 2016–2017 годах
Перед
заседанием Дмитрий Медведев посетил Государственный центральный музей кино.
Государственный центральный музей кино основан в 1989 году. Современное здание музея расположено в павильоне №36 на территории ВДНХ и открыто для посещения с 20 октября 2017 года. Экспозиция музея включает фондохранилища, шесть выставочных зон, научно-образовательный центр, три кинозала для показа кино с цифровых и аналоговых носителей, аудитории для проведения лекций по истории и теории киноискусства.
Деятельность
Музея кино направлена на сбор, систематизацию и описание предметов по истории
кинокультуры; организацию выставок и экспозиций, связанных с историей
кинематографа; формирование программ из выдающихся фильмов отечественного и
зарубежного кинематографа.
Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня в хорошем месте встречаемся, во всяком случае, в правильном месте для проведения заседания Правительственного совета по развитию кинематографии – музей, который, надеюсь, будет популярным местом, особенно в тот период, когда ВДНХ заработает в полную силу.
Мы встречаемся в завершение года, чтобы обсудить некоторые итоги развития киноотрасли за прошедшее время, поговорить о перспективах развития – как в целом, так и по отдельным направлениям. Отдельные направления бывают подчас важнее, чем разговор в целом.
В предыдущий раз наша встреча проходила достаточно давно (в прошлом году, в начале). Год был особенный – Год кино в нашей стране, прошли тысячи мероприятий. Люди знакомились как с классикой кинематографа, так и с современными работами.
Проведение таких тематических годов позволяет привлечь внимание к проблемам развития кинематографа, к перспективам и целому ряду задач, которые должны решаться.
В уходящем году
закончился, как я уже сказал, переезд в новое здание Государственного
центрального музея кино. Здесь очень удобно проводить мероприятия.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, 19 декабря 2017 года
Теперь по сути встречи. Если говорить о средствах на развитие отрасли, то они, как и в прежние годы, выделяются – наверное, не в том объёме, как обычно этого хотят кинематографисты, тем не менее это достаточно значительные для нашего бюджета деньги, для того чтобы снимать хорошие фильмы и в целом развивать отрасль. За 2016 год и неполный 2017 год всего было выделено приблизительно 15 млрд рублей – это прямое финансирование. Оказывались и иные формы поддержки. Как и просили кинематографисты, мы приняли целый ряд решений по линии Правительства, в частности освободили средства, которые выделяются кинокомпаниям, от казначейского сопровождения. Эта тема несколько раз поднималась, и, как обычно в жизни и бывает, у представителей кинематографа и других творческих профессий были свои аргументы, у представителей Министерства финансов – иные аргументы, тем не менее такие решения были приняты. Были запущены пилотные проекты, которые обкатывают механизм возврата части расходов, понесённых при производстве фильмов в регионах, что должно позволить расширить географию съёмок.
Реализуется программа по кинофикации регионов, что, на мой взгляд, исключительно важно. Идёт и другая региональная программа, касающаяся возрождения клубной деятельности в небольших населённых пунктах, в сельских населённых пунктах, что неплохо и для развития кино. Идёт переоборудование кинозалов. Эта программа должна быть продолжена, потому что она полезна и её ждут в самых разных наших территориях. Причём речь идёт, конечно, о переоборудовании на базе современной техники, и значительная часть кинопоказов там отведена под российские киноленты.
Результаты. Если говорить о кассовых сборах, то они выросли. Более того, если считать простым арифметическим порядком, то это максимальные показатели за современную историю. Вопрос, конечно, в том, с чем сравнивать и как сравнивать.
В этом году вышли фильмы, которые по сборам преодолели планку и в миллиард рублей. Высокие показатели демонстрировал целый ряд кинолент, но, наверное, всё это всегда относительно: я с частью здесь присутствующих коллег встречался, обсуждал это, – это вызывает тоже, естественно, разную реакцию. Но в любом случае ориентироваться на сборы всё равно необходимо, потому что нет другого универсального показателя. Хотя этот показатель не может быть единственным, и это тоже понятно.
Есть и целый ряд вопросов о том, как поддерживать, кого поддерживать, за счёт государства, конечно, имею в виду. В том числе, например, фильмы, которые у нас каждый год производятся на базе различного рода таких кинофраншиз, которые каждый год выходят, каждый раз окупаются, они вполне популярны, востребованы. Возникает только вопрос, зачем им нужны меры государственной поддержки, если на них и так придут. Может, как-то иначе эти деньги перераспределить? Я ничего не предопределяю, но всё-таки предлагаю над этим задуматься.
