Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить прогноз социально-экономического развития. И в целом переходим к финальному этапу подготовки бюджета на следующие три года. Основная предварительная работа уже завершена. Ключевые параметры бюджета мы с вами посмотрели, провели отраслевые совещания по расходам, определили, какие средства пойдут на социальные нужды, установили, какие ресурсы можем потратить на развитие промышленности и сельского хозяйства, региональной экономики и целый ряд других важных направлений.
Участники совещания
-
Список участников совещания о параметрах прогноза социально-экономического развития и об основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Сегодня обсудим вопросы, которые также очень важны с точки зрения большого бюджетного пакета, он будет отправлен в Государственную Думу. Во многом именно они определяют идеологию формирования доходов и расходов. Это прогноз социально-экономического развития и основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики.
Контекст
Начнём с прогноза. За основу пока принимается базовый сценарий. Мы утвердили его основные параметры, исходя из, скажем так, очень осторожных оценок по всем ключевым факторам, которые способны повлиять на бюджет. Мы такую тактику использовали последние годы, во всяком случае в предыдущий период она себя оправдывала. Есть, конечно, и несколько иные подходы к этому процессу. Сегодня тоже об этом поговорим.
Несмотря на внешнее давление и санкции, жёсткие ограничения по капиталам, по технологическому компоненту, наша экономика в целом адаптировалась к новым реалиям, перешла к росту. Восстанавливается объём инвестиций в основной капитал, растёт грузооборот, растёт экспорт. И инфляция остаётся на низком уровне.
Сегодня мы рассмотрим документ в целом. Его нужно будет скорректировать, если это потребуется, с учётом текущей ситуации.
Позитивные тенденции в экономике нужно поддержать и укрепить. Важны различные нюансы условий, с которыми нам придётся иметь дело в ближайшие три года. От этого зависит не только устойчивость бюджетной системы, но и благополучие миллионов жителей нашей страны. Тем более что по факторам неопределённости ситуация лучше не стала и нам приходится ориентироваться прежде всего на собственные возможности. У России достаточно ресурсов, самое главное, много инициативных людей, для того чтобы создать достойную альтернативу импорту по целому ряду направлений.
В рамках налоговой и таможенно-тарифной политики нам также предстоит решить непростую задачу – в условиях жёсткой экономии ресурсов предусмотреть меры для стимулирования экономического развития, чтобы условия ведения бизнеса были более благоприятными.
Определённый задел был создан в предыдущие годы – и в рамках работы по улучшению инвестиционного климата, и в части корректировки налоговой и таможенно-тарифной политики. Уровень налоговой нагрузки у нас остаётся на протяжении четырёх лет приблизительно один и тот же, с некоторыми нюансами, и сопоставим с ключевыми странами Организации экономического сотрудничества, в общем и целом находится на среднем уровне.
В ближайшие годы мы планируем ряд дополнительных мер. Это и инвестиционный налоговый вычет, который позволит снизить расходы на модернизацию промышленности, и шаги по стимулированию развития экономического потенциала целого ряда регионов и округов – это и Дальний Восток, и Крым, – и меры по поддержке малого бизнеса и сельского хозяйства.
Разумеется, это должно происходить параллельно с повышением финансовой дисциплины, снижением доли теневого сектора в экономике. В том числе для этого мы принимаем определённые решения, включая расширение практики так называемой прослеживаемости товаров, которые завозятся на территорию Евразийского экономического союза. И целый ряд других решений принимаем.