Из стенограммы:
А.Дворкович: Только что уполномоченные руководители ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации подписали четыре соглашения, которые полностью регулируют проблемные вопросы в нефтегазовой сфере, возникшие в последние полтора года. Они были связаны с поставками газа и нефти из Российской Федерации в Республику Беларусь и оплатой соответствующих поставок.
У нас долгое время сохранялись различные юридические, правовые и экономические позиции относительно условий этих поставок и ценообразования. Тем не менее на основе взаимного доверия, понимания общих и нынешних, и стратегических интересов мы смогли найти общие подходы и после решения президентов Республики Беларусь и Российской Федерации на недавней встрече в Санкт-Петербурге полностью урегулировали возникшие проблемы.
Сегодняшнее подписание было осуществлено после получения той суммы, которая не уплачивалась нашими белорусскими партнёрами в соответствии с ранее занимаемой правовой позицией. После урегулирования мы нашли развязки, как дальше будем осуществлять взаимодействие. Выверка этих сумм и их перечисление позволили нам теперь перейти к новому этапу сотрудничества в нефтегазовой сфере.
Буквально в ближайший час будут подписаны все необходимые документы между белорусскими партнёрами и ПАО «Газпром», которые устанавливают уже коммерческие, контрактные отношения и позволяют уйти от всех нынешних и дальнейших претензий в отношении поставок газа в 2015, 2016 годах и обозначить все основные условия поставок в 2017, 2018 и 2019 годах.
Эти условия уже согласованы полностью, то есть речь идёт уже просто о фиксации на бумаге соответствующих договорённостей. Мы на основе этих договорённостей по газовым вопросам изменим объёмы поставок по нефти, приведём их в соответствие с ранее достигнутыми соглашениями – это 24 млн т в год. При этом мы договорились о том, какой объём из этих 24 млн т будет подлежать переработке на территории Республики Беларусь в ближайшее время. В любом случае договорённости о 24 млн т носят долгосрочный характер – до начала 2025 года они действуют.
Также мы договорились, что в ближайшие месяцы – а работа начнётся уже в ближайшие недели – будут проведены переговоры по «дорожной карте» создания общего рынка газа и общего рынка электроэнергии на пространстве ЕАЭС – мы надеемся договориться именно в таком формате. А если мы выработаем общие подходы с нашими белорусскими друзьями и где-то ещё не успеем договориться с другими коллегами, не исключаем, что заключим и двусторонние договорённости, которые позволят двигаться к общему рынку газа и электроэнергии.
Также мы продолжаем взаимодействие по всем остальным вопросам экономического развития, предлагаем друг другу интересные и взаимовыгодные инвестиционные проекты – договорились и об этом, снимаем проблемные вопросы по агропромышленному комплексу и по многим другим направлениям, рассчитываем на сотрудничество в высокотехнологичных сферах. У нас большое поле деятельности.
Ещё раз благодарю белорусских коллег, Владимира Ильича Семашко лично за эту работу – сложную работу, трудную, которая тем не менее позволила на основе взаимопонимания прийти к нынешним договорённостям.
В.Семашко: Хочу добавить к тому, что сказал уважаемый Аркадий Владимирович. Действительно, мы отрегулировали текущие моменты (это 2015, 2016, 2017 годы) и чётко определили условия работы – ценовые и все остальные – на 2018–2019 годы.
Может быть, ещё более важно, что мы бросили мостик в будущую перспективу. То, что мы сегодня подписали, и то, что мы уже сделали, и то, что будем делать, – это реальный вклад в реализацию тех договорённостей, соглашений, которые были подписаны при формировании Евразийского экономического союза 29 мая 2014 года. Там было прописано, что мы должны сначала создать единый рынок электроэнергии, и даже дата была обозначена – 1 июля 2019 года. А к 1 января 2025-го нужно создать единый рынок газа.
Единый рынок газа – это, понятное дело, совершенно другие условия работы для всех сторон, для всех хозяйственных субъектов сторон. И вот мы данным шагом приближаемся к этому. Одним из основных моментов, или аспектов, или побудительных мотивов вхождения Белоруссии в Евразийский экономический союз как раз было создание равных условий хозяйствования. И мы всегда подчёркивали: если, например, в 2–2,5 раза цена на газ на электростанциях нашей страны выше, чем в России, то о каком едином рынке можно говорить, о каких равных условиях?
Поэтому мы чётко прописали, что мы должны до конца этого года, выполняя поручения президентов двух стран, разработать базовые положения о порядке формирования и функционирования единого рынка газа. И мы договорились, что, уже исходя из этих базовых условий, не позднее 1 июля 2019 года, когда будет уже следующий цикл договорной. У нас договорные отношения с «Газпромом» заканчиваются концом 2017 года, а потом на два года мы, исходя из подписанных сегодня документов, подпишем следующее соглашение, где чётко отфиксируем цены на газ для Белоруссии, как бы ни менялись курс и цены и так далее, внутри России. Я признателен за это российской стороне. А далее, уже исходя из этого, мы должны окончательно прорисовать траекторию. Но задача такая, чтобы цены были бы если не равные, то очень близкие, чтобы наши и электроэнергетика, и газовые отрасли работали в одних измерениях, в одном масштабе.