Развивается и российская анимация. Ещё в 2015 году для неё была выделена квота в общем объёме средств, которые Минкультуры выделяет на кинопроизводство, это 15%. Бóльшая часть должна идти, естественно, на детскую анимацию. Недавно был разработан и направлен в Думу пакет из двух законопроектов. Они устанавливают льготный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для российских производителей анимационной продукции в размере 14%. Специально на этом акцентирую внимание (коллеги знают, тем не менее напомню): все такие решения принимаются с боями и со сложностями. Потому как одно дело поддерживать кинематограф, другое дело – верстать бюджет в целом. Поэтому льготы – всегда очень непростая история, в обсуждении которой принимают участие все мои коллеги, представляющие как экономический блок Правительства, так и, что называется, гуманитарное направление, включая Министерство культуры. Анимация в текущем году получила из федерального бюджета 430 млн рублей, было запущено свыше 80 проектов.
Внимание также уделялось и тем, кто начинает свой путь в кинематографе. Есть сейчас идея о создании системы грантов на производство дебютных проектов, которые позволяли бы поддержать талантливых выпускников профильных вузов.
Есть целый ряд других вопросов, которые традиционно мы обсуждаем, в том числе такой сложный вопрос, как оформление закупок, осуществляемых за счёт мер государственной поддержки. Об этом много сейчас говорят, много пишут. Есть целый ряд резонансных историй. Надо думать о том, каким образом эту систему менять. Но это не очень простая юридико-техническая задача, хотя поручения на сей счёт уже даны. Давайте обсудим и этот вопрос.
Я попрошу Министра культуры сделать короткую презентацию с учётом того, что основные позиции я, собственно, уже назвал. Пожалуйста, Владимир Ростиславович (обращаясь к В.Мединскому).
В.Мединский: Уважаемый
Дмитрий Анатольевич!
С учётом того, что, как Вы сказали, предыдущее заседание совета по кино прошло в начале прошлого года, я кратко доложу о ситуации за истекшие почти два года.
Прошлый год был Годом кино, он дал мощнейший импульс популяризации отечественного кино. В Министерстве культуры был создан штаб по проведению Года кино. Впервые была организована «Ночь кино» – в конце августа, в День российского кино, когда почти на 2 тыс. площадок по всей стране бесплатно показывали лучшие фильмы, уже отошедшие в прокате, и тем не менее люди шли в кино, в кинотеатры.
Было запущено 12 тематических поездов «РЖД», несколько поездов московского метро и даже пять именных самолётов «Аэрофлота».
В целом этот огромный комплекс мероприятий дал результатом максимальное количество кинозрителей в российских кинотеатрах за новейшую историю России – 35,2 миллиона кинозрителей. Это был абсолютный рекорд, мы очень им гордились. Рывок за один год осуществлён – плюс 20%.
Импульс был дан серьёзный, и государственная политика в сфере поддержки кинематографа стала давать качественные результаты. В итоге в этом году мы вышли на прирост ещё плюс 43% – и по киносборам, и, что самое важное, по зрителям. Потому что оценку кинофильмам ставят зрители, и они либо идут в кино, либо не идут.
Таким образом, в этом году, хотя год ещё не закончился, мы устанавливаем новый рекорд: на сегодняшний день 51,5 миллиона кинозрителей посмотрели в кинотеатрах отечественное кино.
Общий рост за два года – плюс 65%. Наверное, это одна из самых быстрорастущих отраслей экономики, и не только в России.
Как Вы сказали, с
прошлого года запущен проект открытия современных кинозалов в малых городах, в
райцентрах. Это
те города, откуда полностью в 1990-е годы ушло кино. Всё там закрылось. В
лучшем случае были мебельные салоны, или не было ничего. И мы посчитали, что
примерно 50 миллионов человек, жителей этих городов, вообще не имеют
возможности пойти в кинотеатр. До конца этого года открываем 639 современных
кинозалов. Что значит современных? Они подключаются к DCP,
3D, и премьеры выходят в один день с Москвой,
Нью-Йорком, мировыми премьерами. До конца 2018 года 800 современных кинозалов
будет открыто в малых городах. Этот проект даёт большой импульс развитию
бизнеса, потому что мы даём лишь небольшую субсидию на закупку современного
оборудования и подключение, а дальше всё идёт за частный счёт. И это рабочие
места, это люди. Это центр просвещённого досуга и деловой активности.
