Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы собрались по вопросам развития российской Арктики. Совсем недавно была поездка Президента и некоторых других присутствующих здесь коллег на Землю Франца-Иосифа. Там на месте мы обсуждали результаты работ по ликвидации экологического ущерба островам. Но экологические проблемы не единственные, которые нужно решать в Арктике. Там же состоялось совещание, где особое внимание было уделено экономической составляющей. Мы договорились подробнее обсудить ряд вопросов на правительственном совещании, поэтому сегодня предметно поговорим об экономическом развитии российской Арктики.
Участники совещания
-
Список участников совещания о развитии Арктической зоны Российской Федерации, 14 апреля 2017 года
Про уникальность этого региона я говорить специально не буду, об этом неоднократно на разных уровнях речь шла. Скажу лишь, что мы последовательно продолжаем наращивать российское присутствие в Арктике, активизируем промышленное освоение арктического шельфа, новых месторождений стратегических металлов, других полезных ископаемых, возводим социальную транспортную инфраструктуру, в том числе продолжаем развивать Северный морской путь, кратчайший водный отрезок между европейскими и азиатскими портами, и, конечно, занимаемся защитой других российских интересов.
Тем не менее нам предстоит большая работа, которая требует чётко скоординированных усилий как со стороны государства, так и самих арктических регионов и бизнеса. Для того чтобы получить максимальный эффект, нужно действовать в единой логике. Я напомню ещё раз, что Правительство утвердило в 2014 году госпрограмму социально-экономического развития арктической зоны на период до 2020 года. Документ этот, как мы обсуждали на Земле Франца-Иосифа, носит в настоящий период аналитический характер. Это свод частей отраслевых государственных программ, которые касаются Арктики. Совершенно очевидно, что этого недостаточно. Этот документ просто задаёт некую директорию, направление того, в каком плане нам развиваться, но без собственного финансирования, что, конечно, в значительной степени обесценивает такие усилия.
Минэкономразвития подготовило проект обновлённой программы, которая должна содержать и конкретные задачи, и, что самое главное, инструменты, которые обеспечивают их безусловное решение, в том числе финансовое. Именно об этом мы, собственно, и договаривались. Сегодня этот проект мы и обсудим. В этом основная цель – чтобы мы понимали, чем мы располагаем.
Естественно, нужно посмотреть на различные вопросы развития арктической зоны в области транспорта, науки, экологии и туризма, создания инфраструктуры, в том числе возможности использования инфраструктуры двойного назначения. У нас там проживает более половины общемирового населения заполярных регионов – почти 2,5 млн человек в этой зоне.
Обсудим, что предлагают профильные министерства для раскрытия потенциала в каждой из этих областей. И тогда уже перейдём к практическому исполнению тех предложений, которые сегодня прозвучат, в рамках и новой редакции государственной программы, и других инструментов, если мы о них сегодня договоримся и если их можно будет использовать.
У нас есть ещё государственная комиссия, которая тоже, естественно, должна в этом принять своё участие в последующем.