Обсуждались итоги работы отрасли в 2016 году и задачи на 2017 год.
Из стенограммы выступления Заместителя Председателя Правительства на совещании:
Приветствую всех участников Всероссийского совещания работников лесной отрасли. В этом году ваша работа, без преувеличения, – на передовой позиции как социально-экономической, так и общественно-политической жизни нашей страны. Как вы знаете, 2017 год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом экологии, а это значит, что во всех сферах деятельности акценты направлены на вопросы защиты и сохранения окружающей среды.
Надо отметить, что сегодняшняя экологическая повестка – это не сугубо внутрироссийская тематика. Все мировое сообщество сконцентрировано на решении вопросов защиты природы.
В 2016 году Российская Федерация присоединилась к Парижскому соглашению, в контексте которого наши леса являются ключевым фактором глобального регулирования климата. Лесные ресурсы России – это почти 1,2 млрд га, причём на нашей территории расположены 70% бореальных лесов планеты. Речь идёт об уникальных лесных ресурсах северных широт, которые играют главную роль в поглощении углерода, выбрасываемого в атмосферу промышленными источниками.
В рамках дальнейшей работы в ходе реализации Парижского соглашения мы должны жёстко настаивать на адекватном учёте вклада российского леса как мирового экологического донора чистого воздуха.
Российские леса не только экспортируют нашим зарубежным соседям чистый воздух, но и экспортируются как ценный ресурс. Площадь сплошных рубок в целях лесозаготовок ежегодно составляет порядка 1 млн га, а в 2016 году был зафиксирован рекордный объём заготовки за 20 лет – 214 млн кубометров. Простой вопрос: для чего мы рубим такие объёмы, притом что у нас всё ещё хромает глубокая переработка древесины? Значительная часть в виде так называемого кругляка вывозится на экспорт.
Вы знаете, что с проблемой экспорта круглого леса мы боремся давно, но, к сожалению, о больших успехах говорить не приходится.
Зачастую круглые лесоматериалы легко трансформируются в пиломатериалы, которые не облагаются таможенными пошлинами. В приграничных зонах, в основном с Китаем, образована целая отрасль, направленная на производство грубо обработанной древесины. После продажи за границу эти лесоматериалы дорабатываются и продаются совсем по другим, гораздо более высоким ценам, в том числе и на российском рынке. Прибыль уходит за границу, рабочие места создаются там же. Очевидно, что такая ситуация должна меняться.
Есть поручение Президента о внесении изменений в законодательство в части детализации видов пиломатериалов по степени их обработки.
Наша позиция, что грубообработанные материалы должны облагаться равными пошлинами с кругляком, а производство продукции более глубокой переработки, наоборот, необходимо стимулировать льготами.
Следует также развивать автоматизированную систему учёта древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Завести в эту систему не только круглые лесоматериалы, но и пиломатериалы. Это позволит контролировать объёмы поставок продукции на экспорт и на их основе правильно определить объёмы льготных тарифных квот для предприятий деревообработки.
Особо хочу сказать о лесных территориях Дальнего Востока. Там сложилась наиболее проблемная ситуация, связанная с отсутствием мощностей по комплексной переработке древесины. В объёмах отгруженной продукции необработанная древесина составляет 72%, а пиломатериалы – только около 20%.
В лесосеках остаётся порядка 30% невостребованной низкотоварной древесины. Это повышает пожарную и санитарную опасность, притом что Дальний Восток – один из наиболее горимых регионов.
В продолжение темы выбытия леса следующее, на чём хотел бы остановиться, – это лесные пожары.
В 2016 году в результате пожаров в РФ погибло более 200 тыс. га леса. Пожарный сезон этого года уже начался, и начался раньше обычного. По состоянию на 13 апреля зафиксировано 470 лесных пожаров на площади более 92 тыс. га, что в несколько раз выше прошлогоднего уровня. В двух регионах, Амурской области и Забайкалье, уже введён режим ЧС.
Причиной этих пожаров в 100% является человеческий фактор, в подавляющем большинстве – неконтролируемые сельхозпалы. И это несмотря на все запреты и ограничения, введённые Правительством.
Считаю, что через созданные в каждом регионе штабы с участием всех заинтересованных федеральных ведомств надо немедленно активизировать работу. Развернуть патрулирование лесов и прилегающих к ним территорий, выявлять и привлекать к ответственности нарушителей.
Все необходимые юридические и организационные условия для этого есть.
Обращаю внимание, что, несмотря на все сложности с федеральным бюджетом, мы сохранили объём затрат на профилактику и тушение лесных пожаров, а со следующего года предполагаем увеличить направляемый на эти цели объём средств. Это позволит не только снизить ущерб от лесных пожаров, но и уйти от практики формирования кредиторской задолженности по тушению.