В целом за два года потрачено на это чуть более 3 млрд рублей из федерального бюджета. Все эти средства мы выделили из лимитов Минкультуры, не запрашивая Минфин дополнительно. Среди лидеров регионов, где открылось максимальное число кинозалов на текущий момент, Омская область – 27 кинозалов, во всех райцентрах. В Ульяновской области – 15. На сегодняшний день 74 субъекта охвачены этой программой.
По анимации. Мы провели перезагрузку киностудии «Союзмультфильм», влачившей ничтожное существование ещё два года назад. Например, в 2012 году объём производства киностудии «Союзмультфильм» составлял 7 млн рублей. При этом государственная дотация – 60 млн рублей. Деньги фактически тратились на самосуществование киностудии. На сегодняшний день объём кинопроизводства «Союзмультфильма» – почти 90 млн рублей, на следующий год сформирован уже пакет из бюджетных и внебюджетных, что очень важно, источников более чем на 200 млн рублей. «Союзмультфильм» получил впервые собственное здание на улице Королёва, там разворачивается большой комплекс и обучения, и производства.
В целом я могу назвать лишь одну цифру по анимации: по сравнению с 2011 годом рынок анимации вырос более чем в три раза в деньгах, в продажах.
Проводим параллельно перезагрузку государственных киностудий. Концерн «Мосфильм» реализует большой инвестиционный контракт, создаётся многофункциональный студийный комплекс на базе киностудии имени Горького. Киностудия «Ленфильм», получив кредит ВТБ, также провела модернизацию, возобновила эффективное кинопроизводство.
В двух словах по законодательным инициативам, помимо тех, которые Вы упомянули, Дмитрий Анатольевич.
Мы занимаемся с этого года так называемым раздвижением релизов, нам это право дано постановлением Правительства. Очень эффективная мера, которая позволяет избегать избыточной конкуренции между отечественными фильмами и выбирать наиболее выгодное время для проката нашего кино. Это тоже помогает нашим сборам, и рост этого года (плюс 43%) в том числе происходит в некоторой степени благодаря этой ручной работе Министерства культуры. Нам даже удалось в этом году раздвинуть конкуренцию между двумя очень похожими замечательными фильмами про космонавтов, в итоге оба они стали лидерами проката – и «Салют-7», и «Время первых».
Подписан законопроект за эти два года о разрешении некоммерческого показа отечественных фильмов в музеях, библиотеках, образовательных учреждениях. Собственно, благодаря этому и работают кинозалы в Третьяковской галерее, в Русском музее, в наших учебных заведениях. В том числе и здесь, в Музее кино, тоже работает кинозал – это было бы невозможно без этого законопроекта.
Все национальные фильмы, получающие господдержку, теперь подлежат обязательному субтитрированию и тифлокомментированию. Освобождаются от получения прокатного удостоверения фильмы, которые идут на показ на кинофестивали. И ещё три инициативы, которые я предложил бы поддержать. Мы их очень тщательно на протяжении более чем года обсуждали с отраслью, искали разные формы.
Во-первых, речь идёт о более оперативном пресечении незаконного использования в сети Интернет, попросту говоря о борьбе с пиратством. Этот законопроект в мягком варианте сейчас работает. Ресурс его эффективности подошёл к концу. Мы согласовали с Минкомсвязью наконец-то (спасибо Николаю Анатольевичу (Никифорову)) более жёсткий вариант этого законопроекта, который позволяет в течение 72 часов блокировать распространение пиратского кинопродукта в интернете.
Также мы готовим к внесению законопроект, обсуждённый с отраслью, по которому в кинотеатрах не разрешается более 35% сеансов выделять одному фильму. Это разумная антимонопольная мера, принятая во многих странах. Иначе в кинотеатрах зачастую западные дистрибьюторы, особенно в однозальных, двузальных кинотеатрах, продавливают по 50–60% под один фильм. И всё остальное идёт либо поздней ночью, либо можно в девять утра что-нибудь посмотреть. Если мы с вами сейчас откроем ЕАИС, которая у нас в свободном доступе… Кстати, это тоже, я считаю, наше большое отраслевое достижение. Мы ещё два-три совета назад говорили, что невозможно посчитать сборы. Вот они – онлайн каждую секунду. Я, например, смотрю каждый день, что у нас происходит с фильмами. И вот мы видим, что сейчас фильм «Звёздные войны» в результате, естественно, предельно здоровой конкуренции имеет 50% сеансов в стране. Это называется – монополия, ведущая к загниванию.
Д.Медведев: Это по всей стране?
В.Мединский: Да. А как с ними конкурировать? Они просто давят нас. Поэтому предлагаем не более 35% – это даст возможность зрителю в конце концов выбирать, чтобы шло как минимум три фильма в кинотеатре.
