В повестке: о ходе выполнения поручений Президента России и Правительства по развитию региона, о расширении сети аэропортов на Дальнем Востоке и повышении доступности авиаперевозок, о строительстве и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Юрия Трутнева и Александра Галушки по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня заседание
нашей большой Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического
развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Начну с некоторых общих
оценок, как развивается Дальний Восток и Байкальский регион, как исполняются
поручения Президента и Правительства.
Мы уже более четырёх
лет назад, даже несколько раньше, приступили к системной работе по
кардинальному улучшению бизнес-климата в этих регионах, понимая, что без новых
инвестиций, без современных рабочих мест невозможно обеспечить развитие
Дальнего Востока и решить социальные и демографические проблемы. За четыре года
удалось обеспечить ежегодный экономический рост, он превышает общероссийские
темпы. По понятным причинам – это связано и с довольно низкой базой
экономического развития региона. Тем не менее цифры превышают общероссийские.
В целом положительные
тенденции сохраняются. По информации Минвостокразвития, за девять месяцев этого
года рост инвестиций в основной капитал составил более 10%, объёмы
строительства за истекшие 10 месяцев текущего года выросли на 11%, промышленное
производство – на 3%, сельское хозяйство – около 5%. Суммарный объём заявленных
инвестиций превышает 3,5 трлн рублей. Цифра очень значительная. Главное –
добиться, чтобы все эти инвестиции были реализованы.
Во
многом это результат усилий, которые прилагались.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Проделана значительная работа на законодательном
уровне. Принято 22 федеральных закона, 80 актов Правительства. В целом решения,
которые мы предложили, не имели аналогов в нашей стране. Использовался целый
ряд новых процедур, новых конструкций, новых моделей для тех, кто решил
заниматься бизнесом или решил поменять место жительства.
Скажем, бесплатное предоставление земли по программе «Дальневосточный
гектар». Теперь заявку можно подавать через сайт. По информации
Минвостокразвития, подано более 100 тыс. таких заявок, и приняты решения о
выделении 40 тыс. га. Эта программа будет развиваться и дальше. Есть целый ряд
предложений, в том числе предоставить тем, кто успешно осваивает этот дальневосточный
гектар, право на ещё бо́льшую площадь. Об этом говорилось на заседании
президиума Госсовета в сентябре текущего года под председательством Президента.
Это актуально для целых отраслей, областей экономики. Прежде всего это сельское
хозяйство, экологический туризм и некоторые другие.
Ещё один пример – электронная виза для иностранных
граждан, которые прибывают в свободный порт Владивосток. Механизм электронной
визы действует с 8 августа. Её оформили за этот период более 5 тысяч
иностранных граждан из 18 стран.
Создан набор механизмов
поддержки инвестиций. Важнейшие из них – это территории опережающего развития,
а также режим свободного порта Владивосток. И помимо этого инфраструктурная
поддержка инвестиционных проектов.
Решения в комплексе уже
дают неплохой результат: на 1 рубль государственных вложений в инфраструктуру
приходится фактически 10 вложенных рублей частных инвестиций. Здесь важно не
останавливаться на достигнутом, двигаться дальше. Тем более что наши соседи по
Азиатско-Тихоокеанскому региону очень активно развиваются. Нам нужно стараться
с ними держаться как минимум наравне.
Налажена работа по
частным инвестициям. Не могу сказать, что там всё идеально, тем не менее эта
работа ведётся. Главное, что за счёт таких инвестиций создаются новые рабочие
места. Уже сегодня нужно заниматься комплексным развитием городов и территорий,
особенно там, где реализуются инвестпроекты. Строить жильё, дороги, детские
сады, школы, больницы.
Социальная и жилищная
сфера в регионе также требует кардинальных изменений. Было дано поручение
выделить в 27 государственных программах разделы, которые бы обеспечивали
приоритетное развитие Дальнего Востока, имея в виду его социальную сферу. Эта
работа, к сожалению, затянулась, требует дополнительных усилий. Обращаю на это
внимание всех, кто отвечает за организацию этой деятельности.
Такое требование –
выделять приоритетные территории в рамках госпрограмм, конечно, очень важным
является для Дальнего Востока. Но не только для Дальнего Востока, а для всех
регионов, которым мы уделяем специальное внимание. Это Дальний Восток,
Байкальский регион, а также Северный Кавказ, Арктика, Республика Крым,
Севастополь и Калининградская область. По всем этим территориям приняты
индивидуальные решения. Распоряжение
Правительства на эту тему я подписал 25 ноября текущего года.
Транспортная доступность – это одна из основных
проблем, с которой сталкиваются дальневосточники. Здесь ситуация тоже весьма
непростая, особенно это касается двух позиций – строительства и модернизации
аэропортов, а также пунктов пропуска через госграницу. Понятно, что регион
очень большой, слабозаселённый, работа малой авиации имеет критическое значение.
