В повестке: о поддержке несырьевого экспорта, об актуализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования».
Из стенограммы:
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 25 сентября 2017 года
Д.Медведев: Начну с темы, которая касается поддержки несырьевого экспорта. Напомню, что не так давно были приняты отраслевые стратегии развития экспорта в автопроме, в сельскохозяйственном, железнодорожном машиностроении. А на прошлой неделе я утвердил аналогичную стратегию для продвижения на зарубежные рынки гражданской продукции авиационной промышленности. И в этом направлении у нас неплохие перспективы, тем более что, по оценкам экспертов, мировой рынок авиаперевозок будет расти приблизительно на 5% в год. Поэтому крупнейшие производители воздушных судов, прежде всего это, конечно, Airbus и Boeing, уже сейчас развивают глобальные цепочки поставщиков, чтобы обеспечить стабильные поставки необходимых высокотехнологичных компонентов.
Документ рассчитан на долгосрочный уровень, определяет ключевые продукты с большим экспортным потенциалом, приоритетные рынки, меры государственной поддержки. Важно, что такую господдержку будут получать не только корпорации с госучастием, но и независимые частные компании.
И ещё одно решение, которое должно упростить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности, – это актуализация «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования». Сама «дорожная карта» действует с 2012 года, мы её постоянно стараемся оптимизировать, корректируем.
Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), Вы эту тему курируете. Что конкретно предлагается сделать сейчас по новой версии «дорожной карты»?
И.Шувалов: Позвольте два слова до этого сказать о том, как мы занимаемся в целом по направлению «Торговля через границу». Это одно из направлений, по которому мы действуем по своей повестке внутренней, а также по международному рейтингу Doing Business Всемирного банка.
Наши показатели в 2012 году были достаточно слабыми, это 160-е место. Затем было даже ухудшение позиции до 170-го, и по итогам прошлого года в рейтинге мы получили 140-е место. Это несмотря на то, что в целом мы занимаем 40-ю позицию и нам за последние годы удалось многого добиться.
По таможенному администрированию и по другим административным процедурам, для того чтобы осуществлять экспортно-импортные операции, мы ведём работу в рамках национальной предпринимательской инициативы действительно с 2012 года. Подписана соответствующая «дорожная карта». В этой «дорожной карте» было 111 мероприятий. К настоящему моменту 80% из задуманного и запланированного осуществлено. По 21 мероприятию мы сейчас с коллегами продолжаем работу, и по 5 мероприятиям срок исполнения ещё не наступил. Общаясь с участниками внешнеэкономической деятельности и работая с АСИ, Агентством стратегических инициатив, мы предложили дополнить «дорожную карту». Вы подписали соответствующее решение Правительства. И «дорожная карта» дополняется 19 мероприятиями.
Эти мероприятия касаются, например, других требований при проектировании и строительстве пунктов пропуска. Считается, что современные требования достаточно сложные, дублируют многие функции, в том числе позволяют проводить повторные ненужные проверки в рамках пункта пропуска. И теперь уже в связи с обязательством по этой «дорожной карте» нужно будет принять новый норматив по современным пунктам пропуска, для того чтобы обслуживать экспортно-импортные операции.
Д.Медведев: Это кто будет делать? Правительство или таможня?
И.Шувалов: Это будет делать Правительство – Министерство экономического развития, Минстрой вместе с таможней.
Дальше. Упрощаются процедуры в рамках документооборота, и по пилоту теперь будет разрешено при электронном взаимодействии не заполнять бумажные носители, от них отказаться. Мы посмотрим, как этот пилот пойдёт, имея в виду, что он пойдёт успешно, после чего сможем перевести всё в электронную форму.
Предусматривается специальный регламент прохождения товаров через таможню, когда исключаются дублирующие проверки, и проверки будут проходить всего лишь один раз. Затем появляются возможности для отправителей грузов – при заполнении таможенной декларации в электронном виде избегать все те административные процедуры, которые сопровождают прохождение груза в настоящий момент.
Все эти изменения не только согласованы с представителями бизнеса, но ещё и обсуждены со странами, которые входят в Евразийский экономический союз. Сейчас мы готовим к ратификации договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Находится он в профильном комитете Государственной Думы. Надеемся, что в октябре Государственная Дума рассмотрит соответствующий документ, и, как было определено Вами, в том числе на межправсовете, мы намерены запустить Таможенный кодекс Евразийского союза с 1 января будущего года.
Эти все процедуры согласованы и с таможенными органами стран, входящих в Евразийский экономический союз. Мы имеем в виду, что общее таможенное пространство должно быть достаточно унифицировано по своим процедурам, по регламентам. И будем продолжать эту работу с теми, кто пытается больше экспортировать из Российской Федерации. А для тех, кто импортирует, – чтобы процедуры были не настолько обременительными. И таможня, и Федеральная налоговая служба сегодня видят уже другие возможности для того, чтобы фискальный элемент был в любом случае обеспечен, то есть все необходимые платежи при импортных операциях были в бюджет внесены.
Д.Медведев: Я продолжу обсуждение этих вопросов во время ближайшего заседания межправсовета, которое состоится в Армении.
<…>