В повестке: о финансировании проектов в приоритетных сферах, об оптимизации состава и структуры активов Внешэкономбанка, об изменениях в действующих кредитных соглашениях.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня очередное заседание Наблюдательного совета Внешэкономбанка. Рассматривается целый ряд вопросов, касающихся принятых решений по реализации стратегии развития. Банк разработал свою кредитную политику, положение о которой мы сегодня рассмотрим. Обсудим порядок распоряжения активами Внешэкономбанка и посмотрим некоторые существующие в настоящий момент кредитные соглашения, имеющие значение для развития корпорации.
Участники совещания
-
Список участников заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка, 5 октября 2017 года
Давайте все эти вопросы компактно рассмотрим и примем необходимые решения. Потом руководитель банка сможет это всё прокомментировать на основе тех решений, которые будут приняты нашим Наблюдательным советом.
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по окончании заседания
Из стенограммы:
С.Горьков: Сегодня состоялось заседание Наблюдательного совета Внешэкономбанка. Было рассмотрено достаточно много вопросов. Для нас это заседание было важным по нескольким стратегическим вопросам. В первую очередь набсовет утвердил наши приоритетные направления финансирования экономики в ряде отраслей. Это энергетика, транспорт, химия и нефтехимия. И в соответствии с этим утверждена ещё методология, каким образом мы подходим к формированию приоритетных направлений. Это важно, потому что ВЭБ именно в этом ключе, исходя из этой методики, будет формировать пайплайн, список проектов на следующий год и последующие годы также.
Следующее направление, которое мы сегодня утвердили связано с нашей кредитной политикой. Сегодня принята новая кредитная политика, которая учитывает особенности нашей стратегии, учитывает фокусы Внешэкономбанка на приоритетные отрасли и на инновации и определяет основные правила с точки зрения кредитной политики. Это тоже основополагающий документ для деятельности Внешэкономбанка.
И третий важный документ, который мы приняли, это механизм работы с активами. Потому что Внешэкономбанк и группа располагают разными видами активов, и Внешэкономбанку важно определить механизм, через который он их реализует. В настоящее время набсоветом принят механизм прозрачный, ориентированный и основанный именно на прозрачных конкурентных процедурах, торгах, что позволит нам прозрачно эти активы реализовывать, с одной стороны, а с другой стороны, эти активы могут принести хороший, положительный эффект для банка.
Был принят ещё ряд решений в части концерна «Тракторные заводы» и по другим сделкам. В целом мы считаем, что набсовет был важным для нас с точки зрения понимания и закрепления этих трёх стратегических направлений.
Вопрос: Не могли бы Вы подробнее рассказать, каковы приоритетные направления инвестирования банка?
С.Горьков: У нас 26 направлений, они определены чётко в стратегии. Это как раз экономика, связанная с высокими переделами. У нас 26 этих отраслей. Мы их утверждаем исходя из матрицы приоритетов, исходя из глубокой отраслевой экспертизы. Мы утверждаем не только конкретные отрасли, но и конкретные проекты. Сегодня мы утвердили подход и утвердили три основные отрасли. До конца года нам предстоит утвердить всего 26 отраслей. Сейчас 10 готово, ещё шесть находятся в достаточно высокой готовности, в проработке. Мы уверены, что до конца года все 26 утвердим. И это станет основой для формирования пайплайна и финансирования проектов на следующий период. Важно, что эти проекты чётко согласовываются с приоритетами государства, с новой экономикой.
Вопрос: Каковы результаты деятельности банка по итогам девяти месяцев?
С.Горьков: По итогам девяти месяцев мы имеем прибыль, хотя эта прибыль для нас пока носит временный характер и связана с тем, что мы должны будем реализовать ряд активов. В целом в нашем плане ещё достаточно существенный убыток в этом году. Я думаю, что наш результат будет значительно лучше, чем мы планировали, тем не менее к концу года будет убыток.
Вопрос: Вы КТЗ упомянули. Какое решение было принято?
И второй вопрос. Раньше уже Минфин высказывался, а сегодня Эльвира Набиуллина прокомментировала в Сочи, что считает, что, если ВЭБ получит возможность более широкого привлечения средств юрлиц, то он должен перейти под контроль ЦБ. Соответственно, хотелось бы узнать, согласны ли вы с такой позицией и готовы ли выполнять нормативы как коммерческие банки?
С.Горьков: Мы не намерены собирать коммерческие депозиты, это заблуждение. Потому что в том законе, который представлен и прошёл первое чтение, предполагается, что мы имеем право иметь депозиты только компаний, проекты которых мы ведём, финансируем. Это, скорее всего, такой процессный депозит, потому что, если мы финансируем какой-то проект, нам важно иметь возможность эти деньги держать на счету. Это, в общем, организационный вопрос и к коммерческим депозитам не имеет никакого отношения. Мало того, идти на рынок и собирать коммерческие депозиты мы не планируем. Это не функция Внешэкономбанка, в этом нет никакого смысла для нас, потому что они короткие, дорогие и это для нас не является источником фондирования. Для нас это всего лишь инструмент контроля за целевым расходованием денег. Поэтому, мне кажется, здесь произошло замещение понятий, потому что у нас в проекте закона (кстати, эта формулировка согласована с ЦБ) нет права собирать коммерческие депозиты. Ещё раз: мы ограничены только рамками наших же проектов.
Вопрос: В таком случае контроль ЦБ, я так понимаю, не нужен?
С.Горьков: Он не нужен. Это вопрос только одного: вы реализуете проект – вы должны контролировать целевое использование. Просто в старой модели целевое использование без этого не могло быть и не могло контролироваться, если вы не имеете на это права. Поэтому это всего лишь часть механизма контроля целевого использования.
По КТЗ у нас принято решение по дефолтной стратегии, поэтому, я думаю, это важное решение в части данного большого предприятия. Сейчас наша задача обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали, продолжали свою деятельность.