Уже сейчас размер кредиторки по сравнению с 2015 годом удалось сократить в 2,5 раза (с 665 млн рублей в 2015 году до 259 млн рублей в 2016 году). В рамках корректировки параметров федерального бюджета в мае 2017 года будем решать вопрос об окончательном погашении задолженности перед субъектами.
В марте текущего года я участвовал в правительственном часе в Совете Федерации, и большинство вопросов сенаторов было связано с темой недофинансирования лесных полномочий.
В 2016 году под руководством вице-премьера Дмитрия Козака Минфином России была проведена работа по инвентаризации финансирования переданных регионам полномочий Российской Федерации. Был сделан вывод о недофинансировании полномочий в области лесных отношений на 8,3 млрд рублей.
В результате Председателем Правительства Дмитрием Медведевым поручено ликвидировать этот дефицит при формировании проекта федерального бюджета на следующий год.
Прошу Ивана Валентика держать на контроле прохождение предложений Рослесхоза через Минфин.
Дополнительные средства в первую очередь должны быть направлены на решение первоочередных задач по охране лесов от пожаров. Это также мероприятия по увеличению численности лесных инспекторов и по воспроизводству лесов.
Лесные инспекторы выполняют ключевые функции в вопросах лесоохраны, профилактики пожаров, борьбы с незаконными рубками.
Приведу пример: в нашем крупном лесном регионе, Красноярском крае, на 1 млн га приходится 1 лесной инспектор при норме 44 человека.
Вы знаете о поручении Президента РФ Владимира Путина увеличить численность государственных лесных инспекторов до установленных нормативов.
С 2010 года мы добились существенного роста фактической численности инспекторов на 37%: с 14 тыс. до 19 тыс. человек. Но для выхода на установленные рубежи надо до 2025 года привлечь в отрасль ещё 20 тыс. человек, что потребует свыше 10 млрд рублей.
Прошу руководство Рослесхоза в самое ближайшее время представить в Правительство РФ план мероприятий по выполнению этой задачи. Субъектам РФ необходимо разработать программы поддержки молодых специалистов лесной отрасли, принять конкретные меры по материальному и социальному стимулированию лесных инспекторов.
Мы должны обеспечить защиту инспекторов при выполнении ими своих должностных обязанностей. Это касается материальной компенсации при причинении вреда здоровью и имуществу, повышенной уголовной ответственности для лиц, посягающих на их жизнь и здоровье. Также должен быть решён вопрос самозащиты инспекторов, в том числе в виде разрешения на применение оружия в случае возникновения угрозы жизни.
Лесные инспекторы могут быть наделены перекрёстными полномочиями по осуществлению других видов надзора в области охраны окружающей среды, например, в особо охраняемых природных территориях. Проработка данной инициативы поручена Минприроды. Прошу Министра природных ресурсов Сергея Донского в этот знаковый Год экологии, который также является Годом ООПТ, уделить максимальное внимание решению данного вопроса.
Уважаемые коллеги, я достаточно сказал о проблемах использования, охраны и защиты леса, но, завершая своё выступление, хотел бы коснуться ещё одной важной темы – лесовосстановления.
За 50 лет с того времени, как лесное хозяйство сформировалось в отдельную отрасль – а это начало 60-х годов прошлого века, – было обеспечено повышение лесистости, то есть площади территории Российской Федерации, покрытой лесом, на 5%.
Сейчас ситуация обратная.
С 2013 года лесистость наших территорий снизилась на 0,1% и составляет 46,5%.
В 2016 году площадь лесовосстановления составила 841 тыс. га против 1,4 млн га выбывшего леса. Из них, как я уже сказал, 1 млн га леса – сплошные рубки, 270 тыс. га погибло от пожаров и вредителей леса, 140 тыс. га составили рубки под инфраструктурные объекты.
Таким образом, у нас нет баланса между выбытием и воспроизводством лесов, и необходимо принимать серьёзные меры, чтобы исправить эту ситуацию.
В текущем году мы поставили твёрдую задачу выйти на баланс 1 к 1 между площадью сплошных рубок и лесовосстановления.
Правительством дано поручение Минприроды и Рослесхозу по подготовке проекта федерального закона, предусматривающего компенсационные посадки леса.
Должны быть предусмотрены обязанности по воспроизводству лесов для всех лесопользователей, а не только для тех, кто заготавливал древесину.
Лица, вырубающие леса при создании различных объектов лесопользования, в том числе линейных объектов, будут обязаны провести мероприятия по лесовосстановлению (лесоразведению) либо выплатить в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого были вырубки, денежные средства на компенсационное лесовосстановление. Это позволит увеличить долю искусственного лесовосстановления, при котором мы можем наиболее эффективно регулировать состав и возраст посадок. Сейчас искусственное лесовосстановление составляет около 20%.
Надеюсь, что в ближайшее время поручение Минприроды будет выполнено и Правительство уже в весеннюю сессию сможет внести этот законпроект в Госдуму.