Состояние инфраструктуры большинства объектов вообще не отвечает современным
требованиям и становится препятствием при реализации инвестиционных планов и
развитии туристических направлений. Это не значит, что там ничего не сделано,
есть и вполне позитивные примеры, связанные с развитием транспортных узлов, но
их, к сожалению, меньше, чем мы вправе рассчитывать.
Есть проект протокольного решения. Предлагаю
компактно поработать, чтобы обсудить возможные решения.
Из стенограммы:
Ю.Трутнев:
Прошло
заседание Правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока и
Байкальского региона под руководством Председателя Правительства Дмитрия
Анатольевича Медведева. Было рассмотрено три вопроса.
Первый вопрос – доклад
о том, как выполняется поручение Президента Российской Федерации Владимира
Владимировича Путина по ускоренному развитию Дальнего Востока. Мы доложили, что
на сегодняшний день заявлено уже 952 проекта на общую сумму инвестиций 3,5 трлн
рублей. Но это наше будущее, это заявленные инвестиции. Что же касается уже
сделанного, то сегодня на Дальнем Востоке в рамках новых механизмов поддержки
сдано 73 предприятия. До конца года их будет 86. Принято 22 федеральных закона,
которые улучшают жизнь, уменьшают энерготарифы, создают режим более комфортного
въезда туристов и так далее.
В целом Дмитрий
Анатольевич оценил эту работу, сказав, что работа по привлечению инвестиций
получается, но сейчас нужно думать о новом этапе – о создании условий для жизни
людей, развитии социальных услуг, о доведении их до уровня выше
среднероссийского. Такое поручение дано Президентом Российской Федерации.
Ещё было рассмотрено
два важнейших вопроса, связанных с логистикой, с транспортным обслуживанием, с
возможностью перемещения грузов. Это вопрос об аэродромном комплексе,
авиационном сообщении и вопрос о пунктах погранперехода.
Что касается авиационного
сообщения на Дальнем Востоке, то это, наверное, одна из самых больных тем. Из
470 аэропортов и посадочных площадок, которые существовали в 1991 году,
осталась, по сути дела, одна шестая часть. При этом Министерство
транспорта сегодня докладывало о том, что они делают всё возможное в рамках сегодняшнего
финансирования. Но это не так, потому что в 2013 году в рамках государственных
федеральных целевых программ было выделено на развитие аэропортового хозяйства
106,1 млрд, из них более 64 млрд просто пропало. Пропало в силу того, что были
плохо подготовлены проекты, несвоевременно проведена государственная
экспертиза, а сейчас госэкспертиза просто не приняла эти проекты. В результате
деньги перераспределились, а аэропорты не были построены или не были
реконструированы. Соответственно, у людей нет возможности доехать до больницы,
до роддома, то есть это прямая угроза жизни людей на Дальнем Востоке. Около 70%
территории не обладает достаточной авиационной доступностью. Дмитрий
Анатольевич Медведев дал поручение изучить этот вопрос отдельно и представить
ему доклад о том, как это произошло, кто виноват, с предложениями о наказании виновных.
Следующий вопрос – это пункты пропуска. У нас
сегодня существующие пункты пропуска, во-первых, не отвечают тому, что
происходит на Дальнем Востоке. Дальний Восток развивается, создаются новые
предприятия, требуются новые транспортные магистрали. На сегодняшний день
экспортные возможности обеспечиваются на 17 млн т грузов, а потенциал до 2020
года – около 70. Соответственно, надо тоже в несколько раз увеличить пропускные способности,
построить новые пункты пропуска, реконструировать уже имеющиеся.
Кроме того, Александр
Сергеевич (Галушка) предложил
распространить то, что мы сделали в свободном порту Владивосток, на другие
пункты пропуска. Мы его сделали круглосуточным, убрали много проверяющих,
оставили одного, ввели нормативы прохождения пункта пропуска для каждого вида
транспорта.
Вот что обсуждалось.
Что касается принятых решений, то в проекте протокола конкретно поименовано,
какие аэропорты в каком году должны быть сданы, какие пункты погранперехода в
каком году построены. То есть совершенно точно поименованы все мероприятия.
Вопрос:
Юрий
Петрович, сегодня премьер сказал, что затянулась работа по выделению в
госпрограммах разделов по Дальнему Востоку. Поясните, пожалуйста, с чем это
связано.
Ю.Трутнев:
Это поручение дано Президентом Российской Федерации. Дело в том, что ресурсы,
которые сегодня есть у Министерства по развитию Дальнего Востока, прежде всего
сконцентрированы на создании благоприятного инвестиционного климата. И мне кажется,
что они используются достаточно рационально, потому что 952 проекта, которые
пришли, это, собственно, и есть инвестиционный климат.
Сегодня утром, до
заседания комиссии, мы подписали предварительное соглашение о строительстве
нового ЦБК (целлюлозно-бумажного
комбината) на Дальнем Востоке. Довольно давно не строились ЦБК в Российской
Федерации, на Дальнем Востоке. Это хорошая история. Но этого мало, потому что, когда
создаются новые инвестиционные проекты, по сути дела, часто строятся целые
города.