И следующая мера, также принятая во многих странах за рубежом. Образцом здесь является для нас Франция. Это введение так называемого неналогового платежа, поступающего непосредственно в поддержку отечественного кинематографа, с каждого проданного билета. Мы долго эту тему обсуждали с отраслью, звучали разные цифры. Во Франции, для понимания, 12% с каждого проданного билета поступает во французский фонд кино, не считая сборов с рекламы, с телевизионной рекламы и прочее. Мы предлагаем начать с 3%. Кинотеатры в целом эту меру поддерживают, все крупнейшие киносети считают её разумной. Это даст нам приблизительно не менее 1,5 млрд рублей ежегодно в Фонд кино. Естественно, эти деньги будут поступать непосредственно в Фонд кино, который традиционно получает от Министерства культуры бóльшую часть бюджета на киноподдержку.
Кстати, говоря о возвратных средствах, практика, по которой часть средств, выделяемых на поддержку кинематографа, возвращается, позволяет нам иметь сейчас в обороте почти 4 млрд рублей (3,6 млрд, более точно), которые Фонд кино постоянно реинвестирует в кинопроизводство. Эта сумма примерно на 500 млн рублей ежегодно увеличивается. Принятие возвратной системы позволило нам даже в самые сложные годы после 2014 года не только не уменьшить, а, наоборот, ежегодно наращивать киноподдержку, что опять же отражается в реальных, практических цифрах.
Говоря об итогах предпоследнего, шестого заседания и данных Вами поручениях, могу сказать кратко: все поручения выполнены.
Д.Медведев: Теперь прошу наших
коллег несколько слов сказать. С учётом того, что министром уже было сказано.
По линии Фонда кино. Владимир Ильич (обращаясь к В.Толстому), пожалуйста.
В.Толстой (советник Президента Российской Федерации, председатель попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии): Добрый день, уважаемые коллеги!
Приятно подводить такие итоги года. Мы услышали рекордные цифры. Думаю, можно сделать из этого вывод, что первоочередные задачи по возрождению отечественного кинопроизводства и кинопроката, поставленные на рубеже 1990-х – 2000-х годов, сегодня в целом выполнены.
В центре государственной политики в сфере кинематографии, как мне представляется, должны находиться две связанные между собой задачи: сохранение этих положительных тенденций в производстве и прокате, с одной стороны, и развитие кинематографа как искусства, повышение качества создаваемых фильмов и воспитание зрителя – с другой.
Социологи зафиксировали изменение структуры отечественной киноаудитории. По данным ВЦИОМ, российский зритель стал старше, чем, скажем, в начале нулевых. Каждому третьему посетителю кинотеатра от 25 до 35 лет (33%). Доля посетителей от 18 до 24 лет несколько меньше, а подростки 14–17 лет, составлявшие основную массу зрителей в начале нулевых, – сегодня лишь 15% кинотеатральной аудитории. Это значит, что мальчики и девочки, которые заполняли наши кинотеатры 10–15 лет назад, выросли, стали родителями и пришли в кино со своими детьми. Исходя из этого, при выделении господдержки по линии Фонда кино мы сознательно отдаём предпочтение кино для семейного просмотра.
Но одновременно приведённые цифры означают, что сегодняшние подростки уже в значительно меньшей степени выбирают кинотеатр как место проведения досуга. А значит, в ближайшие годы мы можем столкнуться с общим снижением количества кинозрителей. Избежать этого можно, лишь увеличивая в общем кинорепертуаре количество фильмов, ориентированных на эту возрастную группу. Отечественное подростковое, молодёжное кино, как мне кажется, должно в ближайшие годы стать приоритетом наряду с семейным.
В этом же контексте следует рассматривать и предложения коллег-кинематографистов о необходимости расширять границы государственной поддержки анимационных сериалов. Технологии сегодня практически сняли различия между кино- и телепродукцией. Хорошие отечественные мультипликационные сериалы – один из самых ценных ресурсов в воспитании будущего кинозрителя.
Необходима поддержка и российских полнометражных документальных фильмов, причём и в производстве, и в прокате. Мировые тенденции свидетельствуют, что современный зритель готов смотреть неигровое кино, а наша школа документалистики заслуживает и больших экранов, и поддержки государства.
Из практических нововведений в работе фонда отмечу несколько наиболее существенных.
В этом году впервые фонд работает по трёхлетнему бюджету. Здесь особая благодарность Татьяне Геннадьевне Нестеренко (Т.Нестеренко – первый заместитель Министра финансов Российской Федерации), которая поддержала и, собственно, помогла реализовать это решение. Это позволяет продюсерам спокойнее планировать свою работу, что особенно важно при производстве крупных проектов.