Вопрос: Какова всё-таки будет скидка на газ для Белоруссии начиная с 2018 года (2018–2019 годы)? И обсуждался ли вопрос отказа от долларовой основы в этой формуле расчёта цен на газ для Белоруссии и перехода, допустим, на полностью рублёвую?
А.Дворкович: Что касается скидки, то окончательные цифры назовёт всё-таки официальный представитель «Газпрома» после подписания соответствующих документов. Речь идёт о том, что к контрактной цене будут применяться понижающие коэффициенты, которые приведут цены к заранее согласованным уровням, прописанным в наших соглашениях. Это цены, которые составляют, могу сразу сказать, менее 130 долларов.
Кроме того, мы нашли механизмы, которые позволяют нашим белорусским партнёрам дополнительно субсидировать внутренние цены на газ и уже для конечных получателей установить более низкие цены. Какие – это по большому счёту на усмотрение наших белорусских партнёров, это не вопрос российской стороны. Поэтому я не могу назвать конечные цены уже для потребителей газа в Республике Беларусь.
Что касается дальнейшего движения, мы различные варианты динамики цен на газ и механизмы ценообразования, конечно, обсуждали, но пока окончательно не зафиксировали. Мы перечислили эти варианты в самых разных протоколах, материалах. Это и переход на рублёвые цены, и различные варианты привязки цен к различным уровням в России, использование различных механизмов закупки газа. У нас рынок газа внутри страны тоже трансформируется, повышается роль независимых производителей, постепенно увеличивается роль газовой биржи. И мы должны ещё обсудить, как мы эту трансформацию российского рынка газа будем учитывать при выстраивании двусторонних взаимоотношений и выстраивании договорённостей в рамках Евразийского экономического союза.
В.Семашко: Это, кстати, и было одним из моментов, почему мы не сразу до 2025 года прописали, как я назвал, траекторию движения. Потому что масса неизвестных: как будет вести себя курс, как будет вести себя цена на нефть и так далее. До 2019 года – очевидно, поэтому до 2019 года прописали, а потом уже договорились, исходя из реалий, которые будут ближе к концу 2019 года, составить «дорожную карту» и траекторию движения до 1 января 2025 года.
Вопрос: Вопрос об использовании долларовой основы будет поднят уже ближе к концу 2019 года?
В.Семашко: Скорее всего, будет рубль.
А.Дворкович: Мы вопрос будем обсуждать в этом году, и вполне возможно, что уже в этом году придём к каким-то договорённостям про будущий период. Мы не брали на себя такое обязательство – договориться кровь из носу, немедленно, именно сейчас, потому что действительно много неизвестных. Но в целом мы по всем направлениям нашей взаимной торговли с разными странами, включая тем более Республику Беларусь, где у нас рублёвая составляющая больше, чем с другими странами, считаем, что этот тренд правильный, нужно постепенно переходить на рублёвые расчёты.
Вопрос: Вы упомянули, что обсуждался объём переработки на НПЗ нефти, можете назвать, какой это объём?
А.Дворкович: Не менее 18 млн т. Но думаю, что он в какой-то момент начнёт расти.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а у вас есть техническая возможность быстро возобновить поставки нефти в полном объёме? И сможет ли белорусское Правительство быстро принять новые изменения?
А.Дворкович: Поставки нефти, необходимые для переработки, будут в полном объёме обеспечены, я в этом не сомневаюсь ни на секунду. Что касается поставок 24 млн т, то часть этих объёмов пойдёт не на переработку, а на экспорт.
Вопрос: А за счёт каких российских компаний будем «догонять» объём поставок?
А.Дворкович: Тут проблем нет никаких, они сейчас поставляют, у них все возможности – технологические, производственные – для этого есть. Прежде всего это «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», ряд других российских компаний.
Вопрос: Собственно, все, кто поставляет?
В.Семашко: Те, кто поставлял и поставляет.
А.Дворкович: Да, они и будут поставлять.
В.Семашко: Кстати говоря, подходя к сегодняшнему дню, к подписанию договоров, мы уже работали примерно месяц над механизмом возобновления поставок. И уже в апреле пойдёт наращивание объёма поставок по нефти на белорусские НПЗ, а с 1 мая наверняка, исходя из 18 млн т и так далее, мы будем эту нефть перерабатывать.
Мы ведём сегодня серьёзную реконструкцию заводов и к концу 2018 года её заканчиваем, тогда будут востребованы к концу 2019 года все 24 млн т – те, о которых мы условились до 1 января 2025 года.
Вопрос: Я правильно понимаю, что в итоге в 2017 году абсолютная цифра будет 24?
А.Дворкович: В индикативном балансе между Россией и Республикой Беларусь будет цифра 24. Как они будут распределяться между переработкой и другими направлениями использования, я сейчас не буду говорить, это межведомственный вопрос, он будет урегулирован в ближайшие дни.