У нас есть такие крупные проекты, как газохимический, газоперерабатывающий,
нефтеперерабатывающий заводы, судостроительный кластер. Очень большие проекты
сейчас реализуются в сфере сельского хозяйства. Это требует того, чтобы создать
условия для жизни людей, построить жильё, детские сады, больницы, спортивные
сооружения. Это другая программа. С этим одно Министерство по развитию Дальнего
Востока справиться, совершенно очевидно, не может, да и не должно. Дальний
Восток – это 36% территории России, это большая её часть, и там точно так же,
как и Министерство по развитию Дальнего Востока, должны энергично, выполняя
поручения Президента, работать Министерство здравоохранения, Министерства образования,
культуры должны заниматься точно так же развитием образования, культуры, спорта
и так далее. Актуализация программ – это об этом. К сожалению, наши
коллеги-министры часто занимают позицию: вот нам дополнительных денег дадут,
тогда мы, конечно, начнём этим заниматься, а так вроде у нас всё распределено.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на совещании на
Дальнем Востоке на открытии Бурейской станции достаточно жёстко прошёлся в этой
части и сказал, что ответственность будет персональная. Мы будем продолжать
работу с министерствами и добиваться того, чтобы они выполнили поручения
Президента.
Вопрос:
В середине декабря пройдут Дни Дальнего Востока в Москве, также пройдёт День
инвестора на Дальнем Востоке. Хотелось бы узнать, какова результативность этих
мероприятий, подробную программу – культурную, деловую.
Ю.Трутнев:
Про результативность этих мероприятий представления не имею, мы первый раз
проводим. Когда мы первый раз собрались проводить Дальневосточный форум, нас
тоже спрашивали: а надо ли, а зачем? Сегодня уже никто не спрашивает. Что
касается Дней Дальнего Востока, мы исходим из того, что на Дальневосточный
форум приезжает около 5 тысяч гостей сейчас. Да, это крупнейшие инвесторы, да,
это политики, руководители ведомств,
корпораций. В то же время их 5 тысяч. Только в Москве живёт более 12 млн человек. Среди
них много и активных людей, которые могут работать на Дальнем Востоке, и тех
людей, которые могут на Дальнем Востоке построить новые предприятия. Мы хотим
им рассказать, какие будут созданы рабочие места, какие условия будут созданы
там, где будут реализовываться крупные проекты. Мы хотим им рассказать обо всей
системе преференций, которые на Дальнем Востоке применяются. Просто пригласить
людей работать вместе на Дальнем Востоке. Кто-то, надеюсь, откликнется.
Вопрос:
Александр Сергеевич, Вам вопрос. Будет ли увеличено количество ТОР, СПВ и не
останется ли бизнес, который за забором ТОР и СПВ, без преференций и льгот?
Уделяется ли ему внимание?
А.Галушка:
Конечно, не останется без внимания. Обязательно внимание новым проектам будет
уделяться. Юрий Петрович только что упомянул утренние переговоры и подписание
соглашения о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на Дальнем Востоке –
в Хабаровском крае. Естественно, в рамках этих переговоров мы говорим о том,
что инвестор получит все льготы, которые предусмотрены режимом территории
опережающего развития.
Из чего мы исходим? Для
нас первичен инвестиционный интерес. Инвестор видит, понимает, где и какие
проекты могут быть реализованы. На те места, локации, которые его интересуют, и
распространяется режим территории опережающего развития. Как это с
целлюлозно-бумажным комбинатом сейчас происходит. Или, например, крупный
вьетнамский инвестор в Приморском крае молочный комбинат хочет построить – мы
распространяем режим территории опережающего развития на соответствующее место,
где он хочет проект реализовать.
Ни в коем случае речь
не идёт о том, что только в том месте, которое определено, можно заниматься
инвестициями. Нет. Бизнесу виднее. Бизнес лучше понимает логистику, лучше
понимает экономику проектов и где хочет реализовывать проекты, туда и приходит.
Туда приходят преференции, приходят льготы. Именно так мы работаем. Кроме того,
если просматривается какой-то более значительный инвестиционный потенциал, мы
тогда и новые территории опережающего развития будем создавать, и режим
свободного порта Владивосток распространять, чтобы всё это работало на Дальнем
Востоке.
Будем динамичными и
гибкими и впредь.
По протоколу уточню. Речь
идёт о 40 аэропортах. 40 конкретных аэропортов на Дальнем Востоке, которых ждут
дальневосточники. Они все жизненно необходимы. Это, как правило, те аэропорты,
без которых, что называется, беременная женщина в роддом не попадёт вовремя, а
заболевший человек – в больницу. И о 15 пунктах пропуска, которые расположены
на юге Дальнего Востока, на границе с Китаем, и которые сегодня являются узким
местом в развитии торгово-экономического сотрудничества с Китайской Народной
Республикой. Об этих первоочередных объектах сегодня шла речь. Дмитрий
Анатольевич Медведев уделил этому значительное внимание. Очень важно, что все
эти объекты поддержаны и принято решение о том, что и в протоколе они найдут
отражение, и, самое главное, на земле вся необходимая работа будет
осуществляться.