Кроме того, зафиксирован уровень возвратности на 2017–2019 годы, и мы договорились использовать эти средства в основном на поддержку потенциально успешных фильмов и проката проектов, то есть в наименее рисковых сегментах. Тема эта чрезвычайно болезненная для отрасли, и, кстати, рекордные цифры этого года не в последнюю очередь связаны с тем, что в 2016 году в честь Года российского кино все средства были выделены на безвозвратной основе. Свыше 40% зрителей в этом году привели фильмы, поддержанные на безвозвратной основе.
В следующем году по просьбе отрасли конкурсы по распределению поддержки фонда пройдут дважды – весной и осенью, что также, на наш взгляд, сделает работу кинематографистов более комфортной.
В октябре этого года было проведено расширенное
заседание попечительского совета с участием ведущих представителей
кинематографического сообщества, многие из которых присутствуют здесь, в этом
зале. Мы внимательно выслушали пожелания наших коллег и собираемся воплощать их
в работе нашего фонда.
А.Малышев (исполнительный
директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной
кинематографии): Уважаемые
коллеги, позвольте очень коротко обратить внимание на основные результаты
работы.
В этом году в прокат уже вышло 34 фильма, поддержанных фондом. Объём поддержки этих картин составил менее 3 млрд рублей, а сборы – почти 9 млрд. Таким образом, на каждый рубль государственной поддержки мы имеем привлечение в киноиндустрию 3 рублей кассовых сборов. Хочу отметить, что этот показатель является стабильным за последние несколько лет.
В список самых кассовых картин года вошли «Викинг», «Притяжение», «Последний богатырь». Очень ждём результатов новых «Ёлок», «Трёх богатырей и принцессы Египта» и, конечно, проекта «Движение вверх». В этом году у нас появился новый рекордсмен: самым кассовым российским фильмом стал «Последний богатырь», ставший лидером отечественного кинопроизводства при поддержке Фонда кино. Доля российских релизов, достигших окупаемости на национальном рынке, по итогам года составит более 12%. Это очень важный результат, сопоставимый с самыми развитыми кинематографическим рынками, например с США. И превышающий, например, Францию.
В текущем году фондом было поддержано 58 проектов в производстве, 11 – в девелопменте и 20 – в прокате. Общий объём поддержки составил более 4,5 млрд рублей. При этом почти 1,6 млрд – это выделенные фондом собственные, оборотные средства, о чём говорил Министр культуры. Всего с 2013 года в отрасль таким образом реинвестировано почти 5 млрд рублей.
Совместно с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения и Агентством стратегических инициатив ведём работу по созданию кинокомиссий и введению механизма рибейтов. Запущены пилотные проекты в Калининградской области, Приморском крае, Ульяновской области. Созданы кинокомиссии, выплачены первые рибейты семи проектам на общую сумму 20 млн рублей. Это немного, тем не менее пилот обкатан. На следующий год в бюджетах только этих регионов у нас заложено уже 70 млн рублей. Пользуясь случаем, хотел бы привлечь внимание продюсеров к этому факту. Кроме того, созданы кинокомиссии в семи субъектах Российской Федерации, дополнительно ведём переговоры по Ленинградской области, Пермскому краю, Красноярскому краю, Владимирской области.
По линии единой информационной системы выпущено мобильное приложение для смартфонов и планшетов, создана англоязычная версия. Сборы нашего рынка пересчитываются в том числе в доллары, что делает наш рынок гораздо более прозрачным для внешних инвесторов. В следующем году в рамках развития нашей системы каждый кинотеатр, подключённый к ЕАИС, будет получать в автоматическом режиме из системы аналитический отчёт о своей работе в рамках своего региона, для того чтобы посмотреть, с какой эффективностью он работает. То есть система теперь помогает кинотеатру работать лучше.
Кроме того, мы планируем в следующем году запустить онлайн-трекер для помощи продюсерам. Эта система позволит иметь практически постоянно действующую онлайн-фокус-группу. У зарубежных коллег такая система есть. Например, компания Nielsen её поставляет. У нас её не было, мы очень хотим её сделать.
На предыдущем заседании совета фонду было поручено предусмотреть выделение грантов малоимущим талантливым студентам. По этой линии у нас поддержано за этот период 89 студентов. Многие, несмотря на то что ещё не окончили обучение, уже завоевали призы на российских и международных фестивалях. В следующем году эта программа будет продолжена.
<…>