О развитии студенческого технологического предпринимательства.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Николая Никифорова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы собрались в Казанском федеральном университете. Это большой, серьёзный образовательный комплекс. Я сегодня посетил разные образовательные учреждения здесь, в Татарстане. Посетил сначала IT-лицей, где занимаются ребята, которые предметно интересуются новыми технологиями, готовятся к научному будущему. Познакомился с инфраструктурой, которая создана уже в университете в рамках Института фундаментальной медицины и биологии.
Всё это производит очень хорошее впечатление. Очевидно, что это всё очень хорошего технологического уровня, можно сказать, мирового уровня.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, 25 мая 2017 года
Для подготовки врачей, например, применяются самые современные решения, включая (я в первый раз это увидел) виртуальную больницу, где есть различные виды медицинской помощи, самые разные виды операций, которые студенты тренируются осуществлять.
И со студентами мы сейчас пообщались. Обсуждали вопросы технологического предпринимательства. Они, естественно, идеи всякие высказывали. Я обещал, что часть этих идей мы сегодня обсудим на заседании президиума совета по модернизации.
Поездка
-
Заседание Совета глав правительств государств – участников Содружества Независимых Государств
-
Встреча Дмитрия Медведева с Премьер-министром Белоруссии Андреем Кобяковым
-
Встреча Дмитрия Медведева с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым
-
Дмитрий Медведев посетил Казанский (Приволжский) федеральный университет
Мы довольно
значительное внимание уделяем нашим ведущим университетам, включая Московский и
Санкт-Петербургский университеты, федеральным университетам, национальным исследовательским университетам. За 10 лет в
развитие этой системы вложено 114 млрд рублей – для нашей страны в общем
немаленькие деньги. В результате удалось создать достаточно современную
исследовательскую и образовательную инфраструктуру.
Сейчас в рамках проектной деятельности мы реализуем специальный приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он направлен на укрепление глобальной конкурентоспособности российских университетов, на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.
Общая задача, конечно, чтобы эти инвестиции работали в интересах всего общества, чтобы результаты интеллектуального труда не только были доступны специалистам, но и превращались в экономически оправданные проекты (там, где это возможно, конечно).
Мы очень часто слышим, что наша страна богата талантливыми изобретателями, но крайне слабо использует экономический эффект от изобретений. Или что мы очень слабы в коммерциализации тех идей, тех изобретений, тех интеллектуальных решений, которые мы получаем, что нашим учёным, да и инженерам тоже, интереснее творчески развивать передовые идеи, что мы действительно умеем делать, нежели создавать конечный, востребованный рынком продукт. И что этому нужно специальным образом учить, если не со школьной скамьи (хотя, наверное, и со школьной скамьи тоже), то как минимум в университетах.
Очевидно, что это не совсем так, тем не менее проблема существует. И давайте сегодня обсудим, в какой мы фазе, в какой стадии находимся.
Естественно, мы начинаем не с чистого листа. Тем, чтобы технологическое предпринимательство стало популярным, мы, здесь присутствующие (большинство присутствующих), занимаемся в разных форматах уже лет десять.
Когда-то я начинал эту деятельность на площадке нашего совета по модернизации. Были приняты важные решения, которые, кстати, до сих пор считают удачными. Например, мы разрешили создавать при университетах, при научных организациях малые инновационные предприятия, которые занимаются коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности. Это Федеральный закон от 2 августа 2009 года №217, я его когда-то подписывал. В общем, все считают, что он попал, что называется, в кассу.
По этому закону молодые учёные, студенты, аспиранты могут не только получать опыт исследовательской работы, но и решать прикладные задачи, пробовать свои силы в организации бизнеса. За это время, то есть с 2009 года, таких предприятий появилось около 3 тыс., причём значительная часть (почти 2,7 тыс.) создана именно при университетах (таких университетов у нас 307).
Мы продолжаем обсуждать, как они работают, снимаем различные ограничения. Но остаются и неурегулированные проблемы. Сегодня мы их можем также обсудить, говорили об этом со студентами.
Чтобы стартапы были более успешными, нужно понимать потенциальный спрос. А спрос лучше всех понимают именно промышленники, промышленные компании. Они должны не только видеть в студентах своих будущих сотрудников, но и в принципе доверять проектным командам из университетов решение технологических задач. Именно об этом сейчас студенты меня и просили.
Мы предлагаем для этого целый ряд стимулирующих мер. В частности, была реализована программа субсидирования исследований и технологических разработок силами университетов и государственных научных центров. Это известное постановление Правительства от 9 апреля 2010 года №218. Оно оказалось достаточно удачным, мы неоднократно это обсуждали.
Есть и 220-е постановление, это программа мегагрантов. За пять лет в рамках этой программы было создано 200 лабораторий. В них работают 5 тыс. учёных, научных сотрудников, свыше 700 студентов, 900 аспирантов. То есть в общем и целом эти меры свою роль сыграли.
Сейчас мы реализуем программу по развитию инжиниринговых центров. Порядка 50 таких центров получили господдержку на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Это центры, которые занимаются перспективными разработками (это и композиты, и микропроцессоры, и лазеры, и биотехнологии) в интересах целых отраслей.
Есть Фонд содействия инновациям, в рамках которого реализуется программа «Умник». Она направлена на поддержку молодых инноваторов (до 30 лет).
По программе «Старт» поддержку получают стартапы на ранних этапах своего развития (на так называемой посевной стадии).
Эти программы оцениваются как достаточно неплохие, эффективные. Хотя понятно, что фонд мог бы играть более активную роль в развитии технологического предпринимательства, и здесь мы также обсудим возможные решения.
Наконец, в рамках Национальной технологической инициативы планируется сформировать сеть профильных центров на базе университетов, научных организаций. Такие центры также должны способствовать перетоку (или, как говорят, трансферу) разработок в интересах проектов Национальной технологической инициативы.
В целом все эти элементы поддержки себя зарекомендовали, ещё раз подчеркну, неплохо. Но надо признать, что масштабного эффекта всё-таки не удалось добиться. Мы это констатируем на различных встречах. Обсудим сегодня, что можно сделать дополнительно, как использовать наиболее удачный опыт передовых университетов, что нужно для внедрения современных подходов, включая механизмы так называемой акселерации стартапов, развитие системы бизнес-наставничества (бизнес-менторства) и другие направления.