В повестке: о совершенствовании практики типового строительства, об охране труда.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Козака о совершенствовании практики типового строительства
Сообщение Ольги Голодец об охране труда
Из стенограммы:
Д.Медведев: Обсудим некоторые решения, которые приняты, и некоторые темы, которые являются актуальными для сегодняшнего обсуждения.
Сначала о документе, который я подписал. Это постановление Правительства, которое утверждает Правила признания проектов зданий и сооружений пригодными для типового строительства, прежде всего с точки зрения экономической эффективности. Мы довольно энергично пытаемся внедрять типовое строительство – по одной очевидной причине: это гораздо дешевле, чем каждый раз придумывать что-то новое. Хотя это и интересно, но это существенно удорожает строительные расходы, и разработка проектно-сметной документации требует немало времени и денег. Использование типовых проектов позволяет сократить сроки и стоимость такого рода строительства. Это касается и жилых домов, и объектов социальной инфраструктуры – больниц, школ, административных зданий, спортивных сооружений. Это не означает, что они все должны быть абсолютно одинаковыми. Это тоже неправильно. Тем не менее должны быть различные утверждённые типовые проекты, которые можно использовать и тиражировать.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 3 апреля 2017 года
Мы внесли изменения в Градостроительный кодекс, это постановление позволяет на практике выполнять эти нормы.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), Вы этот вопрос ведёте в Правительстве. Что там есть нового?
Д.Козак: Я хочу вернуться к истории. Действительно, в июне
прошлого года были приняты поправки в Градостроительный кодекс, согласно
которым все публичные образования – а это и субъекты Федерации, и муниципалитеты,
и федеральный центр – должны использовать наиболее экономически эффективную
проектную документацию. Градостроительным кодексом предусмотрено, что проектная
документация, подготовленная на бюджетные средства, принадлежит Российской
Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципалитету и неопределённый круг
публичных образований имеет право использовать документацию, которая признана
наиболее экономически эффективной, для повторного применения.
В ноябре прошлого года во исполнение закона было принято постановление Правительства о критериях экономической эффективности проектной документации. Документ, который 31 марта подписан, определяет процедуру, механизм отбора такой проектной документации из всего массива проектной документации, который изготавливается на территории Российской Федерации. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по установленной процедуре будет отбирать наиболее эффективные проекты и включать их в федеральный реестр проектной документации. В этом федеральном реестре будут заключения государственной экспертизы на каждый проект, параметры, мощность, эскизные решения каждого проекта – всё это должно быть размещено на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. И каждое муниципальное образование, субъект Российской Федерации либо федеральный орган исполнительной власти, а также публичные компании, где более 51% принадлежит Российской Федерации, субъектам либо муниципалитетам, вправе выбрать из этого массива нужный проект, подходящий по целевому назначению, по мощности.
Д.Медведев: И платить за это не следует.
Д.Козак: Да, это бесплатно, это
принадлежит публичным образованиям. Платить за это не следует, и можно,
привязав к конкретному земельному участку, использовать эту проектную
документацию. Это позволит существенно сэкономить средства на
проектирование и сократить время проектирования, а также сократить расходы на
строительство объектов капитального строительства: школ, дорог – практически
все объекты будут в этом реестре.
Д.Медведев: Я хочу обратить внимание, что отбор этих проектов должен быть очень серьёзным, чтобы типовыми становились лучшие проекты, а не те, которые кто-то пролоббировал. В советские времена тоже было абсолютное большинство типовых проектов. Но, мягко говоря, не все они отвечали нужным критериям, были качественными, да и эстетически выглядели весьма сомнительно. Поэтому нужно отбирать лучшее и потом это предоставлять соответствующим публичным образованиям и другим структурам, для того чтобы они могли на этой основе возводить новые сооружения.
Ещё один вопрос, который я хотел бы сегодня затронуть, касается охраны труда. В российской экономике занято почти 72,5 млн человек. Их жизнь и здоровье, условия, в которых они работают, – предмет постоянного внимания законодателя. Этим должен заниматься и работодатель. Тем более когда речь идёт о предприятиях, где условия труда сложные, где возможны травмы. Таких предприятий в стране достаточно много, причём во всех секторах экономики. В последнее время этот травматизм уменьшился. Это отрадный фактор. Количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями уменьшилось почти на 14%. Это хорошие показатели, но в любом случае надо двигаться дальше.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), Вы обсуждали этот вопрос и на совещаниях, и на коллегии Министерства труда эти темы затрагивались. Что ещё можно было бы сделать в этом направлении?
О.Голодец:
У нас действительно есть хорошие результаты по программе преодоления
производственного травматизма. И, по предварительным данным, на сегодняшний
день мы вышли на показатель производственного травматизма, который присущ
развитым европейским странам, на которые мы прежде всего ориентируемся. Если в
европейских странах число случаев производственного травматизма с тяжёлым
исходом составляет 2,85, то по этому году у нас в стране ожидаемый показатель
будет 2,5. Мы находимся на уровне передовых стран, таких как Германия, и для
нас это очень важно, потому что человеческая жизнь на производстве – абсолютный
приоритет и с ним не может сравниваться ничто другое.
По каждой отрасли существует программа, в реализацию которой включены и работодатели, и представители работников. То, что за последние четыре года так сильно снизился травматизм, – это результат серьёзной работы во исполнение целого ряда законодательных актов, которые нами приняты, и тех решений, которые отслеживаются специальными группами по сопровождению наших законодательных инициатив.
Мы стали заниматься сейчас исследованием каждого случая, проводится оценка рисков по поводу каждого случая с вредными факторами. Это позволило, во-первых, сократить число рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, вывести с них людей, переобучить этих людей и предоставить им другие рабочие места. И это привело к абсолютному сокращению производственного травматизма.
Вы упомянули цифру 14%
по сравнению с прошлым годом, но если сравнивать с 2012 годом, то уровень
несчастных случаев с летальным исходом сократился почти на 40%. Это огромная
цифра.
По тем отраслям, которые находятся под особым контролем – а абсолютное большинство тяжёлых случаев производственного травматизма происходит в строительной отрасли, – разработана специальная программа, и коллеги её выполняют совместно с Министерством труда и представителями работников и работодателей.
Отрадно, что сегодня в отрасль охраны труда приходят наши промышленники. На выставке по охране труда у нас каждый год представляется более 9 тыс. российских предприятий, которые дают нашему рынку эффективные средства защиты – это и защита органов дыхания, и специальные костюмы. И на сегодняшний день очень высокий уровень средств индивидуальной защиты, которые конкурентны в том числе на мировом рынке.
В апреле в Сочи пройдёт большая Всероссийская неделя охраны труда. На сегодняшний день поступило уже 9660 заявок на участие в ней от разных юридических лиц и организаций. Мы ожидаем очень высокого представительства от Международной организации труда и ряда международных организаций и надеемся, что эта неделя охраны труда придаст новый импульс в реализации нашей программы.
Д.Медведев: Это действительно очень важное направление. Человеческая жизнь должна быть под охраной, в том числе и на производстве. Как Вы правильно сказали – это наивысшая ценность. Прошу Вас эту работу продолжить.
<…>